Франц Легар, сын военного
капельмейстера Франца Легара и его жены венгерки
Христины Нейбрандт, родился 30
апреля 1870 года в венгерском городке Комморне.
Сюда забросила отца кочевая
армейская жизнь. Рождение первенца не могло изменить
ее уклада.
В пять лет он не только знал
ноты, но мог импровизировать на заданную тему, даже
при накрытой полотенцем
клавиатуре - трюк, приписываемый маленькому Моцарту. В
шесть лет написал песню с
собственным текстом, посвятив ее матери.
В 1882 году Легар успешно
выдержал довольно трудный экзамен в Пражскую
консерваторию. Франц стал
учеником профессора Ферстера по теории музыки и
директора Бене-витца по классу
скрипки.
В 1884 году полк отца перевели в
Прагу. Теперь Франц-младший мог снова жить в
семье. На старших курсах
консерватории директор Беневитц познакомил его с
Антонином Дворжаком,
шестнадцатилетний юноша и семидесятилетний маститый
композитор сблизились. Дворжак
сыграл юному другу несколько своих новых
композиций. Легар рискнул и,
замирая от волнения, показал Дворжаку свои. Это
были две сонаты, скерцо и
каприччио. Дворжак просмотрел их очень внимательно.
"Недурно, совсем
недурно", - бормотал он. Дойдя до конца последней сонаты, он
положил рукопись на стол и веско
произнес: "Повесь скрипку на гвоздь и будь
композитором!" Легар, давно
уже бравший тайком частные уроки композиции у
профессора 3. Фибиха, был
окрылен. Он твердо решил бросить консерваторию и
заниматься только у Фибиха.
Итак - полная самостоятельность и
свобода! Конечно, Легар не хотел и думать о том, чтобы рассчитывать на помощь
родителей. Представилась
возможность поступать в
музыкальный театр в Бармен-Эльберфельде первым
скрипачом-концертмейстером, на
жалованье 150 марок в месяц. Легар считал Бармен-
Эльбер-фельд школой жизни,
показавшей ему театр изнутри. Но интенсивная работа
не позволяла сочинять. Громадная
нагрузка не окупалась маленьким жалованьем.
В это время Легару-старшему
удалось получить место военного капельмейстера в
Вене. Ему нужен был
солист-скрипач. Разумеется, он подумал о сыне.
Отец и сын отлично сработались.
Они разделили между собой дирижерские
обязанности. Здесь, в Вене, Легар
провел десять месяцев. Он написал несколько
небольших сочинений, из которых
вальс "Чары любви" и два марша были изданы. Но
желание быть независимым берет
верх. Франц, узнав, что освободилось место
военного капельмейстера в
венгерском городке Лошонце, становится в двадцать лет
самым юным капельмейстером в
австрийской армии.
Стройный, элегантный, в красивом
мундире, с маленькими русыми усиками, Легар
покорял сердца обывателей Лошонца
и, главным образом, разумеется, их дочек.
Занятий ему хватало: помимо своих
прямых обязанностей - репетиций и выступлений
с оркестром, он основал квартет и
давал уроки музыки. Но в нем крепла мечта об
опере. Осенью 1893 года он начал
сочинять две оперы: "Кирасир" и "Родриго". Ни
одна из них не двинулась дальше
первых сцен, но молодой композитор, что
называется, набил руку, освоив
многие технические трудности. Затем родилась
"Кукушка" - первое крупное
музыкально-драматическое произведение Легара.
"Кукушка" должна была
решить судьбу Франца" быть ему композитором или же
остаться капельмейстером. В вечер
премьеры старый рабочий сцены театра в
Лейпциге ободряюще похлопал по
плечу трепещущего автора: "Поверьте мне, вы
будете иметь успех". Это
было 27 ноября 1896 года.
Действительно, успех был. Однако
"Кукушка" выдержала не много представлений.
После Лейпцига она прошла в
Кенигсберге, Будапеште (под названием "Татьяна"),
наконец в Венской опере.
"Кукушку" постигла странная участь: она нигде не
проваливалась и нигде не имела
настоящего успеха. После нескольких спектаклей и
благоприятных печатных отзывов
публика переставала интересоваться оперой, и
произведение исчезало с афиши.
1 ноября 1899 года стало одним из
звездных часов Франца Легара. Началась его
служба в Вене - столице
Австро-Венгрии и мировой оперетты, - пока в качестве
капельмейстера 26-го пехотного
полка.
Когда его полк должны были
перевести из Вены, он, не задумываясь, объявил
командиру, что остается в Вене и
навсегда покидает военную службу. Шел 1902 год.
Легар поступил в театр "Ан
дер Вин" дирижером. Но он не оставил мысли о
творчестве. Ему хотелось
сотрудничать с профессиональным, маститым драматургом.
Так он пришел к Виктору Леону -
едва ли не самому талантливому и плодовитому
театральному писателю того
времени, автору либретто многих опер и оперетт.
Премьера "Венских
женщин" состоялась в театре "Ан дер Вин" в ноябре 1902 года.
Наутро Легар прочел в газетах,
что он - новая величина современной оперетты.
Вскоре оперетта "Венские
женщины" пошла в Берлине (под названием "Настройщик
роялей") и в Лейпциге, где
называлась "Ключ от рая". Премьера "Решетника"
состоялась 20 декабря 1902 года.
Затем "Решетник" прошел 225 раз подряд!
В 1903 году Легар с Леоном и его
соавтором Лео Штейном начали работу над
опереттой "Божественный
супруг". "Божественный супруг" шел и в других странах, в
том числе и в России, но успех
его был не долгим.
Аналогичная судьба постигла и
следующее произведение, премьера которого прошла в
конце того же 1904 года в театре
"Ан дер Вин", - оперетту "Шуточная свадьба".
И вот пришло время "Веселой
вдовы". До последнего момента директор театра "Ан
дер Вин" Карчаг настаивал на
том, что музыка "Веселой вдовы" - это "никакая не
музыка", премьеру ждет
провал. Репетиции оперетты шли по ночам. Декорации были
составлены из фрагментов
оформления других оперетт, не было сшито ни одного
костюма. Для участников бала в
посольстве Карчаг разрешил взять туалеты из
"Гейши".
Перед самой премьерой директор
предложил Легару отказаться от нее, получив
некоторое вознаграждение,
"лишь бы не позорить театр". Легар со слезами
согласился; к счастью,
исполнители главных ролей, Мицци Гюнтер и Карл Тройман,
уговорили его не сдаваться:
"Коли все уже потеряно, хоть раз, но сыграем".
Уже первый акт оперетты потряс
зрителей, аплодисментам не было конца, после
второго акта разразилась овация,
неслы-
ханная даже в "Ан дер
Вин", публика потребовала выхода авторов, и на сцену
вместе с Легаром и актерами вышел
раскланиваться улыбавшийся Карчаг - поистине
опереточная ситуация. Легар
победил: "Веселая вдова" покорила мир.
"Фольклор против
рафинированности, музыкальная наивность против сверхкультуры,
экзотика против венского
элемента. И все это смешано в едином новом, незнакомо
переливающемся общем тоне,
который завоевал весь мир" (Э Дечей). "Мерцающее,
тремолирующее облачение в духе
Пуччини пронизывает мелодические находки... Даже
немузыкальным людям дарует эта музыка
чувство мелодии", - писал биограф Легара
С. Чех.
Эти отзывы дают представление о
восприятии музыки Легара его соотечественниками
и современниками, воспитанными на
старой опереточной школе.
"С "Веселой
вдовой", - писал Легар через несколько лет, - я нашел свой стиль, к
которому стремился в предыдущих
произведениях... Направление, которое взяла
современная оперетта, зависит от
направления времени, публики, от всех
изменившихся общественных
отношений. Я думаю, что шутливая оперетта не
представляет интереса для
сегодняшней публики... Автором музыкальных комедий я
не мог бы быть никогда. Моя цель
- облагородить оперетту. Зритель должен
переживать, а не смотреть и
слушать откровенные глупости..." Примечательно, что
осознание значения "Веселой
вдовы" пришло к нему не сразу. По меньшей мере пять
оперетт было написано за это
время. Легар упивался пришедшей к нему, наконец,
славой - настоящей, мировой
славой, со всеми ее последствиями
Новый крупный успех - оперетта
"Княжеское дитя", поставленная 7 октября 1909
года в новом "Иоганн
Штраус-театре", предназначенном специально для оперетты.
Легар сходится с драматургами А.
Вильнером и Р. Боданским, которые написали для
него пьесу "Цыганская
любовь". Не лишенное политических намеков либретто в
соединении с первоклассной
музыкой обусловили мировой резонанс другой оперетты
"Граф Люксембург",
которую Легар сочинял почти одновременно с "Цыганской
любовью" и написал всего за
три недели' Такое возможно только в расцвете
творческих сил Композитор не
особенно был доволен своей работой, называл ее
неряшливой. Но Карчаг в этот раз
оказался прав: Легар "вытряс из рукава"
мелодии, которые на несколько лет
завладели миром. Премьера в театре "Ан дер
Вин" была назначена на 12
ноября 1909года. Легар боялся провала и
надеялся только на невнимание зрителей к музыке. Он приятно ошибся. Спектакль
имел ошеломляющий успех.
Премьера оперетты "Цыганская
любовь" прошла 8 января 1910года в
"Карл-театре".
Пресса назвала лейтмотивы
"Цыганской любви" недостаточно своеобразными и
упрекнула Легара в чрезмерном
эксплуатировании своего таланта. В самом деле -
это была его третья премьера в
сезоне! Ставили в упрек также недостаток
комического элемента. За рубежом
успех "Цыганской любви" был большим, нежели на
родине.
"Ева" ("Фабричная
девушка") - так называлось новое произведение. Надо отдать
должное либреттистам: они нашли
место и лирике, и танцам, и даже роскоши в
наивном социальном контрасте.
Музыка "Евы", безусловно, удалась Легару. Самые
пленительные темы, конечно,
отданы героине. Ее мотив открывает увертюру,
трансформируясь позже в тему
дуэта.
Премьера прошла в "Ан дер
Вин" в начале 1914 года, и уже к 8 мая оперетта прошла
100 раз.
Началась Первая мировая война.
Для оперетты наступил трудный период. Творческая
растерянность чувствовалась и у
Легара. Почти десятилетие не появлялось из-под
его пера ничего, равного по
значению "Веселой вдове" или "Графу Люксембургу".
После "Евы", несколько
растерявшись от упреков в "социалистических
наклонностях", которых у
него явно не замечалось, он покончил с "глупостями" и
комизмом. Композитор начал писать
так называемые "легариады" - оперетты, весьма
мало схожие с
"опереткой", предъявляющие драматизм, граничащий с трагедийностью,
заканчивающиеся - вещь,
запрещенная в оперетке, - несчастливо. Как правило,
большого успеха
"легариады" не имели. Достигшего мировой славы композитора
обвиняли в том, что он исписался.
Он оказался "жестким
орешком", не отступил в отличие от Оффенбаха и говорил:
"Оперетта не умирает...
Умирают только те, кто не умеет с ней обращаться, -
любители штампов и эпигоны.
Каждый настоящий художник - первопроходчик,
пробивающий туннель через темные
горы к свету. Новый материал, новые люди, новые
формы! Я - человек настоящего времени,
а все нынешнее время не что иное, как
большая мастерская для следующего
поколения. Оно перестраивает драму, роман,
комедию, почему бы не оперетту?
Нет последней волны в искусстве, как нет
последней волны в Трауне... Есть
только одна инстанция, перед которой я склоняюсь, - это моя совесть. В
остальном я позволяю себя ругать и
хвалить и делаю то, что должен".
Легар не один преодолевал
трудности. В 1923 году он оформил брак с Софи. Уже 20
лет они были вместе, проверили
глубокую взаимную привязанность и пришли к
решению. Друзья справедливо
уверяли, что "Легар женился для того, чтобы быть
свободным". Софи умела
незаметно заботиться о нем, ни в чем его не стесняя.
Легара ожидал новый взлет. Хотя
мало кто сейчас помнит о написанных им
произведениях после 1920 года.
Однако оперетты "Паганини" (1925), "Царевич"
(1927), "Фридерика"
(1928), "Страна улыбок" (1928), "Джудита" (1934) живут хотя
бы потому, что в отдельных
мелодиях Легар не сошел с пьедестала, а поднялся
выше. Пусть как бы для концерта,
для исполнения их замечательным певцом Рихардом
Таубером создал он арии Паганини
и Су-Хонга, мелодии эти продолжают звучать,
радуя человечество. До слез
трогательный вальс Джудиты из одноименной оперетты
исполнялся уже не Таубером, и все
же это - одна из вершин опереточной музыки.
17 ноября 1929 года стало апогеем
новой славы Легара. В этот день на четырех
сценах Берлина было дано девять
легаровских спектаклей. В день шестидесятилетия
Легара, 30 апреля 1930 года, с 8
до 9 часов вечера по всей Австрии был объявлен
легаровскии час: по радио, в
дансингах и концертах исполнялись только его
произведения. Легар в это время
находился в Баден-Бадене. Он получил
поздравления со всех концов
света. Вена встретила его пышными юбилейными
празднествами и банкетами.
За успехом творческим пришел и
успех финансовый. В 1931 году Легар купил в Вене
просторный дворец постройки 1740
года, принадлежавший моцартовскому либреттисту
Людвигу Шиканедеру. Здесь
композитор и жил до самой смерти.