В городке
Виндишграц 13 марта
1860 года родился выдающийся австрийский композитор Гуго Вольф. Гуго,
четвертый ребенок в семье, своей музыкальной одаренностью пошел в отца,
неукротимым нравом и железной волей - в мать. В пять лет Гуго пошел в
четырехклассную
начальную школу. В этом же возрасте отец познакомил его с фортепианной
клавиатурой, с первой позицией скрипки. Вскоре домашние заметили, что у
ребенка
чрезвычайно тонкий слух и успехи в музыке он делает необыкновенно
быстро.
Пришлось поручить его музыкальное воспитание учителю музыки из городской
школы.
В 1870-м, через год
после
успешного окончания школы в Виндишг-раце, отец отвез Гуго в Грац и
определил его в
первый класс местной гимназии. На следующий год отец устроил
Гуго в конвикт бенедиктинского монастыря Св. Павла. Это был удачный
выбор:
прекрасная природа, уединение, располагающее к возвышенным думам, патер
Салес -
отличный учитель игры на фортепиано. И Гуго много музицирует, участвует в
трио, разучивает попурри из итальянских опер. По воскресеньям его
допускают играть
на церковном органе. С 1873 года Гуго учится в гимназии
Марбурга-на-Драве. Любя
музыку и желая, чтобы сын постиг все ее премудрости, Ф. Вольф вовсе не
собирался сделать сына профессиональным музыкантом. К тому же
консерватория не давала никакого образования, кроме музыкального. Все
дело решила
приехавшая из Вены в гости сестра Филиппа Катарина Винценцберг, обе
дочери которой
учились именно в консерватории. Она убедила брата в правомерности
просьбы Гуго, обещала, что
племянник будет жить в ее доме, и сама увезла его в Вену на
вступительные экзамены.
В сентябре 1875
года
пятнадцатилетний Вольф впервые переступил порог Венской консерватории.
Как пианист он
оказался настолько подготовленным, что его зачислили сразу на второй
курс.
Уровень музыкальных сочинений абитуриента показался экзаменаторам
недостаточным. И пришлось здесь начинать с азов гармонии. Этот шаг назад
ученик
переживал болезненно, отделываясь на замечания профессора ответом: "Это и
так понятно". Однако Роберт Фукс, у которого Гуго Вольф постигал
гармонию, понимал,
что строптивый подросток творчески очень одарен. Учитель интересовался
личностью ученика, его композиторскими опытами: их занятия выходили за
пределы
программы курса.
Одновременно с
Вольфом у Фукса занимался гармонией его сокурсник
- Густав Малер. - Наряду с консерваторией важнейшим
источником музыкального образования стало для будущего композитора
посещение
оперы. В первые же месяцы жизни в Вене юный Вольф стал свидетелем
незаурядного
события: воцарения Рихарда Вагнера на подмостках
придворной оперы.
Творчество
автора "Тангейзера", "Тристана", "Парсифаля" навсегда станет сильнейшей
его
привязанностью в музыкальном искусстве.
Последующие
каникулы дома в
Виндишграце - это бесконечные рассказы о Вене, это безжалостное к
старенькому
пианино исполнение увертюры "Тангейзер" Вагнера. На втором курсе у
Вольфа начались
занятия в классе композиции. Казалось бы, это должно было обрадовать
его:
сбылась наконец его мечта. Воодушевленный, он принимается за симфонию.
Но вышло
наоборот - с этого момента учеба в консерватории стала быстро терять
для него свою привлекательность. Причина тут особая - профессор Франц
Кренн,
которого никто не называл иначе как "старый Кренн". В класс этого
педанта и попал Гуго. Рутинные и при этом систематические уроки Кренна
были непереносимы
для Гуго, и однажды он сказал в сердцах директору консерватории, что
хочет покинуть
это учебное заведение.
В начале 1879 года
вновь
пересеклись пути двух соучеников по консерватории - Гуго Вольфа и
Густава Малера. Оба
стремятся писать музыку и мучительно страдают от невозможности найти
тихий
уголок для занятий. Оба бедны. Вместе с третьим товарищем - будущим
дирижером
Рудольфом Крижановски - они вскладчину снимают тихую комнату; как
позднее
вспоминал Малер, им приходилось с Вольфом спать на одной кровати, чтобы
как-то
разместиться в помещении, явно не рассчитанном на троих.
В первые годы
самостоятельной
жизни в Вене попытки Вольфа утвердиться как композитору не привели к
ощутимым
результатам. Друзья - и профессионалы самого высокого ранга, и любители
музыки
- были убеждены в большой ценности того, что он сочинял, пытались
содействовать изданию его песен. Но даже в скромном венском издательстве
их хлопоты не
привели к успеху.
Для становления
Гуго Вольфа как
композитора много значили отзывы крупнейших авторитетов. Еще подростком
он
обращался за отзывом к Вагнеру, но не получил ничего. И вот в 1879 году
он
решает показать свои сочинения Брамсу. Несмотря на увлеченность
Вагнером, Вольф в
молодые годы вовсе не был противником Брамса, как некоторые из его
друзей-вагнериан-цев. Лично же Вольф и Брамс не были знакомы.
Брамс принимает
Вольфа у себя
дома, внимательно знакомится с его музыкой, видит, что какие-то вещи
тому несомненно
удаются. Однако Брамсу кажется, что его гостю недостает полифонической
техники.
Маститый композитор объективен: Вольф, недоучившись в консерватории,
скорее всего не успел пройти курса контрапункта.
Брамс советует
юноше восполнить
пробел и откладывает рекомендацию Вольфа это
глубоко ранит:
неужели такой
мастер не может отличить одаренность от технической
оснастки, талант от
ремесла?
Вскоре Вольфа
ожидали и
совершенно особые испытания чувств: он познакомился с
Валли Франк.
Вероятно, Гуго Вольф
познакомился с Валли Франк в начале 1878 года
и сразу же влюбился
в девушку,
влюбился по-юношески горячо - ведь то было первое
его чувство. Три с
лишним года
переполняла его эта любовь, причиняя муки,
сравнимые лишь с
теми, какие
причиняли ему неудачи на пути в большую музыку. К
сожалению, взаимное
непонимание
росло, и весной 1881 года Валли после нескольких
месяцев молчания
написала Вольфу
и< Франции, что окончательно порывает с ним
Скитания Гуго
Вольфа по Вене
продолжаются до конца 1884 года. По-прежнему
единственным его
заработком
остаются уроки музыки К ним добавляются занятия с
певцами, и это ему
ближе и
интереснее, чем обучать детей игре на рояле.
Выход из тупика
помогли найти
друзья, с которыми Вольф сблизился, возвратившись
из Зальцбурга в
Вену, - супруги
Генрих и Мелания Кёхерт. Много лет спустя Вольф
подарит Мела-нии
рукописи всех
своих песен, написав стихотворное посвящение: "Из
всех, кто глубоко
воспринимает
искусства звуков волшебство, никто меня не понял
так полно, как ты".
В этом
даре косвенно отражено и безграничное великодушие
супругов к гонимому
нуждой
молодому музыканту.
Имея знакомства в
редакции,
Кёхерт составил протекцию Вольфу, и того пригласили
в еженедельную
газету
"Венский салонный листок" в качестве музыкального
рецензента Встав на
поприще
музыкальной критики, Вольф не имел достаточного
положения в главном
деле своей
жизни - в композиции. Это положение ему только
предстояло
завоевать, обращаясь к
певцам, музыкантам, дирижерам. Резко критикуя
исполнителей, Вольф
нажил в Вене
множество врагов, и когда ему приходилось
обращаться к
исполнителям, он
порой сталкивался с невниманием к его просьбам,
бойкотом и даже
саботажем. Такой
жестокий удар ожидал Вольфа с "Пентазилеей",
полностью
законченной автором к
осени 1885 года.
И все же композитор
не теряет
веры в свою звезду. С конца 1886 года из-под его
пера опять начинают
выходить
прекрасные песни, но их немного, потому что все
время занимает
работа в газете.
24 апреля 1887 года был опубликован последний
критический обзор
Гуго Вольфа.
Творческий подъем
продлился у
Вольфа с января 1888 года до конца апреля 1890
года, то есть
немногим более двух
лет. За этот срок он создал примерно половину
- причем лучшую! -
своих
произведений: более 160 песен, многие из которых
настоящие
жемчужины.
Значительные
творческие свершения
нередко бывают вызваны потрясениями в личной
жизни художника.
Для Вольфа таким
событием оказалось обрушившееся на него горе -
смерть отца. Вместе
с утратой
произошло трезвое понимание того, что настал,
наконец, крайний
срок, когда надо
ответить и себе, и окружающим на вопрос,
правильный ли путь
ты избрал в
жизни.
Поздней осенью 1887
года Вольф
случайно встретил на улице своего друга -
Фридриха Экштейна,
которого давно
не видел. В разговоре Вольф пожаловался другу,
что не может найти
издателя для
своих сочинений, и Экштейну пришла в голову
неплохая идея: он
готов был
внести своему знакомому издателю
крупную сумму денег
на покрытие
издательских издержек при публикации нескольких
лучших песен Вольфа
и просить
членов Вагнеровского общества раскупить часть
тиража для
возмещения внесенных
денег. И действительно, удалось уговорить одного
мелкого венского
издателя. Вольф
отобрал 12 песен из созданных за предыдущие
десять лет, и
началась подготовка
их к изданию.
Работал Вольф
увлеченно, но жил
по строгому распорядку. Он рано вставал и каждое
утро начинал с
небольшой
прогулки. Возвратившись домой, Вольф принимался за
работу. Много раз
читал он вслух
стихотворение, которое собирался положить на
музыку, и тут же за
роялем
находил музыкальное зерно. Далее он на каких-нибудь
клочках бумаги
подыскивал
сочетания звуков, которые развивали бы найденную
музыкальную идею.
Лишь пройдя
горнило такого "изучения", пришедшая в голову
звуковая
последовательность и
становилась его, Вольфа, темой. Всю жизнь это
правило было
неизменным в его
композиторской работе.
16 февраля 1888
года Вольф,
остановившись на стихотворении Мёрике "Барабан",
написал первую
песню цикла. И с
этого дня рождаются все новые песни на стихи
Мёрике.
|