Джузеппе родился 10 октября 1813
года в селе Ронколе, расположенном близ городка
Буссето и в 25 километрах от
Пармы. Верди рос в небогатой семье, его отец
торговал вином в городке Ла Ренцоле на севере Италии.
Большую роль в судьбе Джузеппе сыграл Антонио
Барецци. Он был купцом, но музыка
в его жизни занимала большое место
Барецци принял Верди на службу
конторщиком и счетоводом по торговым делам.
Конторская служба была скучной,
но не обременительной; зато много времени
поглощала работа по музыкальной
части: Верди старательно переписывал партитуры и
партии, участвовал в репетициях,
помогал музыкантам-любителям разучивать партии.
Среди буссетских музыкантов
ведущее место занимал Ферди-нандо Провези - соборный
органист, дирижер
филармонического оркестра, композитор и теоретик Он познакомил
Верди с основами композиции и
дирижерской техники, обогатил его музыкально-
теоретические познания, помог
усовершенствоваться в игре на органе. Убедившись в
большой музыкальной одаренности
юноши, он предсказал ему блестящую будущность
Ко времени занятий с Провези
относятся первые композиторские опыты Верди Однако
сочинительство юного музыканта
носило любительский характер и почти ничего не
прибавляло к его скудным
средствам существования. Пора было выходить на более
просторную творческую дорогу, но
для этого надо было еще многому научиться. Так
возникла мысль о поступлении в
Миланскую консерваторию - одну из лучших в
Италии. Необходимые для этого
денежные средства выделила буссетская "касса вспомоществования
нуждающимся", на чем настоял Барецци: на поездку в Милан и
консерваторскую учебу (в течение
первых двух лет) Верди получил стипендию в
размере 600 лир. Эту сумму
несколько пополнил Барецци из личных средств.
Поздней весной 1832 года Верди
приехал в Милан, крупнейший город северной
Италии, столицу Ломбардии. Однако
Верди постигло горькое разочарование: в приеме
в консерваторию ему наотрез
отказали
Когда двери Миланской
консерватории захлопнулись перед Верди, его первой заботой
было подыскать знающего и
опытного учителя среди городских музыкантов. Из
рекомендованных ему лиц он выбрал
композитора Винченцо Лавинья. Тот охотно
согласился заниматься с Верди и
первое, что для него сделал, - предоставил
возможность бесплатно посещать
спектакли "Ла Скала".
Многие спектакли проходили с
участием лучших артистических сил страны. Нетрудно
представить, с каким восторгом
молодой Верди слушал знаменитых певиц и певцов.
Посещал он и другие миланские
театры, а также репетиции и концерты
Филармонического общества.
Однажды Общество решило исполнить
ораторию "Сотворение мира" великого
австрийского композитора Иосифа
Гайдна. Но случилось так, что на репетицию не
явился ни один из дирижеров, а
все исполнители находились на местах и выражали
нетерпение. Тогда руководитель
Общества П. Мазини обратился к находившемуся в
зале Верди с просьбой выручить из
неловкого положения. Что последовало дальше -
рассказывает сам композитор в
автобиографии.
"Быстро направился я к
фортепиано и начал репетицию Очень хорошо помню
иронические насмешки, с какими
меня встретили. . Мое юное лицо, мой тощий облик,
моя бедная одежда - все это внушало
мало уважения. Но как бы там ни было,
репетиция продолжалась, и я сам
постепенно воодушевлялся. Я уже больше не
ограничивался сопровождением, а
начал правой рукой дирижировать, играя левой.
Когда репетиция кончилась, мне со
всех сторон делали комплименты Вследствие
этого случая Дирижирование
гайдновским концертом было доверено мне. Первое
публичное исполнение имело такой
успех, что тотчас пришлось организовать
повторение в большом зале
дворянского клуба, на котором присутствоваловсе
высшее общество Милана".
Так впервые на Верди обратили
внимание в музыкальном Милане. Один граф даже заказал ему кантату для своего
семейного торжества. Верди выполнил заказ, однако "его сиятельство"
не вознаградил композитора ни одной лирой.
Но вот настал долгожданный и
радостный момент в жизни молодого композитора: он
получил заказ на оперу - первую
оперу! Этот заказ сделал Мазини, который не
только руководил Филармоническим
обществом, но и был директором так называемого
Филодраматического театра.
Либретто А. Пьяцца, существенно переработанное
либреттистом Ф. Солера, легло в
основу первой оперы Верди "Оберто". Правда,
заказ на оперу удалось выполнить
не так скоро, как хотелось...
Окончились годы учения в Милане.
Пришло время вернуться в Буссето и отработать
стипендию городка. Вскоре по
возвращении Верди был утвержден дирижером городской
коммуны . Много времени Верди
уделял руководству филармоническим оркестром и
занятиям с его музыкантами.
Весной 1836 года состоялась свадьба
Верди с Маргаритой Ба-рецци, торжественно
отмеченная буссетским
Филармоническим обществом. Вскоре Верди стал отцом: в
марте 1837 года дочери Вирджинии,
а в июле 1838 года - сына Ичиляо.
За 1835-1838 годы Верди сочинил
огромное количество произведений мелкой формы -
маршей (до 100!), танцев, песен,
романсов, хоров и других.
Основные же его творческие силы
были сосредоточены на опере "Оберто". Композитор
так горел желанием видеть свою
оперу на сцене, что, закончив партитуру,
собственноручно переписал все
вокальные и оркестровые партии. Тем временем
подходил к концу срок договора с
буссетской коммуной. В Буссето, где не было
постоянного оперного театра,
композитор оставаться больше не мог. Переехав с
семьей в Милан, Верди начал
энергичные хлопоты о постановке "Оберто". К этому
времени Мазини, заказавший оперу,
уже не был директором Филодраматического
театра, а Лавинья, который мог бы
быть очень полезным, скончался.
Неоценимую помощь в этом
отношении оказал Мазини, веривший в талант и большое
будущее Верди. Он заручился
поддержкой влиятельных лиц. Премьеру наметили на
весну 1839 года, но из-за болезни
одного ведущего исполнителя перенесли на
позднюю осень. За это время
либретто и музыка были частично переработаны.
Премьера "Оберто"
состоялась 17 ноября 1839 года и прошла с большим успехом. Этому во многом
содействовал блестящий исполнительский состав спектакля.
Опера имела успех - не только в
Милане, но и в Турине, Генуе и Неаполе, где
вскоре была поставлена. Но эти
годы оказываются для Верди трагическими: он
теряет одного за другим дочь,
сына и любимую жену. "Я был один! Один!.. - писал
Верди. - И среди этих ужасных мук
я должен был закончить комическую оперу".
Неудивительно, что "Король
на час" не удался композитору. Спектакль был
освистан. Крушение личной жизни и
провал оперы сразили Верди. Он не хотел больше
писать.
Но однажды зимним вечером,
бесцельно бродя по улицам Милана, Верди встретил
Мерелли. Разговорившись с
композитором, Мерелли привел его в театр и почти
насильно вручил ему рукописное
либретто для новой оперы "Навуходоносор". "Вот
либретто Солера! - сказал
Мерелли. - Подумай, что можно сделать из такого
чудесного материала. Возьми и
прочти его... и можешь вернуть обратно..."
Хотя либретто определенно
понравилось Верди, он вернул его Мерелли. Но тот и
слышать не хотел об отказе и,
сунув композитору в карман либретто, бесцеремонно
вытолкал его из кабинета и
закрылся на ключ.
"Что было делать? -
вспоминал Верди. - Вернулся я домой с "Набукко" в кармане.
Сегодня - одна строфа, завтра -
другая; здесь - одна нота, там - целая фраза -
так мало-помалу возникла вся
опера".
Но, конечно, эти слова не надо
понимать буквально: оперы не так легко создаются.
Лишь благодаря огромному,
напряженному труду и творческому воодушевлению Верди
смог осенью
1841года окончить большую партитуру
"Навуходоносора". Премьера
"Навуходоносора"
состоялась 9 марта 1842 года в
"Ла Скала" - с участием
лучших певиц и певцов. По свидетельству современников, в
театре давно не было слышно таких
бурных и восторженных оваций. В финале
действия публика поднялась с мест
и горячо приветствовала композитора. Сперва он
даже счел это за злую насмешку
ведь только полтора года назад здесь же его так
безжалостно освистали за
"Мнимого Станислава". И вдруг - такой грандиозный,
ошеломляющий успех! До конца
1842года опера была исполнена 65 раз (!) -
исключительное явление в истории
"Ла Скала".
Причина триумфального успеха
заключалась прежде всего в том, что Верди в
"Навуходоносоре",
несмотря на его библейский сюжет, сумел выразить самые заветные думы и чаяния
соотечественников-патриотов.
После постановки
"Навуходоносора" суровый, нелюдимый Верди изменился и стал
бывать в обществе передовой
миланской интеллигенции. Это общество постоянно
собиралось в доме горячей
патриотки Италии - Кларины Маффеи. С нею у Верди на
долгие годы завязались дружеские
отношения, запечатленные в переписке,
продолжавшейся до ее смерти. Муж
Кларины - Андреа Маффеи - был поэтом и
переводчиком. На его стихи Верди
сочинил два романса, а впоследствии на его же
либретто - оперу
"Разбойники" по драме Шиллера. Связь композитора с обществом
Маффеи оказала большое влияние на
окончательное формирование его политических и
творческих идеалов.
Среди поэтов "Возрождения"
и ближайших друзей А. Ман-цони был Томмазо Гросси -
автор сатирических стихотворений,
драм и других произведений. На основе одного
из разделов знаменитой поэмы
"Освобожденный Иерусалим" выдающегося итальянского
поэта Торквато Тассо Гросси
написал поэму "Джи-зельда". Эта поэма послужила
материалом для оперного либретто
Солера, на которое Верди написал следующую,
четвертую оперу под названием
"Ломбардцы в Первом крестовом походе".
Но подобно тому, как в
"Навуходоносоре" под библейскими иудеями подразумевались
современные итальянцы, так и в
"Ломбардцах" под крестоносцами имелись в виду
патриоты современной Италии.
Такая "зашифровка" идеи
оперы определила в скором времени грандиозный успех
"Ломбардцев" по всей
стране. Однако патриотическая сущность оперы не ускользнула
от внимания и австрийских
властей: они чинили препятствия для постановки и
разрешили ее лишь после изменений
в либретто.
Премьера "Ломбардцев"
состоялась в театре "Ла Скала" 11 февраля 1843 года.
Спектакль вылился в яркую
политическую демонстрацию, сильно встревожившую
австрийские власти.
Заключительный хор крестоносцев был воспринят как страстный
призыв итальянского народа к
борьбе за свободу родины. После постановки в Милане
началось триумфальное шествие
"Ломбардцев" по другим городам Италии и странам
Европы, ставилась она и в России.
"Навуходоносор" и
"Ломбардцы" прославили Верди по всей Италии. Оперные театры
один за другим стали предлагать
ему заказы на новые оперы. Один из первых
заказов сделал венецианский театр
"Ла Фениче", предоставив выбор сюжета на усмотрение композитора и
рекомендовав либреттиста
Франческо Пи-аве, ставшего с тех пор на долгие годы
одним из главных сотрудников и
ближайших друзей Верди. Ряд его последующих опер,
включая такие шедевры, как
"Риголетто" и "Травиата", написаны на либретто Пиаве.
Приняв заказ, композитор
приступил к поискам сюжета. Перебрав несколько
литературных произведений, он
остановился на драме "Эрнани" французского
писателя, драматурга и поэта
Виктора Гюго - тогда уже завоевавшего европейскую
известность романом "Собор
Парижской богоматери".
Драма "Эрнани", впервые
поставленная в Париже в феврале 1830 года, проникнута
свободолюбивым духом,
романтической взволнованностью. Работая над "Эрнани" со
страстным увлечением, композитор
за несколько месяцев написал партитуру
четырехактной оперы. Премьера
"Эрнани" состоялась 9 марта 1844 года в
венецианском театре "Ла
Фениче". Успех был огромным. Сюжет оперы, ее идейное
содержание оказались созвучными
итальянцам: благородный облик гонимого Эрнани
напоминал об изгнанных из страны
патриотах, в хоре заговорщиков слышался призыв
к борьбе за освобождение родины,
прославление рыцарской чести и доблести будило
чувство патриотического долга.
Представления "Эрнани" превращались в яркие
политические демонстрации.
В те годы Верди развил
исключительно интенсивную творческую деятельность:
премьера следовала за премьерой.
Не прошло и восьми месяцев после премьеры
"Эрнани", как 3 ноября
1844 года в римском театре "Арджентина" состоялось первое
представление новой, уже шестой,
оперы Верди - "Двое Фос-кари". Литературным
источником для нее послужила
одноименная трагедия великого английского поэта и
драматурга Джорджа-Гордона
Байрона.
После Байрона внимание Верди
привлек великий немецкий поэт и драматург Фридрих
Шиллер, а именно - его
историческая трагедия "Орлеанская дева". Героический и
вместе с тем трогательный образ
девушки-патриотки, воплощенный в трагедии
Шиллера, вдохновил Верди на
создание оперы "Джованна д'Ар-ко" (либретто Солера).
Премьера ее состоялась в
миланском театре "Ла Скала" 15 февраля 1845 года. Опера
сперва имела довольно шумный
успех - главным образом благодаря знаменитой
молодой примадонне Эрминии
Фредзолини, исполнявшей главную роль, но едва эта роль перешла к другим
исполнительницам, интерес к опере остыл, и она сошла со сцены.
Вскоре состоялась новая премьера
- оперы "Альзира" - по трагедии Вольтера.
Неаполитанские театралы довольно
дружно рукоплескали новой опере, но успех ее
также оказался кратковременным.
"Аттила" - таково
название следующей оперы Верди. Материалом для ее либретто
послужила трагедия немецкого
драматурга Цахариаса Вернера - "Аттила - король
гуннов".
Премьера "Аттилы",
состоявшаяся 17 марта 1846 года в венецианском театре "Ла
Фениче", прошла с горячим
патриотическим подъемом исполнителей и слушателей.
Бурю восторгов и крики -
"Нам, нам Италию!" - вызвала фраза римского полководца
Аэция, обращенная к Аттиле:
"Возьми себе весь мир, лишь Италию, Италию оставь
мне!"
Верди с юности восхищался гением
Шекспира - с увлечением читал и перечитывал его
трагедии, драмы, исторические
хроники, комедии, а также бывал на их
представлениях. Заветную мечту -
сочинить оперу на шекспировский сюжет - он
осуществил на 34-м году жизни:
литературным источником для своей следующей,
десятой оперы он избрал трагедию
"Макбет".
Премьера "Макбета"
состоялась 14 марта 1847 года во Флоренции Опера имела
большой успех как здесь, так и в
Венеции, где вскоре была поставлена. Сцены
"Макбета", в которых
действуют патриоты, вызывали в слушателях огромное
воодушевление. Одна из сцен, где
поется о преданной родине, особенно захватывала
слушателей; так при постановке
"Макбета" в Венеции они, охваченные единым
патриотическим порывом, мощным
хором подхватили мелодию со словами "Родину