22 февраля Вольф сообщает в
письме: "И сегодня я написал новую песню. Скажу Вам,
божественная песня. Совершено
божественно прекрасно!.. Мои щеки раскраснелись от
волнения, как расплавленное
железо, и это состояние вдохновения для меня -
удивительная пытка, отнюдь не
чистое счастье". Песня, которую имеет в виду автор
письма, это "Паренек и
пчелка", преобразившая наивный и игривый текст Мёрике в
лирическую поэму с прекрасной,
по-шубертовски распевной мелодией. В тот же день
композитор пишет новое письмо
тому же адресату: во второй половине дня родилась
"Охотничья песня" в
необычном размере Но это не все. "Презирайте меня!
Совершенное мальчишество! - заключает
Вольф свое письмо. - Третья песня "За час
лишь до утра" мне также
удалась, и как'" И этот случай - не единственный у него
в периоды творческого подъема -
раскрывает нам то действительно неповторимое,
что сопровождало расцвет его
музы: способность в один день создать две-три
изумительные по совершенству
песни, ни одной из которых невозможно отдать
предпочтение перед другой.
За четыре месяца пребывания в
Перхтольдсдорфе, -а завершилось оно в связи с тем,
что хозяева дома были должны уже
переезжать сюда на дачу, Вольф создал 43 песни
на стихи Мери-ке. Весна 1888 года
была вообще радостной для Вольфа: в марте,
к большому удовлетворению автора,
первая тетрадь с его произведениями увидела,
наконец, свет.
Песни Вольфа на стихотворения
Мёрике объединены не только смыслом, но и
настроенностью композитора на
поэтическое чувство жизни любимого им поэта.
Поэтому опус получился цельным и
по эмоционально-выразительному, и
стилистическому строю музыки.
Позднее у Вольфа возник замысел создать сборник
песен на стихи Гёте. Обращение к
поэзии Гёте означало для Вольфа проверку
творческих сил по самому большому
счету. "Песни на стихотворения Гёте" отличает
от остальных сборников Вольфа
эпически величавый, масштабный тон музыкального
высказывания.
Эти песни рождались у Вольфа в
таком же творческом порыве, что и сборник Мёрике.
Пятьдесят гётевских песен были
созданы за три с половиной месяца, с 27 октября
1888 года по 12 февраля 1889
года.
Написав последнюю песню для
гётевского сборника, вот-вот направляемого в печать,
Вольф сразу же обратился к
"Испанскому песеннику" - антологии народно-песенной
испанской и португальской поэзии.
Обращение к антологии Гейзе и Гейбеля
обозначило в творческой биографии
композитора очень важный поворот: отныне и до
конца жизни все его крупные
работы будут связаны не с немецкой поэзией, а
исключительно с литературой
романской традиции в переводах на немецкий язык.
"Испанский песенник"
был начат 27 октября 1889 года, а завершен 27 апреля 1890
года Особенно увлеченно творил
Вольф в ноябре и в последние дни марта - начале
апреля, когда порой из-под его
пера выходили по две песни в день От работы над
сборником его отвлекла только
инфлюэнца, бродившая в ту зиму по Вене. Она
вынудила композитора покинугь
Перхтольдсдорф, но в конце марта он вновь
возвратился туда, полный
творческого горения. В "Испанском песеннике" Вольф на
каком-то новом для себя, зрелом и
совершенном уровне использует по-вагне-ровски
насыщенные гармонии С завершением
последней, сорок четвертой по счету песни из
"испанского" сборника
закончился у Вольфа его "год песен" - период необычайного
творческого подъема,
растянувшийся в действительности на два с половиной года
Близился уже май 1890 года.
С завершением "Испанского
песенника" торческий подъем у Вольфа не проходит, но
темы для такой же крупной работы
пока не находится. В самом конце сентября
композитор сообщает из Унтераха:
"Я прослеживаю в себе подозрительные признаки
влечения творческой работе, каждый
момент ждите взрыва". И точно: на следующий день
после отправления письма, 25
сентября родилась первая песня "Итальянского
песенника". Собрание
итальянской народной поэзии в переводах П. Гейзе стало
основой для последней из крупных
работ Вольфа в области Ней. Если ничто не
отвлекает от сочинения музыки,
композитор ежедневно создает по новой прекрасной
песне, однажды - и две в один
день. Но после первых семи песен он надолго
откладывает в сторону захватившую
его работу. Полностью закончить "Итальянский
песенник" Вольфу удается к
маю 1896 года.
После этого Вольф собирается в
Берлин, где вечер его песен взялся провести
крупнейший концертный агент
Герман Вольфф. Денежную помощь композитору опять
оказало Вагнеровское общество, и
Вольф даже смог купить себе фрак и цилиндр.
Приятные события на этот раз,
увы, не вдохновили Вольфа на творчество. В 1892-
1893 годы он переживает такой
длительный период творческого бездействия, какого
он не знал раньше.
В начале января 1894 года в
Берлине с триумфальным успехом прошел совместный
авторский вокально-симфонический
концерт Брукнера и Вольфа, прославивший в
Германии обоих замечательных
австрийцев. Из Берлина Вольф выехал 25 января и
проследовал в Дармштадт, откуда
началось его концертное турне по городам Южной
Германии. В вечерах его песен
приняла участие и молодая солистка Майнцской оперы
меццо-сопрано Фрида Черни. Вольфа
поразили благородная красота ее внешнего
облика, сила характера, то, как
она тонко чувствовала его музыку. Они полюбили
друг друга и решили связать свои
жизни.
Внезапно пришедшая любовь
заставила Вольфа отвлечься от своих творческих
проблем. Ему теперь предстояло
найти в Вене средства для того, чтобы устроить
домашний очаг. Денег, позволявших
наладить свой быт, как принято в кругу, где он
вращался, у него было
недостаточно, и не было надежды на то, что положение скоро
изменится.
Острую внутреннюю борьбу в его
душе вызывает еще одно обстоятельство, имя
которому - Мелания. В последние
годы, -годы странствий, у него появилась
потребность писать ей едва ли не
каждый день, искать у нее совета и понимания.
Их связывали дружеские узы;
каждый из них занимал ключевое положение в жизни
другого. Появление Фриды
неизбежно должно было бы разрушить их по-своему
глубокую и сильную привязанность.
Развязать запутанный узел Вольф оказывается не
в силах и освобождает себя от
данного Фриде слова.
В конце декабря 1894 года Вольф
наконец нашел либретто, которое искал 12(') лет.
Накануне своего 35-летия Вольф
занес на нотную бумагу первые такты будущей
оперы. А через четыре месяца на
столе композитора уже лежал полностью
законченный клавир комической
оперы "Коррехидор"; еще пять месяцев понадобилось
на оркестровку. Удивительная
быстрота, если учесть, что это первая его опера.
Теперь Вольф должен начать жить
по-иному, как и подобает признанному
композитору. После многолетних
скитаний он решается снять себе квартиру, но
такую, которая стала бы его
домом, а не временным пристанищем. На тихой
Швиндгассе он нашел себе квартиру,
выходившую окнами во двор с садиком. Вольф
успевает написать на новой
квартире только восемь песен. В этих философских
монологах композитор с
впечатляющей силой и глубиной вновь проявляет себя как
романтический художник. Вряд ли
Вольф полагал, что "Стихотворения Микельанджело"
- последняя в его жизни
возможность выразить себя в музыке, вряд ли
предчувствовал, что спокойно
работать в собственном доме ему придется всего лишь
15 месяцев своей быстротечной
жизни. .
В апреле 1897 года Вольф
приступил к осуществлению еще одного оперного замысла,
который вынашивал пять лет - к
опере "Мануэль Венегас", опять-таки по новелле
Педро Аларкона.
Весь август, когда в Вене стояла
страшная, изнурительная жара, Вольф не покидал
своей квартиры, он работал до изнеможения
и серьезно заболел.
Диагноз, установленный врачами,
не оставлял никаких надежд. С осени 1899 года
болезнь усилилась и уже не
отпускала Вольфа до конца его дней.
Зимой 1903 года из-за похолодания
началась вспышка туберкулеза, и неделю спустя
трагедия завершилась. 22 февраля
1903 года Гуго Вольфа не стало .
|