Финляндия чтит Сибелиуса как
национального героя. Еще при жизни он удостоился на
родине такого почета, каким,
вероятно, не пользовался ни один музыкант в мире.
В небольшом городе Хяменлияна на
юге центральной части Финляндии, невдалеке от
Хельсинки, 8 декабря 1865 года в
семье военного врача Христиана-Густава Сибелиуса родился сын. Его назвали Йоган-Юлиус-Христиан,
впоследствии он стал известен под коротким именем Ян.
Рано потеряв отца, маленький Ян
провел детские годы с матерью, братом и сестрой
в доме бабушки в своем родном
городе Он обладал неистощимой фантазией,
колдуньями, гномами Эта черта
сохранилась у него и в зрелом возрасте Недаром
учителя называли его мечтателем
Свое образование Ян начал в
шведской школе, но вскоре перешел в финскую В роду
Сибелиусов не было музыкантов, но
многие из них очень любили искусство Следуя
упрочившейся семейной традиции,
подрастающих детей обучали музыке сестра Линда
выбрала рояль, брат
Христи-виолончель, Ян начал заниматься на рояле, но затем
предпочел скрипку В десятилетнем
возрасте он сочинил небольшую пьеску Лет в 15
его влечение к музыке настолько
возросло, что решено было начать более
серьезные, систематические
занятия Преподавателем выбрали руководителя местного
духового оркестра Густава
Левандера, этот музыкант дал своему ученику не только
хорошую техническую подготовку,
но и некоторые музыкально-теоретические знания В
результате занятий юный музыкант
написал несколько камерно-инструментальных
сочинений
Как старший сын, Ян должен был
стать опорой семьи В двадцатилетнем возрасте он
поступил на юридический факультет
университета в Хельсинки, втайне мечтая о
другом - об артистической карьере
скрипача-виртуоза
Параллельно с занятиями в
университете юноша посещал Музыкальный институт Вскоре
его успехи окончательно убедили
родных в том, что настоящее его призвание -
музыка
С исключительной теплотой отнесся
к нему директор института М Вегелиус,
преподававший теоретические
дисциплины Чувствуя большую одаренность начинающего
композитора, Вегелиус старался не
стеснять его раскрывающийся талант и богато проявляющуюся творческую фантазию
строгими рамками традиционных теоретических
предписаний
Исключительно благотворную роль в
жизни молодого Сибелиуса сыграл возглавлявший
национальное направление в
финской музыке Р Каянус В своем старшем друге
Сибелиус встретил покровителя и
советчика, оказавшего на первых порах
существенную помощь молодому
композитору
Весной 1889 года Сибелиус
закончил Музыкальный институт Наряду с другими
талантливыми представителями
финской молодежи Сибелиус получил государственную
стипендию для совершенствования
за рубежом Двухгодичное пребывание в Германии и
Австрии принесло много интересных
впечатлений
Пребывание Сибелиуса на родине в
1890 году ознаменовалось важным событием в его
жизни - обручением с Айно
Ярис-фельт. Вскоре он снова уехал для дальнейшего
совершенствования, на этот раз в
Вену В Австрии Сибелиус написал два
симфонических произведения
Посланные в Хельсинки Каянусу, они были исполнены
там, но без особенного успеха
Заграничная поездка расширила
художественный кругозор молодого композитора, не
принеся, однако, больших результатов
в изучении музыкально-теоретических
дисциплин В этом сказалось его
упорное сопротивление окостеневшим традиционным
нормам и стремление оставаться
самобытным Невелики были и творческие достижения
этого периода
Тем не менее, когда 26-летний
композитор вернулся в 1891 году домой, он убедился
в том, что некоторые его
сочинения охотно исполняются
Вскоре Сибелиус выступил с
большим произведением, в котором впервые широко
раскрылось его дарование, -
симфонической поэмой "Куллерво" для двух солистов,
мужского хора и оркестра Первые
наброски ее были сделаны еще в годы пребывания
за границей
Выдвинув Сибелиуса в первые ряды
деятелей финской культуры, "Куллерво" сыграло
большую роль и в его личной жизни
Если раньше родители его нареченной не
решались отдать дочь за музыканта
с необеспеченным общественным положением, то
теперь их сомнения рассеялись
Летом 1892 года состоялась свадьба В юной Айно
Сибелиус нашел подругу,
поддерживавшую его на жизненном пути Но семья требовала
немалых забот Надо было думать об
устройстве на работу, и выход был найден с
помощью друзейВегелиус пригласил своего воспитанника
преподавать теорию композиции и вести класс скрипки в Музыкальном институте, а
Каянус
возложил на него такие же обязанности
в своей оркестровой школе. Педагогическая
деятельность Сибелиуса
продолжалась около 8 лет. Впоследствии он возвращался к
ней лишь изредка, не чувствуя,
видимо, к тому большой склонности.
В этот счастливый период своей
жизни, в начале 1890-х годов, молодой композитор
становится одной из центральных
фигур художественной жизни Финляндии. Почти все
его произведения этого периода
непосредственно связаны с образами родной страны,
ее истории, народной поэзии,
особенно "Калева-лы". На этом этапе творчества
Сибелиус остается приверженцем
музыки, связанной с поэтическим текстом, -
вокальной и программной.
Сочинения начала 1990-х годов
подтверждают этот принцип: "Странствие в лодке"
для смешанного хора на текст рун
"Калева-лы", увертюра "Карелия" и сюита под тем
же названием, симфонические поэмы
"Весенняя песнь" и "Лесная нимфа", в которых