В середине лета 1847 года в
Лондоне состоялась премьера очередной оперы
композитора -
"Разбойники", написанной по одноименной драме Ф. Шиллера.
После Лондона Верди несколько
месяцев прожил в Париже. Настал исторический 1848
год, когда мощная революционная
волна прокатилась по Европе. В январе (еще до
начала революций в других
странах!) вспыхнуло грандиозное народное восстание в
Сицилии, точнее - в ее столице
Палермо.
В тесной связи с революционными событиями
1848 года находится создание
композитором выдающейся
героико-патрио-тической оперы "Битва при Леньяно". Но
еще до нее Верди успел завершить
оперу "Корсар" (либретто Пиаве по одноименной
поэме" Байрона).
В противоположность
"Корсару" опера "Битва при Леньяно" имела оглушительный
успех Сюжет, почерпнутый из
героического прошлого итальянского народа, воскрешал
на сцене историческое событие:
разгром в 1176 году объединенными ломбардскими
войсками захватнической армии
германского императора Фридриха Барбароссы.
Представления "Битвы под
Леньяно", проходившие в театре, разукрашенном
национальными флагами,
сопровождались яркими патриотическими демонстрациями
римлян, провозгласивших в феврале
1849 года республику
Не прошло и года с римской
премьеры "Битвы при Леньяно", как в декабре 1849 года
в неаполитанском театре "Сан
Карло" была поставлена новая опера Верди "Луиза
Миллер". Ее литературный
источник - "мещанская драма" Шиллера "Коварство и
любовь", направленная против
сословного неравенства и княжеского деспотизма.
"Луиза Миллер" - первая
опера Верди лирико-бытового плана, в которой
действующими лицами являются
простые люди. После постановки в Неаполе "Луиза
Миллер" обошла ряд сцен
Италии и других стран; в частности, в 1858 году она
исполнялась в Петербурге.
Верди устал вести кочевой образ
жизни, ему хотелось прочно обосноваться где-
нибудь, тем более что он уже не
был одинок. Как раз в это время в окрестностях
Буссето продавалось довольно
богатое имение Сант-Агата. Верди, располагавший
тогда значительными средствами,
купил его и в начале 1850 года переехал сюда с
супругой на постоянное
жительство.
Кипучая композиторская
деятельность вынуждала Верди разъезжать по Европе, но
Сант-Агата с той поры стала его
любимой резиденцией до конца жизни. Лишь зимние
месяцы композитор предпочитал
проводить либо в Милане, либо в приморском городе
Генуе - в палаццо Дорна.
Первой оперой, сочиненной в
Сант-Агате, была "Стиффе-лио" - пятнадцатая в
творческом портфеле Верди.
В период работы над
"Стиффелио" Верди обдумывал планы будущих опер и частично
набрасывал к ним музыку. Он и
тогда уже считался одним из крупнейших
композиторов, но высший расцвет
его творчества лишь наступал: впереди были
оперы, принесшие ему славу
"музыкального властителя Европы".
"Риголетто",
"Трубадур", "Травиата""стали самыми популярными
операми в мире.
Созданные одна за другой менее
чем вдвухлетний период, близкие между собой по характеру музыки, они образуют
как бы трилогию.
Литературный источник
"Риголетто" - одна из лучших трагедий Виктора Гюго "Король
забавляется". Впервые
представленная в Париже 2 ноября 1832 года, сразу же
после премьеры по распоряжению правительства опера была
исключена из
репертуара - как пьеса,
"оскорбительная для нравственности", так как автор
обличал в ней распутного
французского короля первой половины XVI века Франциска
I.
Уединившись в Буссето, Верди
работал с таким напряжением, что написал оперу за
40 дней. Премьера
"Риголетто" состоялась 11 марта 1851 года в венецианском
театре "Ла Фениче", по
заказу которого опера была сочинена. Спектакль имел
огромный успех, а песенка
герцога, как и предполагал композитор, произвела
настоящий фурор. Расходясь из
театра, публика напевала или насвистывала ее
игривый мотив.
После постановки оперы композитор
сказал: "Я доволен собой и думаю, что никогда
не напишу лучшего". До конца
жизни он считал "Риголетто" своей лучшей оперой. По
достоинству ее оценили как
современники Верди, так и последующие поколения.
"Риголетто" и теперь -
одна из самых популярных опер во всем мире.
После премьеры
"Риголетто" Верди почти сразу приступил к разработке сценария
следующей оперы -
"Трубадур". Однако прошло около двух лет, пока эта опера
увидела свет рампы. Причины,
тормозившие работу, были различны: это и смерть
горячо любимой матери, и
неприятности с цензурой, связанные с постановкой
"Риголетто" в Риме, и
внезапная смерть Каммарано, которого Верди привлек к
работе над либретто
"Трубадура".
Лишь к осени 1852 года
неоконченное либретто завершил Л. Бардаре. Прошли месяцы
упорной работы, и 14 декабря того
же года композитор написал в Рим, где
намечалась премьера:
"..."Трубадур" закончен вполне: все ноты на месте, и я
доволен. Хватит, чтобы и римляне
были довольны!"
Премьера "Трубадура"
состоялась в римском театре "Аполло" 19 января 1853 года.
Хотя с утра разбушевавшийся и
вышедший из берегов Тибр едва не сорвал премьеру.
Не прошло еще и семи недель с
римской премьеры "Трубадура", как 6 марта 1853
года в венецианском театре
"Ла Фениче" была поставлена новая опера Верди -
"Травиата".
Пользуясь богатыми вокальными и
оркестровыми средствами выразительности, Верди создал новый вид оперы.
"Травиата" _ глубоко правдивая
психологическая музыкальная драма
из жизни современников - простых людей. Для
середины XIX века это было ново и
смело, так как раньше в операх преобладали
исторические, библейские,
мифологические сюжеты. Новаторство Верди не пришлось
по вкусу рядовым театралам.
Первая венецианская постановка потерпела полный
провал.
6 марта 1854 года состоялась
вторая венецианская премьера, на этот раз в театре
"Сан Бенедетто" Опера
имела успех: слушатели не только ее поняли, но и горячо
полюбили. Вскоре
"Травиата" стала популярнейшей оперой в Италии и других странах
мира. Характерно, что сам Верди,
на заданный ему однажды вопрос, какую из своих
опер он больше всего любит,
ответил, что как профессионал выше ставит
"Риголетто", но как
любитель предпочитает "Травиату".
В 1850-1860 годах оперы Верди
идут на всех крупнейших сценах Европы. Для
Петербурга композитор пишет оперу
"Сила судьбы", для Парижа - "Сицилийская
вечерня", "Дон
Карлос", для Неаполя - "Бал-маскарад".
Лучшая из этих опер -
"Бал-маскарад". Слава "Бала-маскарада" быстро
распространилась по Италии и
далеко за ее пределами; он занял прочное место в
мировом оперном репертуаре.
Другая опера Верди - "Сила
судьбы" - была написана по заказу дирекции
петербургских императорских
театров. Эта опера предназначалась для итальянской
труппы, с 1843 года постоянно
выступавшей в Петербурге и имевшей исключительный
успех. 10 ноября 1862 года
состоялась премьера. Петербуржцы горячо
приветствовали прославленного
композитора. 15 ноября он сообщал в письме одному
из друзей: "Состоялось три
представления... при переполненном театре и с
отличным успехом".
В конце 1860-х годов Верди
получил предложение от египетского правительства
написать для нового театра в
Каире оперу с патриотическим сюжетом из египетской
жизни, чтобы украсить торжества,
связанные с открытием Суэцкого канала.
Необычность предложения сначала
озадачила композитора, и он отказался его
принять; но когда весной 1870
года познакомился со сценарием, разработанным
французским ученым (специалистом
по древнеегипетской культуре) А. Мариэттом, то
настолько увлекся сюжетом, что
принял предложение.
Опера в основном была закончена к
концу 1870 года. Премьера первоначально
намечалась на зимний сезон
1870-1871 года, но из-за накалившейся международной обстановки (франко-прусская
война) ее пришлось отложить
Каирская премьера
"Аиды" состоялась 24 декабря 1871 года. По словам академика Б.
В Асафьева, "это был один из
самых блестящих и энтузиастических спектаклей во
всей истории оперы".
С весны 1872 года началось
триумфальное шествие "Аиды" по другим итальянским
оперным сценам, и скоро она стала
известной по всей Европе, включая Россию, и в
Америке Отныне о Верди стали
говорить как о гениальном композиторе. Даже те
музыканты-профессионалы и
критики, которые относились к музыке Верди с
предубеждением, теперь признали
огромный талант композитора, его исключительные
заслуги в области оперного
искусства. Чайковский признал творца "Аиды"
гениальным и сказал, что имя
Верди должно быть начертано на скрижалях истории
рядом с самыми великими именами.
Мелодическая насыщенность
"Аиды" поражает богатством и разнообразием. Ни в одной
опере Верди не проявлял такой
щедрой и неистощимой мелодической
изобретательности, как здесь. При
этом мелодии "Аиды" отмечены исключительной
красотой, выразительностью,
благородством, самобытностью; в них нет и следа
штампа, рутины,
"шарманности", которыми нередко грешили старинные итальянские
оперные композиторы, да и сам
Верди в раннем и отчасти среднем периодах
творчества В мае 1873 года до
Верди, жившего тогда в Сант-Агате, дошла глубоко
опечалившая его весть о кончине
88-летнего Алессандро Манцо-ни. Любовь и
уважение Верди к этому
писателю-патриоту были безграничны. Чтобы достойно
почтить память своего славного
соотечественника, композитор решил к первой
годовщине его смерти создать
Реквием. На создание Реквиема у Верди ушло не более
десяти месяцев, и 22 мая 1874
года он был впервые исполнен под управлением
автора в миланской церкви Св.
Марка. Богатство и выразительность мелодии,
свежесть и смелость гармоний,
колоритность оркестровки, стройность формы,
мастерство полифонической техники
ставят Реквием Верди в ряд самых выдающихся
произведений этого жанра.
Образование единого итальянского
государства не оправдало надежд Верди, как и
многих других патриотов. Глубокую
горечь вызвала у композитора политическая
реакция. Опасения Верди вызывала
и музыкальная жизнь Италии: пренебрежение
национальной классикой, слепое
подражание Вагнеру, творчество которого Верди
очень ценил. Новый подъем
наступил у престарелого автора в 1880-х годах. В 75 лет он начал писать оперу
на сюжет пьесы
Шекспира "Отелло".
Противоположные чувства - страсть и любовь, верность и
интриганство переданы в ней с
потрясающей психологической достоверностью. В
"Отелло" соединено все
то гениальное, чего Верди достиг за свою жизнь.
Музыкальный мир был потрясен. Но
эта опера вовсе не стала финалом творческого
пути. Когда Верди было уже 80
лет, он написал новый шедевр - комическую оперу
"Фальстаф" по пьесе
Шекспира "Виндзорские насмешницы" - произведение настолько
совершенное, реалистичное, с
изумительным полифоническим финалом - фугой, что
оно сразу же было признано
наивысшим достижением мировой оперы.
10 сентября 1898 года Верди
исполнилось 85 лет. "...Мое имя пахнет эпохой мумий
- я сам высыхаю, когда только
бормочу это имя про себя", - горестно признавался
он. Тихое и медленное угасание
жизненных сил композитора продолжалось еще два
года с лишним.
Вскоре после того, как
человечество торжественно встретило XX столетие, Верди,
живший в миланском отеле, был
поражен параличом и через неделю рано утром 27
января 1901 года на 88-м году
жизни скончался. По всей Италии был объявлен
национальный траур. |