Однажды, в 1932 году, в
Мюзик-холл к дирижеру Дунаевскому пришел представитель
кинофабрики "Советская
Беларусь". Композитора пригласили принять участие в
создании звукового фильма
"Первый взвод". Предложение кинофабрики живо
заинтересовало Дунаевского, и он
его принял. Так началась работа Исаака
Осиповича в кино. Всего он
написал музыку к 28 фильмам. Благодаря счастливому
союзу с кинематографом музыка
Дунаевского быстро завоевала популярность. И
сейчас он по праву считается
классиком советской песни
Ровесник века, Исаак Осипович
Дунаевский родился 30 января 1900 года в городе
Лохвице Полтавской губернии.
Начальное музыкальное образование мальчик получил
там же в Лохвице, занимаясь у
скрипача Г. Полянского. В 1910 году он поступил в
Харьковское музыкальное училище,
где обучался у И. Ахрона по классу скрипки и у
С. Богатырева - композиции. К
тому периоду относятся и первые сочинения Дунаевского. Одновременно он учился
сначала
в гимназии, а затем на
юридическом факультете университета.
В 1919 году Дунаевский начинает
работу в Харьковском драматическом театре.
Композитор уже тогда понял и
навсегда усвоил, что в любом сценическом жанре
характер и стиль музыки
определяются идеей произведения, для которого музыка
создается. Создание музыки,
помогающей действию и даже развивающей его, стало
законом в творчестве молодого
композитора. Этого принципа он придерживался и в
дальнейшем: в Московском
эстрадном театре "Эрмитаж", музыкальным руководителем
которого он был с 1924 по 1926
год, в Московском театре сатиры на посту
заведующего музыкальной частью
(1926-1929) и в Московском театре оперетты, где с
огромным успехом была поставлена
в 1927 году его оперетта "Женихи".
Этот спектакль стал не просто
"первой ласточкой", возвестившей о приходе весны в
еще не освоенный советским
театром жанр. По сути, то было началом рождения
советской оперетты, музыку
которой И.О.Дунаевский видел через призму главной ее
арии - песни. Не случайно, когда
в 1927 году московский журнал "Рабис" попросил
И.О.Дунаевского и некоторых
режиссеров и артистов театра оперетты принять
участие в дискуссионной анкете
"Опереточный тупик. Как выйти из него?" Композитор высказался
категорически: советская оперетта должна нести слушателям песни,
"параллельно с созданием
оперетты должна идти борьба за новую советскую песню!"
В 1929 году композитор
переселяется из Москвы в Ленинград, куда его пригласили в
качестве композитора и дирижера
открывшегося эстрадно-музыкального театра Мюзик-
холл.
Ко времени приезда в Ленинград
музыкальный багаж композитора был уже достаточно
солидным. Дунаевским была
написана музыка к 62 (!) драматическим спектаклям
("Взятие Бастилии" Р.
Роллана, "Орленок" и "Романтики" Э. Ростана, "Женитьба
Фигаро" П. Бомарше,
"Слуга двух господ" и другим), к 23 эстрадным обозрениям, 6
водевилям, 2 балетам, музыка 8
оперетт ("Женщины в аду", "Пассажир с Океаника"",
"И нашим и вашим",
"Соломенная шляпка" и другие). Композитор много работал в
области камерного творчества. Им
было создано свыше 90 различных произведений -
пьесы для фортепиано, квартеты,
романсы.
В августе 1932 года создатель
будущих советских музыкальных кинокомедий Г.В.
Александров возвратился в Москву
после работы в Европе, Америке и Мексике. Его
не оставляла мысль о создании
комедийного музыкального фильма.
Александрову порекомендовали
Дунаевского. Их встреча состоялась на квартире
Утесова. Тема разговора была одна
- о музыкальной кинокомедии, о будущем фильме.
Наконец Дунаевский подошел к
роялю:
"Об этой работе, музыка которой,
как мне кажется, уже приближается к нам, мне
хочется сказать..." - И он в
раздумье опустил руки на клавиши.
Музыка, разрастаясь, превращалась
то в размышление о счастье, то в веселые
куплеты и галоп, то обретала ритм
жизнерадостного марша. Когда растаял последний
звук этой романтической
импровизации, Дунаевский повернулся к Александрову и
Утесову и доверительно спросил:
"Похоже немножко?" Пораженный Александров молча
смотрел на композитора. Сейчас, в
какое-то короткое мгновение, сквозь
музыкальные картины, набросанные
Дунаевским, он вдруг увидел кадры еще не
созданного фильма. А музыка уже
зримо вычертила контуры будущей работы, словно с
улыбкой прошли у рояля герои
фильма, сказав: "До скорой встречи!" И Александров
и Дунаевский, каждый по-своему,
всегда вспоминали тот вечер, открывший их долгий
совместный творческий путь.
Для фильма Дунаевский написал
около двадцати различных музыкальных номеров:
песню Анюты, песню Кости, галоп,
скрипичный урок, нашествие стада на виллу,
танго, вальс, сцену
"музыкальной драки", частушки, мультипликационные заставки и
многое другое. Утесов вспоминал,
что он никогда не упускал возможности послушать
игру Дунаевского: "Музыку
Дунаевского любят все, но тот, кто не сидел с ним у
рояля, не может себе полностью
представить всю степень дарования этого поистине
замечательного музыканта".
Прежде чем выпустить на широкий
экран, фильм в числе других работ известных
советских киномастеров повезли в
Венецию на Вторую международную
кинематографическую выставку.
Блистательным завершением
Выставки было присуждение произведениям советской
кинематографии первого приза -
Золотого кубка, который был торжественно вручен
делегации советских
кинематографистов.
Особенно популярной в Венеции
сразу же стала музыка фильма. "Марш веселых
ребят", переведенный на
итальянский язык, распевали повсюду. Маленькие
оркестрики, неаполитанские
ансамбли с увлечением играли в своем музыкальном
изложении и "Марш веселых
ребят", и написанную в ритме танго, близком
неаполитанским мелодиям, песню
Кости.
В то время Дунаевского уже
ожидало множество дел, в том числе снимающаяся на
киностудии "Ленфильм"
картина "Три товарища". Еще в самом начале 1934 года к
Дунаевскому обратился режиссер
С.А. Тимошенко с просьбой написать музыку к этой
картине.
В отличие от предыдущих, в фильме
"Три товарища" музыка лишь сопровождала
действие, и только "Песня о
Каховке" на стихи Михаила Светлова обрела
самостоятельную жизнь.
Исаак Осипович вспоминал-
"Музыку к песне "Каховка" мне удалось записать
буквально за несколько минут.
Помню, как я подошел к роялю Тут же сидел автор
стихов Светлов. Не отходя от
рояля, я полностью сыграл песню от начала до конца"
В 1935 году Дунаевский получил
приглашение от "Мосфильма" принять участие в
создании приключенческого фильма
"Дети капитана Гранта".
Участники фильма "Дети
капитана Гранта" не переставали удивляться титанической
работоспособности Дунаевского,
который приходил к ним в павильон после
напряженной работы здесь же, на
"Мосфильме", с Александровым и сразу активно
включался в работу над другим
фильмом, с ходу разрабатывая вдруг родившуюся
мелодию, изображая чуть ли не
весь оркестр Ему всегда хотелось, чтобы музыка
была "настоящей", а
песня - искренней, заразительной, словно родившейся в сердце
героя фильма Сейчас трудно
представить себе, чтобы юный Роберт, поднимаясь на
мачту шхуны "Дункан",
не запел бы "А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер1"
"Когда я вспоминаю музыку к
фильму "Дети капитана Гранта", - писал Шостакович, -
я не могу не испытывать сожаления
по поводу того, что блестящая увертюра к
картине, открывшая новую сторону
таланта композитора, не повлекла за собой
продолжения работы в этом плане
Эта увертюра - симфоническое произведение
большого накала и темперамента"
Более двадцати музыкальных
произведений было создано Дунаевским к фильму "Цирк",
снятому в том же 1936 году Однако
главной в фильме стала "Песня о Родине"
О жизни этой песни можно было бы
написать целую книгу, страницы которой поведали
бы о том, как ее пели строители
Магнитки и Комсомольска-на-Амуре, белорусские
колхозники и металлурги Кузбасса,
как этой песней, передававшейся по радио с
января 1938 года каждое утро без
5 минут 6, начинался новый трудовой день СССР
"Песня о Родине"
сражалась с фашизмом, она была паролем югославских партизан, ее
пели в освобожденных городах
Чехословакии, Венгрии, Польши, Болгарии
Музыка Дунаевского не только
помогала отыскивать внутренний стиль и внутреннюю
сущность будущего
кинопроизведения, но и порой вела к разработке характеров
будущих героев Пожалуй, самым
необычным примером активного воздействия музыки
Дунаевского на литературное
творчество является тот факт, что не роман Льва
Кассиля "Вратарь
республики" стал основой сценария, а сценарий фильма и музыка к
нему повлекли за собой рождение
книги
1938 год отмечен работой над
музыкой к фильму "Волга-Волга" Она была для
Дунаевского настолько же
интересной и увлекательной, насколько ответственной и
сложной Дунаевский стал не просто
композитором, написавшим музыку к фильму, а
одним из авторов кинокомедии
"Можно смело сказать, что
без этой музыки не было бы фильма1" - утверждала
газета "Кино"
"Но, - заметил Исаак
Осипович, прочитав этот лестный отзыв, - без этого фильма
не было бы и музыки!"
"Волга-Волга", пожалуй,
как ни один фильм Дунаевского,