непритязательностью народных
напевов и танцевальных фигур При этом пленяет
непринужденность и логичность
форм.
По-видимому, в 1863 году возникла
и популярнейшая доныне пьеса Сен-Санса -
Интродукция и рондо каприччиозо
для скрипки с оркестром. Пытаясь уловить
наиболее своеобразные качества
этой известнейшей музыки, одновременно как бы
подыскиваем ключи к самым
характерным проявлениям творчества Сен-Санса вообще
Отметить, что эта пьеса написана
с превосходным пониманием возможностей
скрипичной виртуозности, что
скрипке прозрачно аккомпанирует оркестр, что форма
пьесы очень естественна и
наглядна - значит еще сказать очень мало. На свете
много сочинений, обладающих
подобными достоинствами, но вовсе лишенных обаяния
пьесы Сен-Санса.
В 1867 году состоялось знакомство
Сен-Санса с Антоном Рубинштейном. Для его
выступления в Париже Сен-Сане
пишет фортепианный концерт. Факт сочинения Второго
концерта для фортепиано с оркестром
за 17 дней не может не поражать. Уже 13 мая
концерт был Сен-Сансом исполнен
оркестром под управлением Рубинштейна вместе с
рядом других его сочинений. С
годами Второй концерт для фортепиано Сен-Санса
стал одним из самых популярных
сочинений композитора - он сохраняет чрезвычайную
популярность до сих пор.
Чайковский писал об этом
концерте: "Сочинение это чрезвычайно красиво, свежо,
изящно и богато прелестными
деталями. В нем отражается и замечательно близкое
знакомство с классическими
образцами, от которых автор заимствовал
необыкновенное искусство в
уравновешенности, законченности формы, и вместе
весьма самобытная творческая
индивидуальность. Все симпатические черты его
национальности: искренность,
горячность, теплая сердечность, ум дают себя
чувствовать... на каждом
шагу..."
15 августа 1868 года Сен-Сане
получил звание кавалера ордена Почетного легиона.
В октябре того же года он ездил в
Германию и концертировал в Кельне. В 1870-1871
годах жизненная и творческая
активность Сен-Санса резко возрастают. У него целый
ряд общественных обязанностей, а
круг знакомств все расширяется. Каждый
понедельник на квартире Сен-Санса
по-прежнему, но в более широких масштабах,
происходят музыкальные вечера -
нередко с участием зарубежных музыкантов.
Временами у композитора
обостряются туберкулез и болезнь глаз Испытания военного
времени (война Германии и
Франции) и беде i венная жизнь в Лондоне в апреле -
мае 1871 года заметно повредили
его здоровью. Но силой воли и творческой энергии Сен-Санс заставляет себя
преодолевать препятствия, он трудится неустанно.
Самым значительным сочинением
Сен-Санса в 1871 году явилась его первая
симфоническая поэма "Прялка
Омфалы".
К концу года состояние здоровья
Сен-Санса, утомленного очень интенсивной
деятельностью, заметно ухудшилось
- потребовался отдых на юге. Октябрь и ноябрь
1873 года Сен-Санс провел около
столицы Алжира, в саду с мраморным водоемом,
тяготясь сознанием временного
бессилия, но наслаждаясь покоем и одиночеством.
1873 год стал годом сочинения
второй симфонической поэмы Сен-Санса - "Фаэтон",
по сюжету известного мифа о сыне
Гелиоса. А в следующем году возникла третья из
симфонических поэм Сен-Санса,
ставшая особенно популярной.
Это "Пляска смерти".
Как партитура, симфоническая поэма "Пляска смерти"
представляет одно из высших
достижений Сен-Санса - столь удивительно она
стройна, богата красками и
прозрачна. В других программных деталях поэмы (звон
арфы, бьющей полночь на фоне
выдержанной ноты валторны вначале, свист и вой
хроматических гамм, легкая трель
скрипки соло и флейты в коде, подобная жужжанию
зимнего ветра и т п.) сказалось
старое стремление Сен-Санса к звуковой
наглядности на основе
предварительного фиксирования слуховых ощущений.
В феврале 1875 года Сен-Санс
женился на Марии-Лауре-Эмилии Трюффо, сестре его
ученика и друга Жана Трюффо,
которому он некогда посвятил Каприс на темы
балетной музыки из
"Альцесты" Глюка. Мария-Лаура была почти в два раза моложе
Сен-Санса - она родилась 16
апреля 1855 года Брак этот явился результатом скорее
волевой причуды композитора, чем
его любви к Марии Трюффо. Вдобавок Мария
вызвала ревность со стороны
матери Сен-Санса В общем, брак его оказался
несчастным.
В 1875 году Сен-Санс сочинил
Четвертый концерт для фортепиано с оркестром. Этот
концерт, по справедливому мнению
А. Корто, представляет в своем целом "самое
совершенное из сочинений,
написанных Сен-Сансом для фортепиано" В музыке
Четвертого концерта сказались с
исключительным блеском качества победоносного
(иначе не скажешь1) эклектизма
Сен-Санса, без колебаний пользующегося различными
интонационными элементами и
приемами, выразительными факторами разных эпох, и
умеющего придавать их
конгломерату цельность и образную целеустремленность
композитора.
Крупнейшим событием творческой
жизни Сен-Санса, относящимся к 1876 году, явилось
окончание им в январе партитуры
давно задуманной и постепенно сочинявшейся оперы
"Самсон и Далила" -
самого выдающегося из его оперных произведений.
Римский-Корсаков считал, что
лучшая из современных опер на Западе, после
Вагнера, конечно, опера
"Самсон и Далила". Процитируем здесь и Ж. Тьерсо,
который указывает на особую
значительность лучших проявлений мелодики "Самсона и
Да-лилы"'
"Пение разливается в ней
широкой волной. Невольно спрашиваешь себя, откуда это
странное заблуждение
современников, кричавших: "Здесь нет мелодии"! И это
говорится, когда перед нами
развертывались страницы обольщения Далилы... Эти
фразы большого дыхания, друг с
другом связанные, свободно разворачиваются,
создавая рисунок широких линий,
замечательно оформленный, вызывающий в памяти
образцы античного
искусства".
В 1876 году возникает четвертая и
последняя из симфонических поэм Сен-Санса -
"Юность Геракла",
вызвавшая неоднозначные оценки. В апреле 1877 года закончилась
служба Сен-Санса как органиста
храма св. Магдалины, а вместе с тем и его служба
как органиста вообще.
В это же время умирает Альбер
Либон, директор почтового ведомства, большой
почитатель Сен-Санса, завещав
композитору 100 000 франков с целью избавить его
от необходимости служить и дать
возможность отдаться творчеству.
В 1882 году Сен-Санс заканчивает
оперу "Генрих VIII". Эта опера не затмила,
конечно, "Самсона и
Далилу" - прежде всего потому, что музыка ее менее ярка,
менее убедительна, и в ней нет
ничего равного несравненному любовному дуэту
оттуда. Не следует, однако,
забывать, что сама задача драматургии в "Генрихе
VIII" была сравнительно
более сложной, и то, что Сен-Санс как оперный драматург
сделал большой шаг вперед.
Затем Сен-Санс осуществил свой
давнишний замысел - написал зоологическую
фантазию "Карнавал
животных". Это произведение было впервые исполнено в Париже в
узком кругу 9 марта 1886 года и
вторично несколько дней спустя. А 2 апреля
исполнение повторили для Листа,
приехавшего в Париж. Считая свой "Карнавал"
шуточным произведением к случаю,
Сен-Санс все же включил его в число пьес,
подлежащих публикации. После
смерти Сен-Санса "Карнавал животных" был
опубликован в 1922 году и вскоре
стал одним из популярнейших на всем свете его сочинений.
В этом, конечно, не следует
видеть иронию судьбы. Просто "Карнавал животных"
выразил в шутливой форме
некоторые типичные, характерные, а частично и ценнейшие
стороны творческой личности
Сен-Санса. Тут были юмор, программность, лирика в
оправе отличного мастерства.
Большим достижением творческой
жизни Сен-Санса явилось завершение в 1886 году и
первое исполнение его Третьей (и
последней) симфонии. Премьера этой симфонии
состоялась в Лондоне, в концерте
Филармонического общества 19 мая. Успех был
велик.
Первое исполнение симфонии в
Париже состоялось 9 января 1887 года. Выходя с
этого концерта, взволнованный
Гуно указал одному из своих друзей на Сен-Санса и
промолвил громко, желая быть услышанным
всеми: "Вот французский Бетховен".
Приведем два суждения о Третьей
симфонии выдающихся русских композиторов.
Танеев в письме к Чайковскому
отметил, что Третья симфония Сен-Санса "очень
хороша". Калинников в одной
из своих рецензий писал: "Симфония эта по глубине
вдохновения - одно из лучших
произведений Сен-Санса и представляет собою чудо
техники и инструментовки.
Употребление фортепиано и органа в этой симфонии как
оркестровых инструментов более
нежели уместно".
Из произведений Сен-Санса девяностых
годов достоин упоминания однооактный балет
"Жавотта", написанный в
1896 году - единственый балет композитора.
15 марта 1898 года он начал
писать оперу "Деянира", и работа шла быстро. Музыка
"Деяниры" - один из
интереснейших творческих опытов Сен-Санса. Здесь сплелись
воедино его поиски эпоса, как
начала, могущего противодействовать эмоциональной
анархии эпохи, а равно и растущий
интерес к античности, давнишний, но теперь
обостряющийся в поисках чего-то
светлого и гармоничного.
Рождается новый век. Сен-Сане
по-прежнему много путешествует и концертирует.
Продолжает он и сочинять музыку.
Однако лучшие его произведения принадлежат XIX