И среди великих фигур Ренессанса
в истории музыки XVI века выделяется исключительно талантливая
личность - Джованни Пьерлуиджи да Палестрина. О его детстве известно очень мало, и
время его рождения определяется лишь приблизительно: родился он 17
декабря 1525 года неподалеку от Рима в городке Палестрина, имя которого и взял
себе. Очень молодым Палестрина поступил в хор папской капеллы. Музыкальное
образование он получил в школе Гудимеля, из которой и вынес замечательную
полифоническую технику и ясное понимание о чистоте духовного стиля и гармоничности
сочетания звуков. С 1544 по 1551 год он служил органистом и хормейстером главной
церкви в Палестрине. В 1551 переселился в Рим, где последовательно занимал
должности учителя пения и руководителя детского хора в капелле Юлия (при соборе Св.
Петра).
При папе Маркелле II положение
Палестрины значительно улучшилось. Перейдя на должность певца Сикстинской
капеллы в Ватикане, Палестрина мог посвящать большую часть времени композиторской деятельности.
К тому времени Палестрина уже был женат и имел детей, поэтому для
работы в Сикстинской капелле он должен был получить специальное разрешение,
так как правила запрещали служить в этом священном месте людям не
монашеского звания. Но даже несмотря на такое благословение церкви, судьба
обошлась с ним очень жестоко: неожиданно, вопреки его желанию, он был уволен со
службы, а во время эпидемии чумы потерял жену, двоих сыновей и брата, что
надолго приостановило его творческую деятельность.
Только место капельмейстера в
церкви латеранского дворца и в церкви Санта-Мария Маджоре избавили его oi крайней
бедности. В 1560 году Палестрина обратил на
себя всеобщее внимание своими импропериями Их простая, красивая, гармоничная
музыка произвела сильное впечатление, и триентский собор поручил
Палестрине написать пробную мессу, которая доказала бы возможность существования фигуральной музыки
при церковном богослужении, так как многоголосие контрапунктических
хитросплетений наносило ущерб ясности текста и музыкальному благополучию.
Палестрина написал три мессы на
шесть голосов. Все три отличались замечательными достоинствами: первая отличалась
строгим стилем, вторая - нежностью, глубиною чувства и изяществом, третья, как
по форме, так и по экспрессии, явилась высшим проявлением гениальности
композитора. Посвященная памяти папы Маркелла, покровителя Палестины, она
известна под названием "Мессы папы Маркелла" и стала образцом для подражания. Эти
мессы решили участь фигуральной музыки в ее пользу.
Папа Пий IV, услышав мессу,
воскликнул: "Здесь Иоанн (то есть Палестрина) в земном Иерусалиме дает нам
предчувствие того пения, которое святой апрстол Иоанн в пророческом экстазе слышал в
небесном Иерусалиме". С тех пор и на долгое время сочинять в стиле Палестрины было
обязательным для композиторов католической духовной музыки.
Неудивительно, что с 1561 года и
до конца жизни композитор занимал почетную должность руководителя капеллы
собора Св. Петра. За заслуги перед церковью он был там и похоронен в 1594 году.
Палестрина за свою жизнь написал
много церковных произведений: около 100 месс, 68 офферториев, более 200
мотетов, гимны и другие духовные хоровые сочинения.
Музыка месс композитора в полной
мере отвечает величию литургического обряда и становится его органичной
составной частью. Палестрина в своем творчестве использовал знания музыкальной
теории и искусства предшествующих поколений, в
частности, очень сложного
технически искусства представителей нидерландской школы. Он сумел придать ему новый
смысл и, самое главное, - сделал более человечным и понятным. Именно
поэтому его можно назвать великим композитором.
Палестрина до сих пор остается
непревзойденным мастером многоголосья, так называемой полифонии. Все голоса
в его произведениях действительно поют и своим согласным звучанием создают
совершенно новую гармонию. Композитор упростил технику колоратурного пения,
тщательно следил за правильным произнесением слов литургии и старался избегать
всяческих излишеств в музыке. Он писал преимущественно вокальную музыку;
орган в его произведениях выполнял роль сопровождения или же не использовался вовсе, поэтому
Палестрина считается самым ярким представителем хорового пения а капелла (без
сопровождения). Всестороннее совершенство хоровой музыки Палестрины позволяет
сравнивать его с великим художником итальянского Возрождения Рафаэлем.
Композитор создал новый стиль,
который оказал влияние не только на римскую музыкальную школу, но и на
развитие музыки во всей Европе. И, несмотря на все это, его музыка постепенно
исчезла из церковного и светского репертуара и была возрождена только в 30-х годах
прошлого века в связи с мощным движением обновления церковной музыки. А
современные музыканты только теперь приближаются к стилистически точному
исполнению его сочинений.
|