Среди французских композиторов XIX
века творчество Делиба выделяется особой
чистотой французского стиля: его
музыка лаконична и красочна, мелодична и
ритмически гибка, остроумна и
искренна. Стихией композитора был музыкальный
театр, а его имя стало синонимом
новаторских тенденций в балетной музыке XIX
века.
Лео (Клеман Филибер) Делиб
родился 21 февраля 1836 года в городе Сен-Жермен-дю-
Валь департамента Сарта в
музыкальной семье. Его дед Б. Батисте был солистом
парижского театра, а дядя Э.
Батисте - органистом, профессором Парижской
консерватории. Начальное
музыкальное образование будущему композитору дала мать.
В 1847 году, после смерти отца,
почтового служащего, подросток переехал с
матерью в Париж и поступил в
консерваторию в класс
композиции
А. Адана. Одновременно он занимался
у Ф. Ле Купе по классу фортепиано и у Ф.
Бенуа по классу органа.
С 1853 года работал
пианистом-концертмейстером "Театра лирик" и церковным
органистом в парижских соборах.
Он давал уроки игры на фортепиано, участвовал в
качестве пианиста в бальных
празднествах. Среди первых сочинений Делиба -
оперетты "На два су
угольков" (1855), "Шесть девиц на выданье" (1856), где среди
музыкальных номеров особо
выделялся остроумный дуэт-пародия на оперу "Цампа"
Герольда и "Две старых
сиделки" (1856). В одноактных комических миниатюрах
проявилось драматургическое
мастерство композитора1 острое ощущение театральной
формы, умение рельефно обрисовать
характер каждого персонажа, живость и
демократизм мелодического языка,
впитавшего черты городского фольклора. Внимание
публики и критики привлекла
одноактная комическая опера "Месье Гриф-фар" (1857).
Это произведение, написанное в
стиле итальянской оперы-буффа, отличается чисто
французкой ритмической
изобретательностью, мелодическим изяществом.
В середине шестидесятых годов
молодым композитором стали интересоваться
музыкально-театральные деятели
Парижа. Его приглашают работать вторым
хормейстером в "Гранд
Опера" (1865-1872). Тогда же он пишет совместно с Людвигом
Минку-сом музыку балета
"Ручей" (1866) и дивертисмент "Путь", для великолепного
балета "Корсар" Адана
(1867). Эти произведения, талантливые и изобретательные,
принесли Делибу заслуженный
успех. Однако следующее сочинение композитора "Гранд
Опера" приняла к постановке
только через четыре года Им стал балет "Коппелия",
или "Девушка с эмалевыми
глазами" по новелле Т.А. Гофмана "Песочный человек"
(1870). Именно он принес Делибу
европейскую популярность и стал рубежным
произведением в его творчестве.
Известность композитора упрочилась еще более
после создания им балета
"Сильвия" по драматической пасторали Т. Тассо "Аминта"
(1876)
"Коппелия" опирается на
бытовой сюжет, хотя и недостаточно последовательно
развитый. В "Сильвии"
мифологические мотивы разработаны весьма условно и
сумбурно. Тем более велика
заслуга композитора, создавшего вопреки этому
далекому от реальности,
драматургически слабому сценарию жизненно сочную
партитуру, цельную по выражению.
Музыка обоих балетов отличается
яркими народными чертами. В "Коппелии", согласно
сюжету, использована не только
французская мелодика и ритмика, но и польская
(мазурка, краковяк в первом
акте), и венгерская (баллада Сванильды, чардаш),
здесь более заметна связь с
жанрово-бытовыми элементами комической оперы В
"Сильвии" же
характеристические черты обогащены психологизмом лирической оперы
Лаконизм и динамика выражения,
пластичность и красочность, гибкость и четкость
танцевального рисунка - таковы
лучшие свойства музыки Делиба Он является крупным
мастером в построении
танцевальных сюит, отдельные номера которых связаны
инструментальными
"речитативами" - пантомимными сценами. Драматизм, лирическая
содержательность танца сочетаются
с жанровостью и живописностью, насыщая
партитуру активным симфоническим
развитием Такова, например, картина ночного
леса, которой открывается
"Сильвия", или драматическая кульминация первого акта.
В то же время праздничная
танцевальная сюита последнего акта представляет
замечательные картины народного
торжества и веселья.
Чайковский писал об этом
сочинении: "Я слышал балет
"Сильвия" Лео Делиба,
именно слышал, потому что это первый балет, в котором
музыка составляет не только
главный, но и единственный интерес. Что за прелесть,
что за изящество, что за
богатство мелодическое, ритмическое и гармоническое1"
Широкую популярность снискали и
оперы Делиба: "Так сказал король" (1873), "Жан
де Нивель" (1880),
"Лакме" (1883). Последняя явилась самым значительным оперным
произведением композитора.
Сюжет оперы взят из жизни
индийцев Им противопоставлены англичане-колонизаторы,
обрисованные в слегка иронических
тонах, средствами, близкими комической опере,
подчас даже оперетте. Самые яркие
страницы оперы связаны с изображением
душевного мира героини и ее
окружения.
Партия Лакме пронизана песенностью.
Центральная ее характеристика содержится в
сцене и легенде второго акта (так
называемая "ария с колокольчиками")
Другая сторона - облик Нилаканты
- фанатичного, мстительного жреца -
раскрывается в хоровых сценах Их
много в опере, и трактованы они разнообразно. В
красочной интродукции,
живописующей молитву в храме, впервые возникает
причудливая "восточная"
тема обращения к богам (средний раздел хора - поет Лакме
в сопровождении арф) Эта тема,
приобретая угрожающий характер, становится далее
лейтмотивом мести. По складу
своему последнему близок хор заговорщиков,
возглавленных Нилакантой, и
драматическая кульминация второго акта (хор
браминов). Это - центральная в
драматургическом отношении картина, где обобщены
предшествующие бытовые и
драматические сцены оперы.
Тонко переданный
"восточный" колорит, изящно очерченный, с налетом элегичности,
образ героини, выразительная
характеристика сурового жреца Нилаканты - все это,
вместе с красочной оркестровкой,
ставит "Лакме" в ряд лучших французских
ориентальных опер.
Наряду с композицией Делиб много
внимания уделял преподавательской деятельности.
С 1881 года он был профессором
Парижской консерватории. Доброжелательный и
отзывчивый человек, мудрый
педагог - Делиб оказывал большую помощь
композиторской молодежи. В 1884
году он стал членом Академии изящных искусств
Франции.
Последним сочинением Делиба
оказалась опера "Кассия", которую композитор не
успел завершить. Он умер в Париже
16 января 1891 года "Кассия" была закончена и инструментована Массне
в 1893 году
Она еще раз доказала, что
композитор никогда не изменял своим творческим
принципам, утонченности и
изяществу стиля
Наследие Делиба в основном
представлено музыкально-сценическими жанрами
Наибольших творческих высот
композитор достиг в области балета Обогатив балетную
музыку широтой симфонического
дыхания, цельностью драматургии, он проявил себя
как смелый новатор Это отмечали и
критики того времени Так, Э Ганслику
принадлежит высказывание "Он
может гордиться тем, что первым развил
драматическое начало в танце и в
этом превзошел всех своих соперников"
Делиб был прекрасным мастером
оркестра Партитуры его балетов, по выражению
историков, - это море красок
Композитор воспринял многие приемы оркестрового
письма французской школы Его
оркестровку отличает пристрастие к чистым тембрам,
множество тончайших
колористических находок Делиб оказал несомненное влияние на
дальнейшее развитие балетного
искусства не только во Франции, но и в России
Достижения французского мастера
нашли продолжение в хореографических сочинениях
П Чайковского и А Глазунова.
|