Иоганн Себастьян Бах
- великий
немецкий композитор XVIII века. Прошло уже более двухсот лет со дня
смерти Баха, а
интерес к его музыке все возрастает. При жизни композитор не получил
заслуженного
признания.
Интерес к музыке
Баха возник
почти сто лет спустя после его смерти: в 1829 году под управлением
немецкого
композитора Мендельсона было публично исполнено величайшее произведение
Баха -
"Страсти по Матфею". Впервые - в Германии - было издано полное собрание
баховских
сочинений. А музыканты всего мира играют музыку Баха, поражаясь ее
красоте и
вдохновению, мастерству и совершенству. "Не ручей!
Море должно быть
ему имя", -
сказал о Бахе великий Бетховен. Предки Баха издавна славились своей
музыкальностью.
Известно, что прапрадед композитора, булочник по профессии, играл на
цитре. Из
рода Бахов выходили флейтисты, трубачи, органисты,
скрипачи. В конце
концов каждого музыканта в Германии начали называтьБахом и каждого
Баха - музыкантом. Иоганн Себастьян
Бах родился в
1685 году в небольшом немецком городке Эйзенахе. Первые навыки игры
на скрипке он
получил от отца, скрипача и городского музыканта. Мальчик
имел
превосходный голос (сопрано) и пел в хоре городской школы Никто не
сомневался в его
будущей профессии: маленький Бах должен был стать музыкантом. Девяти лет
ребенок остался сиротой. Его воспитателем стал
старший брат,
служивший церковным органистом в городе Ордруфе
Брат определил
мальчика в
гимназию и продолжал обучать музыке. Но то был
нечуткий музыкант.
Однообразно и
скучно шли занятия. Для пытливого десятилетнего
мальчика это было
мучительно.
Поэтому он стремился к самообразованию. Узнав, что
у брата в запертом
шкафу хранится
тетрадь с произведениями прославленных
композиторов,
мальчик тайком по
ночам доставал эту тетрадь и переписывал ноты
при лунном свете.
Шесть месяцев
длилась эта утомительная работа, она сильно
повредила зрение
будущего
композитора. И каково же было огорчение ребенка, когда
брат застал его
однажды за этим
занятием и отобрал уже переписанные ноты.
В пятнадцать лет
Иоганн Себастьян
решил начать самостоятельную жизнь и переехал
в Люнебург. В 1703
году он
закончил гимназию и получил право поступить в
университет" Но
Баху не
пришлось использовать это право, так как нужно было
добывать средства к
существованию.
В течение своей
жизни Бах
несколько раз переезжал из города в город, меняя место
работы. Почти
каждый раз причина
оказывалась одна и та же - неудовлетворительные
условия работы,
унизительное,
зависимое положение. Но как бы ни была
неблагоприятна
обстановка, его
никогда не покидало стремление к новым знаниям, к
совершенствованию. С
неутомимой
энергией он постоянно изучал музыку не только
немецких, но также
итальянских и
французских композиторов. Не упускал Бах случая
и лично
познакомиться с
выдающимися музыкантами, изучить манеру их исполнения.
Однажды, не имея на
поездку
денег, молодой Бах отправился в другой город пешком,
чтобы послушать
игру
прославленного органиста Букстехуде.
Так же неуклонно
отстаивал
композитор свое отношение к творчеству, свои взгляды
на музыку. Вопреки
преклонению
придворного общества перед иностранной музыкой,
Бах с особой
любовью изучал и
широко использовал в своих произведениях народные
немецкие песни и
танцы. Прекрасно
познав музыку композиторов других стран, он не
стал им слепо
подражать. Обширные
и глубокие знания помогали ему
совершенствовать и
отшлифовывать
свое композиторское мастерство.
Талант Себастьяна
Баха не
ограничивался этой областью. Он был лучшим среди своих
современников
исполнителем на
органе и клавесине И если как композитор
Бах при
жизни не получил
признания, то в
импровизациях за органом его мастерство было
непревзойденным.
Это вынуждены
были признать даже его соперники.
Рассказывают, что
Бах был
приглашен в Дрезден, чтобы участвовать в состязании со
знаменитым в то
время французским
органистом и клавесинистом Луи Маршаном.
Накануне состоялось
предварительное знакомство музыкантов, оба они играли на
клавесине. В ту же
ночь Маршан
поспешно уехал, признав тем самым неоспоримое
превосходство Баха.
В другой раз,
в городе Касселе, Бах изумил своих слушателей,
исполнив соло на
педали органа.
Такой успех не вскружил Баху голову, он всегда
оставался очень
скромным и
трудолюбивым человеком. На вопрос, как он достиг
такого
совершенства, композитор
ответил: "Мне пришлось усердно заниматься, кто
будет так же
усерден, достигнет
того же".
С 1708 года Бах
обосновался в
Веймаре. Здесь он служил придворным музыкантом и
городским
органистом. В
веймарский период композитор создал свои лучшие органные
сочинения. Среди
них известнейшая
Токката и фуга ре минор, знаменитая Пассакалия
до минор. Эти
произведения
значительны и глубоки по содержанию, грандиозны по
своим масштабам.
В 1717 году Бах с
семьей переехал
в Кетен. При дворе принца Кетенского, куда он
был приглашен, не
было органа.
Бах писал, главным образом, клавирную и
оркестровую музыку.
В обязанности
композитора входило руководить небольшим
оркестром,
аккомпанировать пению
принца и развлекать его игрой на клавесине. Без
труда справляясь со
своими
обязанностями, Бах все свободное время отдавал
творчеству.
Созданные в это время
произведения для клавира представляют собою
вторую после
органных сочинений
вершину в его творчестве. В Кетене были написаны
двухголосные и
трехголосные
инвенции (трехголосные инвенции Бах называл
"симфониями") Эти
пьесы
композитор предназначал для занятий со своим старшим
сыном Вильгельмом
Фридеманом.
Педагогические цели руководили Бахом и при
создании сюит -
"Французских" и "Английских". В Кетене Бах закончил также
24
прелюдии и фуги,
составившие
первый том большого труда под названием "Хорошо
темперированный
клавир". В
этот же период была написана и знаменитая
"Хроматическая
фантазия и
фуга" ре минор.
В наше время
инвенции и сюиты
Баха стали обязательными пьесами в программах
музыкальных школ, а
прелюдии и
фуги "Хорошо темперированного клавира" - в
училищах и
консерваториях.
Предназначенные композитором для педагогической цели, эти произведения
представляют, кроме
того, интерес
и для зрелого музыканта. Поэтому пьесы Баха
для клавира,
начиная со
сравнительно нетрудных инвенций и кончая сложнейшей
"Хроматической
фантазией и
фугой", можно услышать на концертах и по радио в
исполнении лучших
пианистов мира.
Из Кетена в 1723
году Бах
переехал в Лейпциг, где остался до конца своей жизни.
Здесь он занял
должность кантора
(руководителя хора) певческой школы при церкви
Св. Фомы. Бах был
обязан
обслуживать силами школы главные церкви города и нести
ответственность за
состояние и
качество церковной музыки. Ему пришлось принять
стеснительные для
себя условия.
Наряду с обязанностями преподавателя,
воспитателя и
композитора были и
такие предписания: "Не выезжать из города без
разрешения
господина
бургомистра". Как и прежде, ограничивались его творческие
возможности. Бах
должен был сочинять
для церкви такую музыку, которая бы "не
была слишком
продолжительной, а
также... опероподобной, но чтобы возбуждала в
слушателях
благоговение". Но
Бах, как всегда, жертвуя многим, никогда не
поступался главным -
своими
художественными убеждениями. На протяжении всей
жизни он создавал
произведения,
поразительные по своему глубокому содержанию и
внутреннему
богатству.
Так было и на этот
раз. В
Лейпциге Бах создал свои лучшие вокально-
инструментальные
композиции:
большую часть кантат (всего Бахом написано около
250 кантат),
"Страсти по
Иоанну", "Страсти по Матфею", Мессу си минор.
"Страсти", или
"пассионы" по Иоанну и Матфею - это повествование о страданиях и
смерти Иисуса
Христа в описании
евангелистов Иоанна и Матфея. Месса близка по
содержанию
"Страстям".
В прошлом и месса и "страсти" представляли собою хоровые
песнопения в
католической церкви.
У Баха эти произведения выходят далеко за
рамки церковной
службы. Месса и
"Страсти" Баха - это монументальные произведения
концертного
характера. В их
исполнении участвуют солисты, хор, оркестр, орган.
По своему
художественному
значению кантаты, "Страсти" и Месса представляют собою
третью, самую
высокую вершину
творчества композитора.
Церковное
начальство было явно
недовольно музыкой Баха. Как и в прежние годы, ее
находили слишком
яркой,
красочной, человечной. И действительно, музыка Баха не
отвечала, а скорее
противоречила
строгой церковной обстановке, настроению
отрешенности от
всего земного.
Наряду с крупными
вокально-инструментальными
произведениями Бах продолжал писать
музыку для клавира.
Почти в одно
время с Мессой был написан знаменитый
"Итальянский
концерт".
Позже Бах закончил второй том "Хорошо темперированного
клавира", куда
вошли новые
24 прелюдии и фуги.
Помимо огромной
творческой работы
и службы в церковной школе, Бах принимал
активное участие в
деятельности
"Музыкальной коллегии" города. Это было общество
любителей музыки,
которое
устраивало концерты светской, а не церковной музыки
для жителей города.
С большим
успехом Бах выступал в концертах "Музыкальной
коллегии" как
солист и
дирижер. Специально для концертов общества он написал
много оркестровых,
клавирных и
вокальных произведений светского характера
Но основная работа
Баха -
руководителя школы певчих - приносила ему одни
огорчения и
неприятности.
Средства, отпускавшиеся церковью на школу, были
ничтожны, и певчие
мальчики
голодали, были плохо одеты. Невысок был и уровень их
музыкальных
способностей. Певчих
нередко набирали, не считаясь с мнением Баха.
Оркестр школы был
более чем
скромен: четыре трубы и четыре скрипки!
Все прошения о
помощи школе,
поданные Бахом городскому начальству, оставались
без внимания.
Отвечать же за все
приходилось кантору.
Единственной
отрадой были
по-прежнему творчество, семья. Подросшие сыновья -
Вильгельм Фридеман,
Филипп
Эммануил, Иоганн Христиан - оказались талантливыми
музыкантами. Еще
при жизни отца
они стали известными композиторами. Большой
музыкальностью
отличалась Анна
Магдалена Бах, вторая жена композитора. Она
обладала прекрасным
слухом и
красивым, сильным сопрано. Хорошо пела и старшая
дочь Баха Для своей
семьи Бах
сочинял вокальные и инструментальные ансамбли.
Последние годы
жизни композитора
были омрачены серьезной болезнью глаз. После неудачной операции
Бах ослеп. Но
и тогда он продолжал сочинять, диктуя свои произведения для
записи. Смерть
Баха осталась почти не замеченной музыкальной общественностью. О
нем скоро
забыли. Печально сложилась судьба жены и младшей дочери Баха. Анна
Магдалена умерла
десять лет спустя в доме призрения для бедных. Младшая дочь Регина
влачила
нищенское существование В последние годы ее тяжелой жизни ей помог
Бетховен. |