Родоначальниками
"вальсовой
династии" по праву являются Йозеф Ланнер и Иоганн Штраус-старший. Их
искусство
казалось недосягаемым, пока, наконец, и у них не появился соперник, еще
более
талантливый и сильный. Это сын Штрауса - Иоганн Штраус-младший,
родившийся 25
октября 1825 года.
Старшего сына
Иоганна отец решил
определить по коммерческой линии, а второго - Иозефа - на военную
службу.
Вначале все шло гладко, если бы не крамольная, с точки зрения отца,
страсть
мальчиков к музыке. С большим трудом удалось жене получить от него
согласие на то,
чтобы сыновья занимались игрой на рояле. В этом Штраус уступил,
согласившись, что
игра на рояле действительно необходима
для того, чтобы считать светское образование законченным.
Иоганн поражал
друзей и знакомых
игрой и умением импровизировать на фортепиано. Все старания отца были
напрасны.
К тому же в результате допроса "с пристрастием" выяснилось, что Иоганн
уже давно
тайно берет уроки игры на скрипке. Более того, его учителем оказался
один из
лучших скрипачей штраусовского оркестра - Франц Амон. А оплачивались эти
занятия
из заработка от уроков, которые сын давал в семье соседа-портного.
Вскоре отец
серьезно увлекся
одной из своих многочисленных поклонниц, молодой модисткой Эмилией
Трампбуш, и
ушел из семьи. Так перед
Иоганном-младшим встала проблема содержания семьи, главой которой он
оказался. Ему было
тогда 18 лет.
Мать всеми силами
поддерживала в
сыне увлечение музыкой и, несмотря на денежные затруднения, всячески
заботилась
о его образовании. Благодаря этому Иоганн получил возможность заниматься
у
Кельмана - отличного скрипача, репетитора балета венского оперного
театра,
а также у одного из лучших преподавателей консерватории по классу
композиции - Гофмада. Анна Штраус лелеяла мечту, что сын преуспеет на
отцовском поприще.
Как драгоценную реликвию хранила она первый вальс, написанный Иоганном в
шестилетнем возрасте.
Но настоящим
учителем Иоганна был
капельмейстер одной из венских церквей - аббат Йозеф Дрехслер, знаток
контрапункта и гармонии. Он заставлял начинающего композитора писать
духовные
произведения, и хотя молодой человек мечтал о более "земной" музыке, он
все
же сочинил кантату, вскоре публично исполненную в одной из церквей Вены.
Чтобы приобщить
его к церковной музыке, Дрехслер предоставил возможность Иоганну играть
на
скрипке и органе в церкви, где сам был регентом.
Однажды аббат зашел
в пустую
церковь, где репетировал Иоганн, и услышал, как юный музыкант исполнял
на органе
вальс. Иоганн твердо решил стать
руководителем танцевальной капеллы, сочинителем и исполнителем
танцевальной музыки.
Оставалось "лишь" набрать квалифицированных музыкантов - ведь его
оркестр не
должен быть хуже отцовского. В одно из воскресений октября 1844 года
афиши и газеты объявили о предстоящем концерте Иоганна Штрауса-сына. Еще
один
Штраус!
Штраус-младший
объявил о своих
самостоятельных концертах, когда отцу только исполнилось 40 лет и он
находился
на вершине славы, не подавая никаких признаков творческой пассивности.
Пресса восторженно
встретила
молодого композитора На второй день в газетах появились благоприятные
отзывы.
"Доброй ночи, Ланнер, доброго вечера, Штраус-отец, доброго утра,
Штраус-сын!" - так озаглавил свою статью о дебюте Иоганна критик Вист.
Молодой композитор
словно взял
эстафету из рук предшественников: его первые вальсы ("Молодые
венцы", "Песни гор", "Сангвиники") почти не отличались
по форме от вальсов Ланнера и
Штрауса-отца периода расцвета их творчества. Но не подражание, а талант
вдохнул жизнь
в его произведения.
Наступил
революционный 1848 год.
Горячо откликнулся на революционные события Иоганн-младший. Все его
симпатии
были на стороне народа. Штраус написал "Марш
революции", звучащий как призыв к борьбе. Вскоре он стал
самым популярным
маршем
восставших. Они гордо назвали его "Венской Марсельезой". Венское
восстание было подавлено.
Новая власть помнила о поведении Иоганна Штрауса во время революции 1848
года В течение долгого времени его не приглашали ко двору, и его вальсы
не
исполнялись на императорских балах. В государственных архивах
сохранились доносы о
"якобинских" настроениях.
По другую сторону
баррикад
оказался Иоганн Штраус-старший. Он тяжело переживал потерю популярности.
Вскоре он
заболел скарлатиной и скончался 25 сентября 1849 года. Умер отец в
одиночестве, в
большой, пустой квартире. Однако похороны Штрауса-старшего были
грандиозны.
Когда в оркестре
отца возник
вопрос о будущем руководителе, друг семьи Амон настоял на приглашении
его сына.
Артисты оркестра в полном составе явились к Иоганну, чтобы торжественно
передать ему дирижерскую палочку отца. И для Штрауса-младшего начался
период
повседневной напряженной концертной и композиторской деятельности.
Интенсивная работа
скоро подорвала
силы молодого музыканта. В возрасте 28 лет он серьезно заболел от
переутомления
И это никого не удивило. Ведь труд руководителей капелл был
изнурительным. Управление капеллой взял на себя в 1853 году его
26-летний брат Иозеф. А
когда заболел и он, то тогда на помощь пришел самый младший брат -
Эдуард.
Теперь уже вся
семья Штраусов
стала кумиром Вены. В фельетонах и сатирических листках их называли
"Фирма
Штраус. Торговцы музыкой оптом и в розницу". Иоганн считался главой
Штраусов. И как
композитор, и как дирижер он был одареннее обоих братьев.
Первые вальсы
Иоганна Штрауса
напоминали творчество его отца периода расцвета. Но вскоре Штраус-сын
почувствовал
себя стесненным формой старого венского вальса. Вот почему, работая над
венским
вальсом, Штраус-сын все свои силы отдал созданию мелодии нового типа.
Здесь его
талант раскрылся особенно ярко Композитору становилось тесно в рамках
короткого танцевального построения, сковывающего полет его фантазии. Он
стремился
к тому, чтобы музыкальная тема не свертывалась тотчас же после
возникновения, а
развивалась в широко льющуюся мелодию. Штраус решается на смелый шаг- он
ломает
привычную до того форму танца, удваивая его объем. Там, где раньше
встречались построения в 8 и 16 тактов, он конструирует соответственно
16 и 32.
Мелодическая мысль чувствует себя вольно, просторно.
Однажды возникнув,
она логично
развивается, живет полнокровной жизнью и естественно завершается,
уступая
место новой. Так венский вальс, сохранив
прикладную танцевальную основу, вырос в самостоятельный музыкальный
жанр:
если раньше вальсы Штрауса звучали только в танцевальных залах, то
теперь они
все чаще исполнялись на концертной эстраде Концертные турне закрепили
его
мировую славу и способствовали повсеместному распространению венского
вальса.
Когда Иоганну
Штраусу предложили
ангажемент в Петербург на лето 1856 года, он охотно согласился. Приезд
Штрауса
оказался большим событием в петербургской музыкальной жизни. Этому
способствовала широкая популярность венского вальса в России.
Штраус провел в
России с
перерывами десять лет. Летом 1858 года во время одной из прогулок
Штрауса познакомили с
Ольгой Смирнитской Она привлекла его с первой же встречи. Исключительной
красотой? Нет Хотя Ольга и была очень хороша - стройная, с
выразительными
черными глазами, пышными шелковистыми кудрями, - она вряд ли могла
называться
красавицей. Но внутренняя красота, непосредственность, удивительное
сочетание внутренней
серьезности и девичьей шаловливости притягивали к ней.
Увы, мать Ольги
была против их
связи. Штраус тяжело пережил разрыв с горячо любимой девушкой, ставшей
для
него воплощением добрых, чистых идеалов Летом 1859 года он посвятил
любимой
очаровательные польки-мазурки "Проказница" и "Кобольд", полные
реминисценций о лучезарных
днях прошлого. Последние дошедшие до нас письма Штрауса к Ольге
относятся
к зиме 1859-1860 года.
Ольга не только
принесла ему
радости и горести первой любви. Она обогатила его как человека,
музыканта,
художника-творца в самом благородном смысле этого слова. Под ее влиянием
все
доброе, светлое в душе Иоганна выкристаллизовалось, отшлифовалось Его
кругозор
значительно расширился. Он узнал молодую, но одну из самых передовых в
Европе русскую
музыкальную культуру, причем тогда, когда она была еще мало известна на
Западе.
1861-1862 годы были
для Штрауса
переломными. Газетные репортеры единодушно отмечали, что в его манере
игры
исчезла чрезмерная экспансивность, он стал строже, академичнее.
|