Критика тотчас же весьма
определенно заявила об этом. Тем не менее "Лукреция
Борджа" прошла в том сезоне
33 раза и ставится по сей день. И это понятно -
партитура оперы, хоть и побуждает
певцов в некоторых напряженных сценах
форсировать голос, содержит
страницы необычайной красоты. Весь пролог и большая
часть второго акта написаны с
подлинным вдохновением, отличаются безупречностью
формы и явно предвосхищают многие
завоевания современной оркестровки.
Вряд ли такому
музыканту-романтику, как Доницетти, можно было найти сюжет более
романтический, нежели история
Лючии ди Ламмермур. Сколько слез заставил
читателей пролить этот роман
Вальтера Скотта. Доницетти написал "Лючию" в
Неаполе (в мае - сентябре 1835
года). Эта опера, результат глубокой, напряженной
работы, была сочинена с такой же
легкостью, с какой в определенное время года
распускаются цветы.
Вечером 25 сентября 1835 года
"Лючия ди Ламмермур" была впервые исполнена в
театре "Сан-Карло".
Опера вызвала необыкновенное волнение. В огромнейшем зале
театра во время сцены сумасшествия
слышались рыдания публики. Овации после финальной сцены были настолько
оглушительные, что маэстро, хоть и привыкший к
овациям, был почти удручен ими и
получил такое нервное потрясение, что на
несколько дней слег в постель.
Французский критик Де Валори в
книге "Музыка" писал: "В "Лючии" Доницетти
безупречен. С нежностью его лиры
ничто не может соперничать... Доницетти раскрыл
в "Лючии" все тонкости
душевных переживаний любящего человека, особенно женщины.
Никакая музыка не выражала еще
так полно любовь и слезы, как музыка "Лючии".
Эта опера поставила Доницетти в
один ряд с самыми великими композиторами мира.
Италия еще гудела от успеха
"Лючии" в неаполитанском "Сан-Карло", когда
печальное известие о смерти отца
глубоко потрясло композитора. Его жена плохо
себя чувствовала после
преждевременных родов, лишивших ее надежды иметь детей.
Прошло немного времени, и он
узнал о смерти матери: из жалости это известие от
него скрывали. "Выходит, все
кончено?" - спрашивал себя маэстро. Это был крик
души. "Если б мой организм
не был так крепок, чему я и сам немало поражаюсь, -
признавался музыкант, - я бы
последовал за родителями! Только три месяца я
отсутствовал, и за это время
потерял отца, мать и ребенка, и жена больна".
Скоро потерял Доницетти и Вирджинию.
Он почувствовал себя одиноким и
растерянным. Ему казалось, что он
будет "несчастлив вечно".
От самоубийства его спасло
искусство и честность натуры: взятые на себя
обязательства он считал
священными; ведь если б он не выполнил их, то мог бы
причинить ущерб другим. А потом
жизнь постепенно захватила его своими заботами,
тысячами соблазнов.
2 декабря 1840 года была показана
в "Гранд-Опера" новая опера композитора
"Фаворитка", написанная
на либретто Руайе и Веза. В ней участвовали великолепные