Непомук родился 14 ноября 1778
года в Пресбурге, тогдашней столице Венгрии. Его
семья жила в Унтерштинкенбрунне,
маленьком нижнеавстрийском приходе, где дед
Гуммеля держал ресторан. В этом
приходе родился и отец мальчика - Иоганнес.
Непомук уже в три года обладал
исключительным музыкальным слухом и благодаря
своему необычайному интересу к
любой музыке в пятилетнем возрасте получил от
отца в подарок маленькое
фортепиано, которое он, между прочим, благоговейно
хранил до самой смерти.
С 1793 года Непомук жил в Вене.
Его отец в то время занимал здесь место
музыкального директора театра. В
первые годы своего пребывания в столице Непомук
редко появлялся в обществе, так
как занимался в основном музыкой. Сначала отец
привел его к Иоганну Георгу
Альбрехтсбергеру, одному из учителей Бетховена, для
занятий контрапунктом, а позже к
придворному капельмейстеру Антонио Сальери, у
которого он брал уроки пения и
который стал его самым близким другом и даже был
свидетелем на свадьбе А в августе
1795 года он стал учеником Иозе-фа Гайдна,
который ближе познакомил его с
органом. Хотя в эти годы Гуммель как пианист
редко выступал в приватных
кругах, он считался уже в 1799 году одним из самых
знаменитых виртуозов своего
времени, его игра на фортепиано, по высказываниям
современников, была неповторимой,
и даже Бетховен не мог сравниться с ним.
Это мастерское искусство
интерпретации скрывалось за неказистой внешностью. Он
был невысок ростом, полноват, с
грубо вылепленным лицом, сплошь покрытым
оспинами, которое зачастую нервно
подергивалось, что производило на слушателей
неприятное впечатление.
В эти же годы Гуммель начал
выступать с собственными композициями. И если его
фуги и вариации лишь привлекли
внимание, то рондо сделало его очень популярным.
По-видимому, благодаря Гайдну в
январе 1804 года Гуммель был принят в капеллу
князя Эстергази в Эйзенштадте в
качестве концертмейстера с годовым жалованием
1200 гульденов.
Со своей стороны Гуммель испытывал
к своему другу и покровителю безграничное
почтение, которое выразил в
своей, посвященной Гайдну, фортепианной сонате Es-
Dur. Вместе с другой сонатой,
"Аллилуйя", и фантазией для фортепиано, она
сделала Гуммеля знаменитым во
Франции после концерта Херуби-ни в Парижской
консерватории в 1806 году.
Когда в 1805 году Генрих Шмидт,
работавший в Веймаре у Гёте, был назначен
директором театра в Эйзенштадте,
музыкальная жизнь при дворе оживилась; начались
регулярные постановки на вновь
сооруженной сцене большого зала дворца. Гуммель
вносил свой вклад в развитие
почти всех принятых в то время жанров - от
различных драм, сказок, балетов
до серьезных опер. Это музыкальное творчество
пришлось в основном на время,
которые он провел в Эйзенштадте, то есть в 1804-
1811 годы. Так как эти
произведения были написаны, по-видимому, исключительно по
заказу, в большинстве случаев со
значительным ограничением во времени и в
соответствии со вкусами тогдашней
публики, его оперы не могли иметь
продолжительного успеха. Зато
многие музыкальные произведения пользовались
большой популярностью у
театральной публики.
Возвратившись в 1811 году в Вену,
Гуммель посвятил себя исключительно
композиторской деятельности и
урокам музыки и редко выступал перед
общественностью как пианист.
16 мая 1813 года Гуммель женился
на Элизабет Рекель, певице Венского придворного
театра, сестре ставшего известным
своими связями с Бетховеном оперного певца
Иозефа Августа Реке-ля. Эта
женитьба способствовала тому, что Гуммель сразу же
попал в поле зрения венской
общественности. Когда он весной 1816 года по
окончании военных действий
отправился в концертное турне
в Прагу, Дрезден, Лейпциг, Берлин
и Бреслау, во всех критических статьях
отмечали, что "со времен
Моцарта ни один пианист так не восхищал публику, как
Гуммель".
Так как камерная музыка была в то
время идентична домашней музыке, он должен был
приноравливаться к широкой
аудитории, если хотел иметь успех. Композитор пишет
знаменитый септет, который
впервые с большим успехом был исполнен 28 января 1816
года баварским королевским
камерным музыкантом Раухом на домашнем концерте
Позднее он был назван самым
лучшим и совершенным произведением Гуммеля. По
словам немецкого композитора
Ганса фон Бюлова, - это "лучший образчик смешения
двух музыкальных стилей,
концертного и камерного, которые имеются в музыкальной
литературе". С этого септета
начался последний период творчества Гуммеля. Он все
чаще сам обрабатывал свои
произведения для различных составов оркестра,
поскольку, как и Бетховен, не
доверял это дело другим лицам.
Между прочим, Гуммеля с
Бетховеном связывали дружеские отношения. Хотя в разное
время случались и серьезные
размолвки между ними. Когда Гуммель уехал из Вены,
Бетховен посвятил ему в память о
совместно проведенном времени в Вене канон со
словами: "Счастливого
путешествия, дорогой Гуммель, вспоминайте иногда вашего
друга Людвига ван
Бетховена".
После пятилетнего пребывания в
Вене в качестве учителя музыки 16 сентября 1816
года он был приглашен в Штуттгарт
в качестве придворного капельмейстера, где в
оперном театре ставил оперы
Моцарта, Бетховена, Херубини и Сальери и выступал
как пианист.
Через три года композитор
перебирается в Веймар. Город, наряду с некоронованным
королем поэтов Гёте, получил в
лице знаменитого Гуммеля новую звезду. Биограф
Гуммеля Бениовс-кий пишет о том
периоде: "Побывать в Веймаре и не послушать
Гуммеля означает то же самое, что
побывать в Риме и не увидеть папу". К нему
стали приезжать ученики со всего
света. Его слава преподавателя музыки была так
велика, что сам факт быть его
учеником имел большое значение для дальнейшей
карьеры молодого музыканта.
В Веймаре Гуммель достиг пика
своей европейской славы. Здесь он сделал настоящий
рывок после бесплодных в
творческом отношении лет в Штуттгарте. Начало положило
сочинение знаменитой сонаты
fis-Moll, одной, которой, по словам Роберта
Шумана, хватило бы, чтобы
обессмертить имя Гуммеля В страстном, субъективно-
взволнованном фантастическом
выражении "и в высокоромантической манере она
опережает свое время почти на два
десятилетия и предвосхищает звуковые эффекты,
которые присущи представлению
поздних романтиков". Но и три трио для фортепьяно
его последнего периода
творчества, прежде всего опус 83, содержат совершенно
новые стилистические черты; минуя
своих предшественников Гайдна и Моцарта, он
обращается здесь к
"блестящей" игре.
Особо следует подчеркнуть
завершенный предположительно в 1820 году квинтет для
фортепьяно es-Moll, в котором
основным принципом музыкального выражения являются
не элементы импровизации или
орнаментальные украшения, а работа над темой и
мелодией. Использование
венгерских фольклорных элементов, большее предпочтение
фортепьяно и свободное владение
мелодией - вот некоторые музыкальные
особенности, которые отличают
поздний стиль Гуммеля.
Как дирижер при Веймарском дворе
Гуммель уже в марте 1820 года взял свой первый
отпуск, чтобы отправиться в
концертное турне в Прагу, а затем в Вену. На
обратном пути он дал в Мюнхене
концерт, который имел небывалый успех. Через два
года он поехал в Россию, в 1823
году - в Париж, где после концерта 23 мая его
назвали "современным
Моцартом Германии". В 1828 году в Варшаве на одном из его
концертов присутствовал молодой
Шопен, которого игра мастера буквально пленила.
Свое последнее концертное турне -
в Вену - он совершил вместе с супругой в
феврале 1834 года.
Последние недели своей жизни он
провел за обработкой струнных квартетов для
фортепиано Бетховена, которые ему
заказали в Лондоне, где он намеревался их
издать. Болезнь изнуряла
композитора, силы медленно покидали его, и он не смог
осуществить свои намерения
Примерно за неделю до кончины
зашел, между прочим, разговор о Гете и об
обстоятельствах его смерти.
Гуммель хотел знать, когда умер Гёте - днем или
ночью. Ему ответили'
"Днем". "Да, - сказал Гуммель, - если я умру, я бы хотел,
чтобы это случилось днем".
Это последнее его желание исполнилось: 17 октября
1837 года в 7 часов утра, на
рассвете, он умер.
|