С каждым годом имя чешского
композитора Леоша Яначека все чаще появляется на
оперных и концертных афишах, и в
этом можно увидеть одно из самых важных
проявлений справедливого
приговора истории. Яначеку было за пятьдесят, когда,
ютясь в моравском захолустье
габсбургской Австро-Венгрии, он переходил от
надежды к отчаянию, в который раз
перелистывая страницы своих партитур. Како несбыточном счастье мечтал он услышать
их в реальном, а не в воображаемом звучании.
Композитор родился 3 августа 1854
года в краю густых лесов и старинных замков, в небольшой горной моравской
деревушке ГуквальдыОн был девятым из
четырнадцати детей учителя средней школыЕго отец, кроме других предметов, преподавал
музыку, был скрипачом, церковным
органистом, руководителем и дирижером хорового
общества. Мать также обладала
незаурядными музыкальными способностями и
познаниями. Она играла на гитаре,
хорошо пела, а после смерти мужа исполняла
партию органа в местном костеле.
Детство будущего композитора было бедным, но
здоровым и привольным. Он
навсегда сохранил душевную близость к природе,
уважение и любовь к моравским
крестьянам, которые были воспитаны в нем с малых
лет.
Лишь до 11 лет прожил Леош под
родительским кровом. Его музыкальные способности
и звонкий дискант решили вопрос о
том, куда следует определить ребенка. Отец
отвез его в Брно к Павлу
Кржижковскому - моравскому композитору и собирателю фольклора Леош был
принят в церковный хор
Старобрнен-ского августинского монастыря. Мальчики-певчие
жили при монастыре на казенный
счет, посещали общеобразовательную школу и
проходили музыкальные дисциплины
под руководством строгих наставников-монахов
Композицией с Леошем занимался
сам Кржижковский.
Воспоминания о жизни в
Старобрненском монастыре нашли отражение во многих
сочинениях Яначека (кантаты
"Амарус" и "Вечное Евангелие"; секстет "Юность";
фортепианные циклы "Во
мгле", "По заросшей тропе" и др.). Атмосфера древней
моравской культуры, осознанная в
те годы, воплотилась в одном из шедевров
композитора - "Глаголической
мессе" (1926).
Здесь, в центре Моравии, в городе
Брно, Яначек начинает и свою служебную
деятельность по окончании
педагогического учебного заведения: он становится
учителем, продолжая традиции
деда, отца и матери. В 1873-1876 годах Яначек стал
хормейстером хорового общества
ремесленников "Святоплук". Мечты о дальнейшем
музыкальном образовании остаются
мечтами на долгие годы. Только в 1878 году ему
удается вырваться в мир
"большой музыки", в Лейпциг и Вену. До этого он за один
год прошел двухлетний курс игры
на органе в Пражской школе органистов В
воображении он видел себя в
Петербурге в классе Антона Рубинштейна. В реальности
же он постигает тайны
"композиторской кухни" в немецких консерваториях.
Но все же в главном деле своей
жизни - творчестве - настоящего большого
руководителя у него не было. Все,
чего он достиг, было завоевано не благодаря
школе и многоопытным советчикам,
а совершенно самостоятельно, путем трудных
исканий, подчас методом проб и
ошибок
С конца 1870-х годов Яначек
руководит Моравским певческим обществом В 1881 году
он создает Органную школу в Брно.
Около сорока лет он бессменно руководил ею,
воспитывал здесь не только
органистов, но и музыкантов более широкого профиля'
дирижеров, регентов, композиторов
На базе школы Яначека в 1919 году выросла
Консерватория, в 1947 году
реорганизованная в Академию искусств имени Яначека
Огромная занятость могла только
затруднить процесс творчества, но не убить
потребность создавать музыку.
Яначек был прирожденным композитором.
Наиболее ранние из известных
сочинений датированы концом 1870-х годов: шестичастная Сюита для струнного
оркестра, "Идиллия" для того
же состава; "Зденкины
вариации" для фортепиано, очевидно, связанные, как
показывает их название, со
Зденкой Шульц, ставшей вскоре женой композитора В
этих сочинениях, как и в хоровой
"Осенней песне" на стихи Ярослава Вархлицкого,
в "Думке" для скрипки и
фортепиано заметны типичные черты композитора-романтика,
идущего стезей, проложенной
Шубертом, Мендельсоном, Брамсом, но при этом
сохраняющего черты национальной
самобытности
Долгие годы композитор трудился и
боролся в провинциальной безвестности Пражская
профессиональная среда его долго
не признавала, только один Дворжак ценил и
любил своего младшего коллегу. В
то же время укоренившееся в столице по-
зднеромантическое искусство было
чуждо моравскому мастеру, опиравшемуся на
народное творчество и на
интонации живой звучащей речи. С 1886 года композитор
вместе с этнографом Ф. Бартошем
каждое лето проводил в фольклорных экспедициях
Он опубликовал множество записей
моравских народных песен, создал их концертные
обработки, хоровые и сольные.
Высшим достижением были симфонические "Лашские
танцы" (1889) Одновременно с
ними вышел знаменитый сборник народных песен (свыше
2000) с предисловием Яначека
"О музыкальной стороне моравских народных песен",
ныне считающимся классическим
трудом в фольклористике Его оперные опыты были
более трудными.
Сюжет его первой оперы -
"Шарка" корнями уходит в народные легенды о чешских
девах-воительницах, хранящих
обычаи матриархата, унаследованные от княгини
Либуше, первой правительницы
Чехии. Написанная в традициях романтической оперы,
с эмоциональной приподнятостью,
обилием хоровых и ансамблевых эпизодов, "Шарка"
целиком базируется-на
мелодической основе чешского фольклора Увы, с "Шарки"
начинается список сочинений
Яначка, на десятилетия заточенных в его рабочей
комнате.
Следом Яначек написал
этнографические балет "Ракош Ра-кочи" (1890) и оперу
"Начало романа" (1891),
в которых обильно цитировались народные песни и танцы
Балет даже ставился в Праге во
время Этнографической выставки в 1895 году. Эти
произведения были временным этапом
в творчестве Яначека Композитор шел по пути
создания большого правдивого
искусства Им двигало стремление противопоставить
отвлеченности - жизненность,
древности - сегодняшний день, выдуманной легендарной обстановке - конкретность
народного быта, обобщенным героям-символам - простых людей с горячей
человеческой кровью
Этого удалось достигнуть лишь в
третьей опере "Йенуфа" (по драме Г Прейссовой,
1894-1903 годы)
"Йенуфа", или "Ее падчерица", - социальная драма Она
написана
горячо, в ней страстно обличается
зло Но Прейссова не избежала множества
натуралистических деталей в
обрисовке быта, в раскрытии душевного мира героев
Яначек вторгается в работу
Прейссовой и добивается создания выразительного
либретто с четкой
драматургической структурой
Композитор убежденно следовал
основной идее' не допустить в музыке
сентиментальности и
мелодраматизма Ему, свободно владеющему тайнами
мелодического письма, легко было
бы наполнить музыку "сладкозвучием", создать,
как любил выражаться
Даргомыжский, "льстивые для уха мелодии" Именно этого он
избегал
Из-под пера непризнанного
композитора, нарушившего к тому же привычные нормы
"оперности",
обратившегося к острой манере письма, родилось произведение
огромной силы социального
обличения и одновременно - огромной силы
художественного воздействия,
произведение, в полном смысле слова новаторское
Именно потому оно произвело
отрицательное впечатление на благодушно-либеральное
руководство Пражского театра, в
результате отклонившего "Йенуфу" Понадобилось 13
лет борьбы, чтобы великолепное
произведение, сегодня идущее в театрах всего
мира, попало наконец на столичную
сцену В 1916 году опера имела оглушительный
успех в Праге, а в 1918 году в
Вене, что открыло безвестному 64-летнему
моравскому мастеру путь к мировой
славе
В период творческой катастрофы
Яначек пережил жесточайший удар судьбы - смерть
дочери, девушки редкой красоты и
редких душевных достоинств До этого Яначек
потерял горячо любимого сына Дети
были названы русскими или, как говорил Яначек,
"пушкинскими именами" -
Ольга и Владимир Только необоримая воля к жизни, к
творчеству, участие в борьбе за
национальное освобождение Чехии от габсбургского
орла не дали талантливому
музыканту склонить голову и предаться отчаянию
Отголоски события этих черных лет
слышны в фортепианном цикле "По заросшей
тропе".
В начале XX века у Яначека
отчетливо проявляются социально-критические тенденции Композитор пишет
фортепианную сонату "С улицы" и
помечает ее датой 1 октября 1905
года, когда австрийские солдаты разгоняли в
Брно молодежную демонстрацию, а
затем - трагические хоры на стихи рабочего поэта
Петра Безруча - "Кантор
Гальфар", "Маричка Магдонова", "70 000" (1906)
Особенно
драматичен хор "Маричка
Магдонова" о гибнущей, но не покорившейся девушке,
вызывавший всегда бурную реакцию
зала Когда композитору после одного исполнения
этого сочинения сказали "Да
это же настоящий митинг социалистов1" - он ответил
"Именно этого я и
хотел" К тому же времени относятся первые наброски
великолепной симфонической
рапсодии "Тарас Бульба", полностью завершенной
композитором в разгар Первой
мировой войны, когда правительство Австро-Венгрии
гнало чешских солдат воевать
против русских
Последнее десятилетие жизни и
творчества композитора (1918-1928) можно назвать
лирико-философским, им созданы
самая лирическая из его опер "Катя Кабанова" (по
"Грозе" Островского,
1921 год), поэтичная философская сказка для взрослых -
"Приключения
лисички-плутовки" (по новелле Р Тесног-лидека, 1924 год), а также
оперы "Средство
Макропулоса" (по одноименной пьесе К Чапека, 1925 год) и "Из
мертвого дома" (по
"Запискам из мертвого дома" Ф Достоевского, 1928 год)
В "Кате Кабановой"
нерушимым осталось темное царство Кабанихи и Дикого, хотя
много бытовых подробностей не
вошло в оперу Сохранив зловещий фон царства
изуверской жестокости и тьмы,
композитор выткал на нем пленительный образ
Катерины Основной мелодический
рисунок он поручил флейте с ее чистым,
пасторальным тембром Большой
монолог Катерины и две сцены с Борисом могут быть
отнесены к лучшим страницам
оперной лирики нашего века
Интересно, что две оконченные и
две неоконченные оперы Яначка непосредственно
связаны с русской литературой
Первые две - "Катя Кабанова" (по "Грозе"
Островского) и "Из мертвого
дома" (по Достоевскому), вторые две - "Анна
Каренина" и "Живой
труп" В обращении Леоша Яначека к русской литературе нет
ничего удивительного Это - одно
из выражений его любви к России, к русской
культуре, к русскому языку,
который он изучил Леош Яначек дважды ездил в Россию,
с восторгом вслушивался в музыку
русской речи, наслаждался звенящими потоками
русского хорового пения Музыка
Глинки, Даргомыжского, "кучкистов", Чайковского
постоянно питала творческое
воображение композитора.
В то же плодотворное десятилетие
возникли великолепная "Глаголическая месса",
два оригинальных вокальных цикла
("Дневник исчезнувшего и Прибаутки"),
замечательный хор "Безумный
бродяга" (ст. Р Тагора) и Симфониетта для духового
оркестра. Симфониетта, длящаяся около
25 минут, стала самым популярным из
сочинений Яначека в репертуаре
большинства оркестров мира.
Последние десять лет жизни Яначек
провел в Праге, куда переехал в 1918 году,
заняв место профессора
консерватории. До конца дней своих, а он скончался 12
августа 1928 года, Яначек не
выпускал из рук карандаша, оставаясь человеком,
которому, по выражению Б.В.
Асафьева, "до самой смерти удалось быть в числе
молодых".
Смерть настигла Яначека
неожиданно: во время отдыха летом в Гуквальдах он
простудился и умер от воспаления
легких. Хоронили его в Брно. Собор
Старобгженского монастыря, где он
учился и мальчиком пел в хоре, был переполнен
толпами взволнованных людей.
Казалось невероятным, что ушел тот, над кем годы и
старческие недуги словно были не
властны. Современники не до конца поняли, что
Яначек - один из основоположников
музыкального мышления и музыкальной психологии
XX века. Его речь с сильным
местным акцентом казалась чересчур резкой для
эстетов, оригинальные творения,
философские взгляды и теоретическое мышление
подлинного новатора
воспринимались как курьез. При жизни он снискал репутацию
недоучки, примитива, местечкового
фольклориста. Лишь новый опыт современного
человека к концу столетия открыл
нам глаза на личность этого гениального
художника, и начался новый взрыв
интереса к его творчеству. Теперь
прямолинейность его взгляда на
мир не нуждается в смягчении, острота звучания
его аккордов не требует шлифовки.
Современный человек видит в Яначеке своего