Комета, которая 22
октября 1811
года пронеслась над венгерскими селениями, как бы отметила жизнь только
что
родившегося Ференца Листа. Уже в детстве он проявлял удивительный
талант, и эта счастливая звезда
словно сопровождала всю его жизнь.
Успехи Путци, как
называли его
родители, в игре на фортепиано сулили ему славу вундеркинда. Отец, Адам
Лист, это
предвидел, даже справедливо опасался, что ранняя популярность плохо
отразится на незрелом и неокрепшем таланте. Первые дебюты Путци были
пробными. В
1819 году он играл в салонах Эйзенштадта и Бадена. Опыт оказался
удачным.
Игру молодого пианиста горячо одобряли. Только в 1820 году состоялись
открытые
дебюты Путци. Выступление юного таланта привело публику в восторг.
Ференц вместе с отцом едет в
Вену Здесь
ежедневно заниматься с
мальчиком стал Карл Черни - один из любимейших учеников Бетховена.
Ференц упорно
учился, преодолевая
технические трудности, разучивая этюды. Зимой 1823 года Листы
перебираются в Париж. Отец молодого дарования надеялся на поступление
сына в консерваторию.
Однако туда Ференца не приняли, так как он был иностранцем. Слава
чудо-ребенка
опередила его приезд. Блестящие рекомендации открывали двери самых
аристократических салонов столицы. Не прошло и нескольких недель, как
Ференц играл во
дворце герцогини Беррийской, где собирались члены королевской семьи.
Успех этого
выступления был равносильным признанию всего
Парижа.
Однажды он играл у
герцога
Орлеанского - будущего короля Франции Луи-Филиппа. Своими импровизациями
он привел
его в восторг. Очарованный герцог содействовал устройству концерта Листа
в
Итальянском оперном театре. Вместе с Листом в этом концерте принимала
участие
известная певица Джудитта Паста, аккомпанировал - оркестр Итальянской
оперы, один
из лучших в Париже. Во время концерта, когда Лист играл сольную часть,
свободные от игры музыканты настолько увлеклись его исполнением, что
забыли вступить
вовремя. Это дало повод одному из рецензентов написать: "Орфей
зачаровывал
зверей в лесу и заставлял двигаться камни, маленький Лист так потряс
оркестр, что тот онемел".
Этот триумф
окончательно закрепил
за Листом славу нового Моцарта. Его музыкальную карьеру в Париже
можно было считать обеспеченной. Отец обратился к видным парижским
музыкантам
Фердинанду Паэру и Антонину Рейха с просьбой заниматься с Ференцем по
теории и
композиции. Композитор и капельмейстер
Итальянской оперы Пауэр согласился преподавать инструментовку, профессор
Рейха -
гармонию и контрапункт. Что касается фортепиано, то Ференц после Черни
ни с кем не занимался. В искусстве композиции Ференц феноменально быстро
достиг
поразительных успехов. И у Паэра возникла мысль ошеломить Париж: его
12-летний ученик напишет оперу. Работа над оперой прервалась поездкой в
Англию,
куда Листов пригласил друг семьи, фабрикант роялей - Эрар. У него в
Лондоне был
филиал фабрики, и он хотел, чтобы Ференц опробовал новые инструменты.
Лондон оказал
парижской
знаменитости теплый прием. К нему отнеслись здесь не просто как к
баловню салонов, а
как к истинному артисту, настоящему маэстро. После нескольких
выступлений
Ференц вернулся в Париж, чтобы закончить
оперу. Значительную помощь оказывал Паэр. По признанию Листа, его
учителю
принадлежала инструментовка оперы и многие музыкальные номера. При всей
поверхностной развлекательности, в "Замке любви" были отдельные удачные
мелодии,
запоминающиеся арии. Проникновению оперы на сцену способствовала и
популярность юного автора, чьи портреты красовались во многих витринах и
которому
куплетисты посвящали свои песенки. Сдав оперу, Ференц отправился во
второе концертное
турне в Англию и на юг Франции.
Лист попал в среду
состязающихся
виртуозов и, естественно, не мог не поддаться общему поветрию. В его
начинающемся фортепианном творчестве сразу же устанавливается господство
фантазий, вариаций на оперные темы, блестящих концертных этюдов или
каких-либо иных
по названию, сугубо технических пьес вроде созданных в середине 1820-х
годов
"Бравурного рондо" и "Бравурного аллегро". В период 1825-1830 годов лишь
очень
чуткие и наблюдательные музыканты могли бы выделить Листа среди
множества
модных виртуозов и предугадать его уникальное артистическое будущее.
Однако редчайшая
природная
одаренность Листа-художника и его упорное стремление к совершенствованию
должны были
рано или поздно сыграть решающую роль. В том, что это все же случилось
довольно
рано, велика заслуга трех великих музыкантов: Берлиоза, Паганини и
Шопена. С
ними Лист познакомился в начале 1830-х годов.
Если Берлиоз
произвел на Листа
впечатление грандиозными замыслами, фанатической преданностью великому
искусству и
полным отрицанием всего, бьющего на внешний эффект или подверженного
моде, то
Паганини потряс его демонической виртуозностью, связанной с
коренным обновлением всей скрипичной техники. Шопен покорил Листа
несравненной
поэтичностью музыки и фортепианного исполнения, причем особое внимание
Листа
привлекли шопеновские этюды, в которых техника всецело служила
поэтическому
замыслу. Последующее разучивание этих этюдов, как отмечают многие
современники,
буквально преобразило игру Листа, который вскоре стал даже соперничать с
самим автором.
Творчество Листа, в
основном
фортепианное, постепенно обогащается и углубляется в эти же годы, как и
его игра.
Правда, в середине 1830-х годов он все еще продолжает создавать фантазии
на
оперные темы, много работает над этюдами, ставя самые разнообразные
технические задачи, но техника
все больше подчиняется у него общему музыкальному замыслу. Самое же
главное, что
задачи собственно творческие, поэтические начинают занимать Листа все
более, заставляют размышлять о путях музыкального искусства в его высших
проявлениях. Особенности его художественной натуры, своеобразие
восприятия природы и
искусства приводят его к идее программной музыки, ставшей затем ведущей в
его творчестве. Немалую роль в этом сыграло здесь
его путешествие с Мари д'Агу по Швейцарии и Италии, предпринятое во
второй
половине 1830-х годов. Эта Диана парижских салонов сразу пленила Листа.
Подобно героине своей подруги Жорж Санд она во имя любви отказывается от
семьи, дома
и едет вместе с любимым искать счастья на чужбине.
В декабре 1835 года
у
них рождается первый ребенок - дочь Бландина. Через несколько лет они
расстались. Но в то время счастье взаимной любви, яркие впечатления от
природы,
знакомство с шедеврами искусства - все это, очевидно, с особой силой
заставило Листа
ощутить в себе не виртуоза, а прежде всего художника. Он много
размышляет об
искусстве и делится мыслями со своими друзьями в форме открытых писем
("Путевые письма бакалавра музыки"), публиковавшихся в одной из
парижских музыкальных
газет.
У Листа было
ощущение близкого
родства разных искусств. Он сравнивает, например, Колизей с "Героической
симфонией" Бетховена и "Реквиемом" Моцарта и выражает надежду, что Данте
найдет
отголосок "в музыке какого-нибудь Бетховена будущего". Этим отголоском, в
конце концов,
стали собственные произведения Листа: написанная в конце 1830-х годов
соната-фантазия "После чтения Данте" и более поздняя монументальная
симфония
"Данте".
Жажда творчества
обуревает Листа.
Но его друзья ошибаются, думая, что, перестав быть исключительно
пианистом-виртуозом, Лист начнет писать симфонии и оперы.
Лист пишет одну за
другой
фортепианные пьесы, пишет под впечатлением увиденного, услышанного,
прочитанного, под
влиянием лирических и философских размышлений. Так, параллельно "Путевым
письмам" рождается цикл "Альбом путешественника", превращенный более
поздней
редакцией в знаменитое и единственное в своем роде собрание программных
фортепианных
пьес "Годы странствий". Замысел романтичен.
Лист стремится
запечатлеть
картины природы и все то, что его
захватывает в его путешествии, привнося в свое творчество значительную
долю романтического
лиризма. В окончательном виде пьесы, созданные во время "странствий",
группируются в две тетради с подзаголовками: "Швейцария" и "Италия".
Характерно,
что если в первой тетради преобладают картины природы ("На
Валленштадтском
озере", "Эклога", "Гроза", "У родника"), то
во второй воплощены впечатления от
искусства ("Мыслитель" - по скульптуре Микеланджело, "Обручение" - по
картине Рафаэля, "Сонеты Петрарки").
Фортепианная игра
Листа и его
творчество не могли не мешать друг другу, так как требовали огромной
затраты сил и
времени. Творческое уединение середины 1830-х годов сменилось
гастролями. Лист
объехал за десять лет (1837-1847 годы) всю Европу - от Лиссабона до
Москвы,
от Гётеборга до Афин. Только в Россию Лист приезжал трижды - в 1842,
1843 и
1847 годах. Своеобразные творческие контакты возникли у него с четырьмя
русскими композиторами - Бородиным, Римским-Корсаковым, Кюи и Лядовым.
Лист активно
пропагандировал русскую музыку. Как пианист, пользовавшийся огромным
авторитетом, он прежде всего распространял русскую музыку своими
фортепианными
транскрипциями, которые исполнялись в самых разных уголках Европы. Без
преувеличения
можно сказать, что из всех великих западноевропейских музыкантов XIX
века никто не имел таких разносторонних связей с русской музыкой, как
Ференц
Лист. Он был уверен в блестящем ее будущем. |