После очередной поездки в Россию
в 1847 году Лист наконец прервал свою карьеру концертного пианиста, чтобы
всецело отдаться творчеству. Композитор взял реванш у исполнителя... В дальнейшем
Лист не отказывался вовсе от выступлений, но они происходили от случая к случаю и
уже никогда не носили систематического характера. Период 1848-1861 годов
- веймарский - самый яркий, самый плодотворный в творчестве Листа. В это время
он осуществляет многие крупные замыслы и создает две программные симфонии,
двенадцать симфонических поэм, два концерта для фортепиано с оркестром и
"Пляску смерти" для того же состава. Среди фортепианных сочинений этого периода
выделяется монументальная одночастная Соната си минор.
Но одновременно Лист в стремлении
к высшему совершенству своего фортепианного стиля перерабатывает почти все
наиболее значительные из ранее сочиненных пьес для фортепиано. Так рождаются
окончательные редакции "Венгерских рапсодий", цикла "Годы
странствий", этюдов, переложений. Лист-исполнитель в эти годы выступает в новом
качестве - дирижера Веймарского придворного оперного театра и несколько реже - концертного дирижера.
Творческая практика Листа
порождает в эти же годы новый жанр оркестровой музыки - симфоническую поэму. Уже само
наименование ясно указывает на союз музыки ("симфоническая") и
литературы ("поэма"). Взяв за основу программную увертюру вроде "Эгмонта" или
"Кориолана" Бетховена, Лист придал ее одночастной форме большую масштабность и свободу,
что давало возможность воплощать самое разнообразное, чаще всего
опирающееся на какой-либо литературный источник, содержание. Так возникли
симфонические поэмы "Прелюды" (по Ламар-тину), "Что слышно на горе",
"Мазепа" (по Гюго), "Гамлет" (по Шекспиру),
"Идеалы" (по Шиллеру), "Орфей",
"Прометей" (по древнегреческим мифам) и т. д.
Программные концепции Листа
всегда интересны и своеобразны, он не иллюстрирует музыкой литературные сюжеты, а
представляет свое оригинальное осмысление образов мировой литературы. Французский
композитор Сен-Сане писал о Листе: "Когда время сотрет лучезарный след самого
великого из всех когда-либо существовавших пианистов, оно запишет в свой
золотой фонд имя освободителя оркестровой музыки".
Сен-Сане особенно подчеркивал
роль Листа как создателя симфонической поэмы. Действительно, после Листа и даже
еще при его жизни симфоническая поэма стала наиболее распространенным жанром
программно-симфонической музыки.
Хотелось бы несколько слов
сказать и о его рапсодиях. И здесь Лист оказался смелым новатором, создав
интереснейшие образцы претворения характерной народно-национальной тематики в очень
свободную, но по-своему убедительную форму, которая в музыковедении так и
стала называться рапсодической. Разумеется, особое место принадлежит
"Венгерским рапсодиям". Лист написал их девятнадцать. Подобно древнегреческим певцам-рапсодам
композитор рассказывал в них о своей родине, о радостях и скорбных думах ее
народа.
Между тем жизнь дарила не только
радости. Лист восхищался творчеством Вагнера. Однако как пропагандист музыки
Вагнера он оказался не столь удачлив, как творец собственных произведений. Кроме
"Лоэнгрина" он так и не смог добиться постановок других опер друга. Все чаще при
дворе задевают его самолюбие, выказывая неуважение к его
возлюбленной - княгине Каролине Витгенштейн, которую он полюбил еще будучи совсем
молодым.
После отъезда из Веймара на Листа
обрушиваются новые беды. Не успел еще залечить раны, нанесенные ему в городе,
который он пытался превратить в Афины новой музыки, а судьба уже готовила
новые тяжелые удары. Лист едет в Рим в надежде устроить свою личную жизнь.
Каролина после неустанных хлопот
в столице католической церкви, длившихся более полутора лет, получила, наконец,
согласие папы римского на расторжение брака с князем Витгенштейном. Каролина
хотела, чтобы венчание их состоялось в Вечном городе. Все было готово к
предстоящему бракосочетанию. Оно должно было произойти на второй день после приезда
Листа, 22 октября 1861 года, в день его пятидесятилетия. Но накануне,
поздно вечером, княгине сообщили, что по велению папы дело о ее разводе вновь
откладывается на неопределенный срок. Это был страшный удар. В течение
четырнадцати лет Ференц и Каролина делали все
возможное, чтобы получить право
на брак, на нормальную семейную жизнь,
защищенную от косых взглядов,
осуждения светского общества.
Фанатично религиозная, склонная к
мистицизму Каролина решает, что ей не
предназначено судьбой быть
счастливой в этом мире. Она полностью отдается
изучению богословия, отказываясь
от личного счастья. Затворница по собственной
воле, она в течение долгих лет не
покидает своей римской квартиры, где работает
с утра до ночи над богословскими
трактатами, при наглухо закрытых окнах и
ставнях, при свете свечей. По
вечерам ее навещают Лист, близкие друзья.
Лист устал от вечных неудач и
разочарований. Он душевно надломлен смертью горячо
любимого сына Даниэля, умершего
от скоротечной чахотки. Композитор очень
медленно возвращается к
творчеству, пишет церковную музыку, заканчивает ораторию
"Легенда о святой
Елизавете". Его настигает новый удар судьбы - умирает его
старшая дочь Бландина.
Римская церковь оказывает ему все
большее внимание В Ватикане в торжественные
дни исполняются его "Папский
гимн" в переложении для органа. Листа уговаривают
посвятить себя церкви. 25 апреля
1865 года Лист принимает малый постриг и
поселяется в Ватикане в
апартаментах своего друга кардинала Гоген-лоэ. Решение
Листа вызывает недоумение и испуг
друзей, злобные выпады врагов. Впрочем, эта
власть церкви над Листом была весьма
относительной Композитор не отошел от своих друзей-вольнодумцев, горячо сочувствовал
гарибальдийскому движению и, не стесняясь, позволял себе самые свободолюбивые высказывания
Не прекращается и творческая
деятельность композитора Заметными вехами в
творчестве Листа становятся
крупные вокально-инструментальные композиции
оратории "Легенда о святой
Елизавете" и "Христос", "Венгерская коронационная
месса", в течение многих лет
идет работа над ораторией
"Легенда о святом
Станиславе" Появляются и
яркие фортепианные произведения "Испанская рапсодия",
этюды "Шум леса" и
"Хоровод гномов", последние венгерские рапсодии, цикл
"Венгерские исторические
портреты" Появляется еще одна симфоническая поэма - "От
колыбели до могилы"
Написанные в 1870-х годах пьесы для фортепиано, отражающие
впечатления от пребывания в
Италии Листа-аббата, Листа - умудренного годами
мастера, составили третью тетрадь
цикла "Годы странствий"
Празднование пятидесятилетия
творческой деятельности композитора в Пеште в 1873
году вылилось в подлинно
национальное торжество Магистрат столицы в честь
великого маэстро учредил фонд
размером в десять тысяч гульденов
И снова в неустанных трудах
протекает жизнь Листа Для своего возраста он
исключительно живой и подвижный
Композитор преподает в Веймаре, Будапеште, ездит
в Рим, а за ним спешат его
ученики, образуя "листовскую колонию" Неугомонный
музыкант выступает во многих
городах как пианист и дирижер В Вене славятся
"листовские недели",
программы которых состоят из его симфонических и
фортепианных произведений Часто
его можно увидеть на эстраде вместе со своими
учениками
Идут годы, и хотя Лист больше чем
когда-либо окружен учениками и поклонниками,
он все больше начинает испытывать
щемящее чувство одиночества Многих его
сверстников - друзей и врагов -
уже нет Двое его детей умерли, а дочь Козима
бесконечно далека от него,
подруга жизни - единственная опора на склоне лет -
ушла в религию, и он остался один
в бурном жизненном водовороте Он борется изо
всех сил, старается сохранить
свое жизнеутверждающее кредо, но течение уносит
его
1885 и 1886 годы проходят под
знаком листовских торжеств в связи с его
семидесятипятилетием Между тем
здоровье Листа ухудшается, слабеет зрение,
беспокоит сердце Из-за отеков ног
временами он передвигается лишь с посторонней