Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 17:15:14
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
СТО ВЕЛИКИХ РОССИЯН [98]
... УКРАИНЦЕВ [100]
... БОГОВ [43]
... МИФОВ И ЛЕГЕНД [98]
... ЗАГАДОК ПРИРОДЫ [100]
... ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ [100]
... ЗАГАДОК ХХ ВЕКА [102]
... НАГРАД [100]
... СОКРОВИЩ [100]
... СОКРОВИЩ РОССИИ [101]
... ГОРОДОВ МИРА [100]
... ГЕНИЕВ [101]
... МЫСЛИТЕЛЕЙ [99]
... ВРАЧЕЙ [101]
... НОБЕЛЕВСКИХ ЛАУРЕАТОВ [99]
... НАУЧНЫХ ОТКРЫТИЙ [99]
... ЧУДЕС ТЕХНИКИ [100]
... ПСИХОЛОГОВ [102]
... АРИСТОКРАТОВ [108]
... ВОЕНАЧАЛЬНИКОВ [97]
... АДМИРАЛОВ [99]
... ВОЕННЫХ ТАЙН [111]
... КАТАСТРОФ [105]
...ЗАГОВОРОВ И ПЕРЕВОРОТОВ [107]
... КОРАБЛЕКРУШЕНИЙ [109]
... ЖЕНЩИН [100]
... КНИГ [100]
... ХУДОЖНИКОВ [100]
... КОМПОЗИТОРОВ [112]
... ВОКАЛИСТОВ [101]
... АКТЕРОВ [103]
... РЕЖИССЕРОВ [101]
...ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КИНОФИЛЬМОВ [102]
... ЗАРУБЕЖНЫХ ФИЛЬМОВ [101]
... ИСТОРИЙ ЛЮБВИ [100]
... СПОРТСМЕНОВ [100]
... МОРЕПЛАВАТЕЛЕЙ [99]
... ПАМЯТНИКОВ [100]
... ХРАМОВ [100]
... МУЗЕЕВ МИРА [107]
... ЗАМКОВ [101]
... ЗАПОВЕДНИКОВ И ПАРКОВ [101]
... ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ [101]
... БИБЛЕЙСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ [101]
... ПИСАТЕЛЕЙ [101]
...ТЕАТРОВ [100]
... ПРАЗДНИКОВ [99]
...РЕКОРДОВ АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКИ [100]
... ОРИГИНАЛОВ И ЧУДАКОВ [99]
... МОНАРХОВ [101]
... СОБЫТИЙ ХХ ВЕКА [99]
... РЕКОРДОВ СТИХИЙ [100]
... ВЕЛИКИХ ТАЙН ДРЕВНЕГО МИРА [102]
... ПОЛИТИКОВ [100]
... ПОЛКОВОДЦЕВ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ [101]
...ЭКСПЕДИЦИЙ [100]
... АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ [99]

КШИШТОФ ПЕНДЕРЕЦКИЙ (род. в 1933 году)

Музыку второй половины XX века трудно представить без творчества польского

композитора К Пендерецкого. В нем наглядно отразились противоречия и поиски,

характерные для послевоенной музыки, метания между взаимоисключающими

крайностями. Стремление к дерзкому новаторству в области средств выражения и

ощущение органической связи с культурной традицией, уходящей в глубь веков,

предельное самоограничение в некоторых камерных сочинениях и склонность к

монументальным, почти космическим звучаниям вокально-симфонических произведений.

Маленький польский городок Дембица, где родился в семье адвоката 25 ноября 1933

года Кшиштоф Пендерецкий, сохранил многие патриархальные черты, в том числе и

домашнее музицирование, уличные праздники, песни и танцы. Отец хорошо играл на

скрипке, сына стал обучать на рояле, но Кшиштоф, проявивший с детства

необычайную остроту слуха, не полюбил этот инструмент

В 15 лет Пендерецкий по-настоящему увлекся игрой на скрипке. В небольшой Дембице

единственным музыкальным коллективом был городской духовой оркестр Его

руководитель С. Дарляк сыграл важную роль в развитии будущего композитора В

гимназии Кшиштоф организовал собственный оркестр, в котором был и скрипачом, и дирижером. В 1951 году он окончательно решает стать музыкантом и

уезжает учиться в Краков. Одновременно с занятиями в музыкальной школе

Пендерецкий посещает университет, слушает лекции по классической филологии и по

философии у Р. Ингардена. Он основательно изучает латынь и греческий,

интересуется античной культурой Занятия теоретическими дисциплинами с Ф.

Сколышевским - ярко одаренной личностью, пианистом и композитором, физиком и

математиком - привили Пендерецкому умение мыслить самостоятельно. После занятий

с ним Пендерецкий поступает в Высшую музыкальную школу Кракова в класс

композитора А Малявского.

Педагоги, особенно А. Малявский, дали ему многое, но, самое главное, помогли

бережно сохранить и осознать то самобытное, что определяло его талант, -

поразительно острое слышание современного звучащего мира во всей его полноте и

своеобразии красок.

И не случайно одним из первых сочинений, которое сразу принесло ему мировую

славу, стал знаменитый "Трен" - "Памяти жертв Хиросимы" - удивительная звуковая

картина огромного эмоционального накала и силы выразительности Но прежде были

настойчивые поиски. Молодой композитор отвергает всяческие запреты, пробует все

стили, увлекается музыкой Пьера Булеза, додекафонией, алеаторикой, но всегда

остается верен высокому профессиональному мастерству, культурным достижениям

прошлого.

И это приносит сенсационный успех: в 1959 году проходил конкурс молодых польских

композиторов, было назначено три премии. Пендерецкий послал на конкурс (как

обычно, под де- > визами) три своих сочинения. Когда жюри определило три лучших

произведения, то оказалось, что все они принадлежат Кшиштофу Пендерецкому!

Но все же "Трен" отличался от предыдущих сочинений собственным стилем, отходом

от авангардистских исканий в область глобальных художественных концепций. Это

сочинение оказалось схожим со знаменитой картиной П. Пикассо "Герника" своим

страстным отрицанием войны, насилия, своим призывом к гуманизму.

Сочинение написано для струнного оркестра. 52 инструмента предельно

дифференцированы, заполнена каждая "ячейка" звучащего пространства, использованы

все звуковые и шумовые эффекты. Замысел "Трена" - плача - воссоздание состояний

человека, максимально приближенных к ощущениям в минуту атомного взрыва в Хиросиме. Композитор включает слушателей в "звуковое поле"

трагедии, мы слышим время, переживаем события, содрогаемся от варварства. Это

достигается не только предельным использованием всех выразительных средств, но и

мастерски сделанной формой, пробуждающей необходимый круг ассоциаций, включая

звукоподражательные.

Ошеломительный взлет творчества, поставивший Пенде-рецкого в ряд ведущих

мастеров мира, был подтвержден новыми художественными открытиями. Он создает

партитуру "Измерения времени и тишины" для хора и оркестра, где открывает новые

выразительные возможности и человеческого голоса и оркестра. Здесь не только

привычное пение, но и разговорные интонации, крик, шепот, свист, скандирование

разных согласных звуков и т. д. Он группирует звуки отчасти по принципу сонори-

ки, подчиняя движение этих групп определенному замыслу, воплощение которого

зависит от дирижера (элементы алеаторики).

Эти произведения принесли международную известность композитору: они исполняются

во Франции, Италии,-Австрии. На стипендию Союза композиторов Пендерецкий едет в

двухмесячную поездку по Италии.

Начинается интенсивная творческая деятельность. Пендерецкий становится

постоянным участником международных фестивалей современной музыки в Варшаве,

Донауэшингене, Загребе, знакомится со многими музыкантами, издателями.

Произведения композитора ошеломляют новизной приемов не только слушателей, но и

музыкантов, которые порой не сразу соглашаются разучивать их.

Кроме инструментальных сочинений Пендерецкий в 1960-е годы пишет музыку для

театра и кино, для драматических и кукольных спектаклей. Он работает в

Экспериментальной студии Польского радио, создает там свои электронные

композиции, в том числе пьесу "Экехейрия" для открытия мюнхенских Олимпийских

игр 1972 года. С 1962 года произведения композитора звучат в городах США и

Японии. Пендерецкий выступает с лекциями о современной музыке в Дармштадте,

Стокгольме, Берлине.

Особо показательна для данного периода творчества Пенде-рецкого композиция

"Флуоресценции" для большого симфонического оркестра. Здесь состав ударных

инструментов доведен до тридцати семи, а к ним еще добавлены многочисленные

шумы: пилка дерева пилой, стук пишущей машинки, шлифовка стекла напильником, вой

сирены. Да и обычные инструменты использованы необычно: удары древком смычка по

корпусу, игра на одних мундштуках духовых инструментов, удары по пистонам и клапанам. Все эти

звуковые комплексы делятся, однако, на два четких ряда: сама музыка и все, что

ассоциируется с ней, и бытовой, урбанистический ряд, как бы реальность, в

которую эта музыка погружена, в которой она живет или которую подобный быт

подавляет и уничтожает.

"Эспериментальный период" не увел композитора от серьезного искусства в дебри

авангардизма, хотя так казалось на первых порах некоторым критикам. Он искал

свой самобытный язык, свой стиль и манеру выражения. Через два года он снова

поразил критиков своим новым сочинением, ознаменовавшим его зрелость.

Неожиданно для всех Пендерецкий обратился к каноническим церковным жанрам.

Первым появилось "Stabat mater" (1962), сочинение, вызвавшее негодование в

авангардистских кругах, оно было расценено как отход от современности. Вместо

эксперимента - архаика, опора на нидерландскую полифонию, григорианский хорал. И

вместе с тем огромный накал экспрессии, динамики, воздействующих на слушателя

средств драматургии. Многие восприняли сочинение как религиозное, что актуально

в силу ряда исторических причин в современной Польше Однако это не так.

Содержание сочинения гораздо глубже и обобщеннее, как и последующих

произведений, связанных с данной сферой, - "Страстей по Луке", "Dies irae",

"Положение во гроб", "Воскресение", "Заутреня", "Магнификат"

Сам композитор, отвечая на вопрос о связи его творчества с религией, ответил,

имея в виду "Stabat mater": "Были ли в вашей истории, истории советского народа,

даже во время войны предатели? А сколько миллионов русских, польских,

украинских, еврейских матерей стояли в изголовье убитых сыновей? Почему эту

извечную трагедию нужно связывать только с религией? Вот о чем я писал. И когда

в хоре раздается вопль толпы, не могут не дрогнуть люди. Перед ними мать у

изголовья убитого сына, которого предали".

И следующее сочинение - "Страсти по Луке" (1965) - показало, что идейная

концепция композитора не вмещается в прокрустово ложе канонических

представлений, религиозной трактовки. Произведение состоит из двадцати четырех

эпизодов - картин. Пендерецкий отталкивается от жанра средневековых мистерий,

где сливалось действие и музыка Хор не только исполняет свою обычную роль, но и

выступает как толпа, наполняющая храм, толпа взволнованная, шепчущая,

вскрикивающая, выступающая судьей совершающихся событий. Голоса солиста - баса

и чтеца переходят друг в друга, сливаются. Сонорные эффекты создают ощущение

гулкого, открытого пространства площади, стереофоничности, многослойности

звукового выражения. Сочинение настолько "театрально", что было неоднократно

инсценировано. Обобщенность замысла, его современное звучание подтвердил и

композитор: "Страсти" - это муки и смерть Христа, но также и муки и смерть

Освенцима, трагические испытания человечества середины XX века".

В 1966 году композитор едет на фестиваль музыки стран Латинской Америки, в

Венесуэлу и впервые посещает СССР, куда впоследствии приезжает неоднократно в

качестве дирижера, исполнителя собственных сочинений. В 1966-1968 годах он ведет

композиторский класс в Эссене (ФРГ), в 1969 - в Западном Берлине.

В том же году в Гамбурге и Штутгарте ставится новая опера Пендерецкого "Дьяволы

из Людена", которая вскоре появляется на сценах 15 городов мира. В 1970 году

Пендерецкий завершает одно из самых впечатляющих и эмоциональных своих сочинений

- "Заутреню". Обращаясь к текстам и напевам православной службы, автор применяет

средства новейшей композиторской техники. Первое исполнение "Заутрени" в Вене

(1971) вызвало огромный энтузиазм слушателей, критики и всей музыкальной

общественности Европы.

По заказу ООН композитор, пользующийся большим авторитетом во всем мире, создает

для ежегодных концертов ООН ораторию "Космогония", построенную на высказываниях

философов древности и современности о происхождении вселенной и устройстве

мироздания - от Лукреция до Ю. Гагарина. Пендерецкий много занимается

педагогикой: с 1972 года он ректор краковской Высшей музыкальной школы,

одновременно ведет класс композиции в Йельском университете (США).

К двухсотлетию США композитор пишет оперу "Потерянный рай" по поэме Дж.

Мильтона. Из других крупных сочинений 1970-х годов можно выделить Первую

симфонию (1973), орато-риальные сочинения "Магнификат" (1974) и "Песнь песней

Соломона" (1973).

И все же скрипач остается скрипачом! После всех громких и новаторских сочинений

Пендерецкий пишет свой Скрипичный концерт (1977), используя во многом

традиционную технику композиции, обычные выразительные средства, но достигая при

этом огромного эмоционального воздействия. Музыка концерта в лучшем смысле слова

традиционна, понятна массовому слушателю.

В 1980 году композитор пишет Вторую симфонию и "Те Deum". В последние годы

Пендерецкий много концертирует, занимается со студентами-композиторами из разных

стран. В своем классе он предельно строг: никаких экспериментов, никаких

новшеств, пока студент не овладел в совершенстве профессиональными навыками,

теми традициями, которые оставлены прошлыми мастерами.

В Штутгарте (1979) и Кракове (1980) проходят фестивали его музыки, а в местечке

Люславицы Пендерецкий сам организует международный фестиваль камерной музыки

молодых композиторов. Контрастность, зримость музыки Пендерецкого объясняет его

постоянный интерес к музыкальному театру. Третья опера композитора, "Черная

маска" (1986) по пьесе Г. Гауптмана, соединяет нервную экспрессивность с

элементами ораториальнос-ти, психологическую точность и глубину вневременной

проблематики. "Я писал "Черную маску" так, как будто это мое последнее

сочинение, - сказал Пендерецкий в одном из интервью. - Для себя я решил

завершить период увлечения поздним романтизмом".

Композитор находится сейчас в зените всемирной славы, являясь одним из самых

авторитетных музыкальных деятелей. Его музыка звучит на разных континентах в

исполнении самых известных артистов, оркестров, театров, захватывая

многотысячную аудиторию.

Категория: ... КОМПОЗИТОРОВ | Добавил: tineydgers (20.11.2010)
Просмотров: 725 | Теги: музыканты, сто великих композиторов, музыкальный инструмент, музыка, музыкальное произведение, гений, талант, ноты, великие композиторы | Рейтинг: 5.0/2
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 20
Гостей: 20
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0