"Прежде чем приступить к
работе, я стараюсь забыть, что я музыкант", - так
говорил композитор Кристоф
Виллибальд Глюк, и эти слова лучше всего
характеризуют его реформаторский
подход к сочинению оперГлюк
"вырвал" оперу
из-под власти придворной
эстетики. Он придал ей величие идей, психологическую
правдивость, глубину и силу
страстей.
Кристоф Виллибальд Глюк родился 2
июля 1714 года в Эрасбахе, что в австрийской
земле Фальц. В раннем детстве он
часто переезжал с одного места на другое в
зависимости от того, в каком из
дворянских угодий служил его отец-лесничий. С
1717 года он жил в Чехии.
Зачатки музыкальных знаний он получил в
иезуитской коллегии в Комотау. После ее
окончания в 1731 году Глюк стал
изучать философию в Пражском университете и
учиться музыке у Богуслава Матея
Черногорского. К сожалению, Глюк, живший в
Чехии до двадцати двух лет, не
получил у себя на родине такого же крепкого
профессионального образования,
как его коллеги в странах Центральной Европы.
Недостаточность школьного
обучения компенсировалась той силой и свободой мысли,
которая позволила Глюку
обращаться к новому и актуальному, лежащему за пределами
узаконенных норм.
В 1735 году Глюк становится
домашним музыкантом во дворце князей Лобковиц в
Вене. Первое пребывание Глюка в
Вене оказалось непродолжительным' на одном из
вечеров в салоне князей Лобковиц
с молодым музыкантом познакомился итальянский
аристократ и меценат А М Мельци
Очарованный искусством Глюка, он пригласил его в
свою домашнюю капеллу в Милане.
В 1737 году Глюк вступил в свою
новую должность в доме Мельци. За четыре года,
прожитые в Италии, он сблизился с
крупнейшим миланским композитором и органистом
Джован-ни Баттиста Саммартини,
став его учеником, а позднее - близким другом.
Руководство итальянского маэстро
помогло Глюку завершить свое музыкальное
образование. Однако оперным
композитором он стал главным образом благодаря
своему врожденному инстинкту
музыкального драматурга и дару острой
наблюдательности.
26 декабря 1741 года придворный
театр "Реджио-Дукаль" в Милане открыл новый
сезон оперой
"Артаксеркс" дотоле никому не известного Кристофа Виллибальда Глюка
Ему шел двадцать восьмой год -
возраст, в котором другие композиторы XVIII века
успевали достигнуть
всеевропейской известности.
Для своей первой оперы Глюк
избрал либретто Метастазио, вдохновлявшее многих
композиторов XVIII века. Глюк
специально дописал арию в традиционной итальянской
манере с целью оттенить перед
слушателями достоинства своей музыки. Премьера
прошла со значительным успехом.
Выбор либретто пал на "Деметрия" Метастазио,
переименованного по имени главной
героини в "Клеониче".
Слава Глюка быстро растет.
Миланский театр снова стремится открыть свой зимний
сезон его оперой. Глюк сочиняет
музыку на либретто Метастазио "Демофонт". Эта
опера имела в Милане столь
большой успех, что вскоре была поставлена также в
Ред-жьо и Болонье. Затем одна за
другой в городах северной Италии ставятся новые
оперы Глюка: "Тигран" -
в Кремоне, "Софо-нисба" и "Ипполит" - в Милане,
"Гипермнестра" - в
Венеции, "Пор" - в Турине.
В ноябре 1745 года Глюк
появляется в Лондоне, сопровождая своего прежнего
патрона князя Ф.Ф. Лобковица. За
неимением времени композитор подготовил
"пастиччо", то есть
скомпоновал оперу из ранее сочиненной музыки Состоявшаяся в
1746 году премьера двух таких его
опер - "Падение гигантов" и "Арта-мен" -
прошла без особого успеха.
В 1748 году Глюк получил заказ на
оперу для придворного театра в Вене.
Обставленная с пышным
великолепием премьера "Узнанной Семирамиды" весной того же
года принесла композитору
подлинно большой успех, ставший началом его триумфов
при венском дворе.
Дальнейшая деятельность
композитора связана с труппой Дж. Б. Локателли, заказавшего ему оперу
"Аэцио" для исполнения на карнавальных торжествах 1750 года в Праге.
Удача, сопровождавшая пражскую
постановку "Аэцио", принесла Глюку новый оперный
контракт с труппой Локателли.
Казалось, что отныне композитор все более тесно
связывает свою судьбу с Прагой
Однако в это время произошло событие, резко
изменившее его прежний образ жизни
15 сентября 1750 года он вступил в брак с
Марианной Пергин - дочерью
богатого венского купца. Глюк впервые познакомился со
своей будущей спутницей жизни еще
в 1748 году, когда работал в Вене над
"Узнанной Семирамидой".
Несмотря на значительную разницу в возрасте, между 34-
летним Глюком и 16-летней
девушкой возникло искреннее глубокое чувство.
Унаследованное Марианной от отца
солидное состояние сделало Глюка материально
независимым и позволило ему в
дальнейшем всецело посвятить себя творчеству.
Окончательно обосновавшись в
Вене, он покидает ее лишь для присутствия на
многочисленных премьерах своих
опер в других городах Европы Во всех поездках
композитора неизменно
сопровождает супруга, окружавшая его вниманием и заботой.
Летом 1752 года Глюк получает
новый заказ от директора знаменитого театра "Сан
Карло" в Неаполе - одного из
лучших в Италии. Он пишет оперу "Титово
милосердие", принесшую ему
большой успех.
После триумфального исполнения
"Тита" в Неаполе Глюк возвращается в Вену
общепризнанным мастером
итальянской опе-ры-сериа Между тем слава популярной арии
достигла столицы австрийской
империи, вызвав интерес к ее творцу со стороны
принца Иозефа фон
Хильдбургхаузена - фельдмаршала и музыкального мецената. Он
пригласил Глюка возглавить в качестве
"концертмейстера" музыкальные "академии",
еженедельно проводившиеся в его
дворце. Под руководством Глюка эти концерты
скоро стали одними из наиболее
интересных событий музыкальной жизни Вены; на них
выступали выдающиеся вокалисты и
инструменталисты.
В 1756 году Глюк отправился в Рим
для выполнения заказа знаменитого театра
Арджентина; ему предстояло
написать музыку к либретто Метастазио "Антигона" В то
время выступление перед римской
публикой представляло для любого оперного
композитора серьезнейшее
испытание
"Антигона" имела в Риме
очень большой успех, и Глюку был пожалован орден
"Золотой шпоры". Этим
древним по своему происхождению орденом награждались с целью поощрения
выдающиеся представители науки
и искусства.
В середине XVIII века искусство
певцов-виртуозов достигает своей вершины, и
опера становится исключительно
местом демонстрации певческого искусства. Из-за
этого в большой мере утрачивалась
связь музыки с самой драмой, что было
характерно для античности.
Глюку было уже около пятидесяти
лет. Любимец публики, награжденный почетным
орденом, автор множества опер,
написанных в сугубо традиционном декоративном
стиле, он, казалось, не мог
открыть в музыке новые горизонты Интенсивно
работавшая мысль долгое время не
прорывалась на поверхность, почти не отражалась
на характере его изящного,
аристократически холодного творчества. И вдруг на
рубеже 1760-х годов в его
произведениях появились отступления от условного
оперного стиля. Сначала в опере,
относящейся к 1755 году - "Оправданная
невинность", - намечается
отход от принципов, господствовавших в итальянской
опере-сериа. За ней следует балет
"Дон-Жуан" на сюжет Мольера (1761 год) - еще
один предвестник оперной реформы.
Это не было случайностью. Композитор
отличался удивительной восприимчивостью к
новейшим веяниям современности,
готовностью к творческой переработке самых
разнообразных художественных
впечатлений.
Стоило ему в молодые годы
услышать в Лондоне только что созданные и еще не
известные в континентальной
Европе оратории Генделя, как их возвышенный
героический пафос и
монументальная "фресковая" композиция стали органическим
элементом его собственных
драматических концепций. Наряду с влияниями пышной
"барочной" генделевской
музыки, Глюк перенял из музыкальной жизни Лондона
покоряющую простоту и кажущуюся
наивность английских народных баллад.
Достаточно было его либреттисту и
соавтору реформы Каль-цабиджи обратить
внимание Глюка на французскую
лирическую трагедию, как он мгновенно
заинтересовался ее
театрально-поэтическими достоинствами. Появление при венском
дворе французской комической
оперы также отразилось на образах его будущих
музыкальных драм: они спустились
с ходульной высоты, культивировавшейся в опере-
сериа под влиянием "эталонных"
либретто Метастазио, и сблизились с реальными
персонажами народного театра.
Передовая литературная молодежь, задумавшаяся над судьбами современной драмы,
без труда вовлекла Глюка в круг своих
творческих интересов, заставивших
его критически взглянуть на устоявшиеся
условности оперного театра.
Подобных примеров, говорящих об острой творческой
восприимчивости Глюка к новейшим
течениям современности, можно было бы привести
много. Глюк понял, что основными
в опере должны стать музыка, развитие сюжета и
театральное действо, а вовсе не
артистичное пение с колоратурой и техническими