Игорь Стравинский - легендарная
фигура в музыке XX века. За долгую жизнь этому
композитору удалось использовать
все достижения современной авангардной музыки.
Русская народная песня, богатство
ее ритмико-мелодической структуры были для
Стравинского источником создания
собственной мелодики фольклорного типа.
Стравинский никогда не был просто
эпигоном каких-либо стилей. Напротив, любая
стилистическая модель
преображалась им в исключительно индивидуальное творение
Стравинский утверждал, что его
музыка словно развивается сама по себе,
но все
же и в ней содержатся идеи,
доступные всеобщему восприятию.
Игорь Стравинский родился 17 июня
1882 года в Ораниенбауме близ Петербурга. С
артистической средой он был
знаком с ранних лет: его отец - прославленный
певец Мариинского театра, где
помимо сослуживцев бывали и Стасов, и Мусоргский,
и Достоевский. Фантасмагорию
театра, приволье и произвол его закулисной жизни
Стравинский впитал в себя с
детства
Юношей он уже принадлежал к
высшим кругам Петербуржкой художественной интеллигенции, стал участником
"Вечеров современной музыки" -
их возглавляли А.П. Нуроки и В.Ф.
Нувель, а через них сблизился с деятелями
"Мира искусства" и с
тем, кто задавал здесь тон - с Сергеем Павловичем
Дягилевым, при решающем
воздействии и покровительстве которого утвердилась
блистательная композиторская
карьера молодого Стравинского. Позднее именно
благодаря Дягилеву, но, возможно,
не без участия и другого ревнивого покровителя
- Дебюсси - он быстро проник в
сферы аристократической элиты Парижа.
Где, как Стравинский знакомился с
народной песней? В дни детства под
Петербургом? В Устилуге бывшей
Волынской губернии, в имении своей жены, где жил
после женитьбы с 1906 года? На
ярмарках в Ярмолинцах, находившихся неподалеку от
Устилуга? Это доподлинно
неизвестно, однако именно русская народная песня -
основной источник его
новаторства, его откровение.
Профессиональным композитором
Стравинский стал сравнительно поздно - только
после того, как весной 1905 года
в возрасте 23 лет окончил университет. До того
он лишь обращался за советами к
Римскому-Корсакову. Но с осени 1905 года занятия
стали регулярными - дважды в
неделю. Пять лет близкого общения с Николаем
Андреевичем Римским-Корсаковым
многое дали Стравинскому. Он воочию - на примере
своего учителя - познакомился с
техникой композиторского труда.
"Юношеское" созревание
было очень недолгим, а взлет оказался столь
стремительным, что в отличие от биографий
многих других композиторов первый же
творческий период Стравинского,
который открывается "Жар-птицей", явился
периодом зрелости. Таким образом,
"русский" этап предстает во всем великолепии
своих свершений как период
зрелого мастерства.
Первое крупное сочинение
Стравинского – Фортепианная соната - датируется 1904 годом. Его музыка впервые
прозвучала 27 декабря 1907
года на одном из концертов
"Вечеров современной музыки" в скромном зале
Петербургской музыкальной школы.
Певица Е.Ф Петренко исполнила "Пастораль" и
"Весну священную". Эти
песни были им написаны незадолго до того. Вскоре
последовали другие премьеры.
Слава пришла к нему неожиданно в
28 лет вместе с показом "Жар-птицы" в Париже в
1910 году и закрепилась там же
спустя три года небывало скандальной премьерой
"Весны священной".
Слава прилепилась к его имени и не оставляла более.
Русская сказка об Иване-царевиче,
освободившем прекрасную царевну от чар Кащея,
воплощена в музыке
"Жар-птицы". Мир русской ярмарки с ее озорными плясками,
балаганами, уличными наигрышами
шарманки и гармоники нашел свое яркое отражение
в "Петрушке"; на фоне
праздничного разгула толпы представдены трагические
смятения кукольного героя
Петрушки, обманутого ветреной Балериной. Впечатление
оглушительного взрыва произвела
музыка "Весны священной" - балета, рисующего
картины языческой Руси.
"Весна священная" ознаменовала начало нового этапа в
истории мировой музыки. Стремясь
передать "варварский" дух далекой древности,
автор применил неслыханно дерзкие
созвучия, стихийные ритмы, буйные оркестровые
краски. В ряде его сочинений
использованы необычные ритмы, оригинальные
инструментальные эффекты.
После парижской премьеры
"Жар-птицы" 1910 года Стравинский сблизился с Дебюсси.
Они были дружны в течение девяти
лет, до самой смерти француза. Поначалу Дебюсси
видел в Стравинском близкого по
стилю композитора. Но внезапная эволюция
Стравинского озадачила Дебюсси:
со смешанным чувством одобрения и недоумения он
отнесся к "Весне священной"
- его молодой друг в этом эпохальном сочинении
порвал с импрессионизмом,
преодолел его.
Стравинский входит в моду, он
посещает великосветские парижские салоны,
связанные с некогда известными
именами. Это - графиня Эдмои де Полиньяк, дочь
богатейшего фабриканта швейных
машин Зингера, в салоне которой впервые
исполняются заказанные ею
произведения не только Стравинского, но и Форе,
Равеля, Сати, де Фальи, Пуленка.
Это и Габриэль Шанель - владелица
аристократического ателье мод,
одна из самых щедрых покровительниц Дягилева;
Стравинский получает также заказы
от актрисы и танцовщицы Иды Рубинштейн, от
Элизабет Спрэг Кулидж - меценатки
из США и т. д.
Он завязывает близкие сношения с
представителями других видов искусства, с
философами, физиками, теологами.
С ним встречаются и крупные государственные
деятели. А бесконечные интервью,
в которых, по замечанию Стравинского, "слова,
мысли и даже самые факты
искажались до полной неузнаваемости" и которые он тем
не менее охотно давал, поражая
интервьюеров находчивостью, остроумием,
парадоксальностью суждений, -
разве кто-либо из композиторов XX века
удостаивался такого внимания?
Второй период творчества
композитора приходится на годы после Первой мировой
войны, когда он постоянно жил в
Париже и в 1934 году принял французское
гражданство. С новым окружением
его объединяло как духовное, так и творческое
родство. Таким образом, он стал
блестящим представителем международного
авангарда в музыке. Новый
стилистический период его творчества, по числу
произведений наиболее
плодотворный (около 45 сочинений), можно охарактеризовать
как возвращение к стилю прошлых
времен (от античности до классицизма). Это так
называемый
"неоклассицизм".
Новый переломный момент в
творчестве композитора обозначает "Пульчинелла" -
балет с пением (1919-1920).
Произошло это не случайно, не было капризом творца-
закончилась война, закончился
период убийств, бесчеловечных разрушений, и у
Стравинского появилась
потребность освежить свою палитру. Радостный, солнечный
свет излучает музыка
"Пульчинеллы"; бодрым, жизнедеятельным характером отмечен
Октет (1922- 1923); улыбкой
озарена комическая опера "Мавра" (1921-1922). А
более поздние произведения -
"Аполлон" (1927-1928) и "Поцелуй феи" (1928)
отбросят свет на творчество
Стравинского ближайшего десятилетия; отзвуки
тенденций, в них заложенных,
скажутся и в сороковые годы.
Всего для балетного театра
композитор написал восемь оркестровых партитур: "Жар-
птица",
"Петрушка", "Весна священная", "Аполлон Мусагет",
"Поцелуй феи", "Игра в
карты", "Орфей",
"Агон". Также он создал три балетных произведения с пением:
"Байка",
"Пульчинелла", "Свадебка".
Трудно оспаривать значение
новаторской музыки Стравинского в развитии
хореографии XX века Тем не менее
сценическая судьба его балетов - то ли по вине
консервативных вкусов театральных
зрителей, то ли из-за недостаточной
изобретательности постановщиков -
оказалась не столь счастливой, как это следовало бы ожидать, и музыка
Стравинского подчас была отмечена большим признанием
не в театре, а на концертной
эстраде. Яркие тому примеры - "Весна священная" и
"Свадебка".
Затяжной кризис начался у
композитора с середины 1930-х годов. Жесточайший смерч
проносится над человечеством,
вызвав неисчислимые жертвы; он утихает лишь в 1945
году Своим беспощадным крылом
этот смерч коснулся и Стравинского, заставив его
эмигрировать из Франции в США А
перед тем, в 1938- 1939 годах, он похоронит
жену, мать, дочь и над ним самим
нависнет смертельная опасность (острая вспышка
туберкулеза, от той же болезни
умерли жена и дочь). Потеряв родных, отторгнутый
от привычной обстановки, от
друзей и близких, на пороге 60-летия он будет заново
строить жизнь (вместе с новой
женой) в культурно-социальных условиях, которые до
конца дней останутся ему чуждыми.
Растерянность ощущается в его действиях, в
невольных уступках
"американскому вкусу".
В 1945 году после войны, которую
он пережил на американском континенте,
Стравинский стал гражданином США.
После 30 лет творчества в стиле неоклассицизма
композитор вновь совершает
поворот, на сей раз ориентируется на серийную
технику, которую в Европе
развивает новая венская школа, в основном Антон
Веберн.
Без преувеличения можно
утверждать, что ни один зарубежный композитор XX века не
был так образован как
Стравинский. Философия и религия, эстетика и психология,
математика и история искусства -
все находилось в поле его зрения; проявляя
редкую осведомленность, он во
всем хотел разобраться как специалист, имеющий
свой взгляд на затронутый вопрос,
свое отношение к трактуемому предмету.
Стравинский - неистовый читатель
- с книгой не расставался до самого преклонного
возраста. Его библиотека в
Лос-Анджелесе насчитывала около 10 тысяч томов.
Он был очень деятельным в
общении, в переписке. Нетерпеливо быстрым был
Стравинский как в ходьбе - до тех
пор, пока после удара в 1956 году не ослабла
левая нога, так и в реакции на
реплики собеседника.
Но главное - работа- он был
великим тружеником, не давал себе роздыха и в случае
необходимости мог, не отрываясь,
заниматься по 18 часов Роберт Крафт
свидетельствовал в 1957 году, что
он трудился тогда - то есть в возрасте 75 лет!
- по 10 часов в сутки: до обеда
над сочинением музыки 4-5 часов и после обеда 5-
6 над оркестровкой или
переложением.
Три произведения являются
главными в творчестве Стравинского последнего
пятнадцатилетия Это
"Священное песнопение", (1955-1956), "Плач пророка
Иеремии",
(1957-1958), "Заупокойные
песнопения" (1965-1966)
Высшее достижение Стравинского -
Реквием ("Заупокойные песнопения") В 84 года
Стравинский создал произведение,
отличающееся истинными художественными
прозрениями Музыкальная речь
стала более ясной и одновременно образной,
эмоционально контрастной. Реквием
- итоговое сочинение Стравинского, и не только
потому, что это его последняя
крупная вещь, но и потому, что она вобрала в себя,
синтезировала, обобщила многое из
предшествующего художественного опыта
композитора
В 1969 году здоровье его резко
ухудшилось Однако продолжало биться сердце,
продлевая угасающую жизнь
Он скончался 6 апреля 1971 года -
за два месяца до своего 89-летия.