В Бонне в декабре 1770 года в
семье придворного музыканта Бетховена родился сын,
который был назван Людвигом. Это
был уже второй по счету Людвиг: первый родился
на два года раньше и вскоре умер.
Точная дата его рождения неизвестна. В те
времена не было принято записывать дату рождения младенцев
"третьего сословия". Сохранилась лишь запись в метрической книге
боннской католической церкви
Святого Ремигия о том, что Людвиг Бетховен крещен
17 декабря 1770 года.
Следовательно, он родился на день-два раньше. В 1774 и
1776 годах в семье появились на
свет еще два мальчика: Каспар Антон Карл и
Николай Иоганн.
Людвиг родился в мрачной комнате
с низким потолком и косой наружной стеной. Это
жилище впоследствии стало
бетховенским музеем. Уже ребенком Людвиг отличался
редкой сосредоточенностью и
замкнутостью. Впрочем, не надо представлять себе
маленького Бетховена
самоуглубленным меланхоликом. Напротив, это был здоровый,
крепкий мальчуган, не чуждавшийся
детских шалостей.
Отец принуждал его заниматься
музыкой: обнаружив у сына незаурядный талант, он
заставлял его часами просиживать
за клавесином. Слава маленького Моцарта не
давала ему покоя. По семь-восемь
часов в день отец заставлял несчастного ребенка
играть упражнения. А иногда у
него появлялось желание позаниматься с ним и
ночью. Никакие уговоры
перепуганной матери не могли помешать этим мучительным
ночным урокам. И только яркий
талант ребенка, его непреодолимое влечение к
музыке помогли ему перенести
такое жестокое обращение и не отпугнули навсегда от
искусства.
В восемь лет маленький Бетховен
дал первый концерт в городе Кёльне. Концерты
мальчика состоялись и в других
городах. После выступления в Роттердаме, где юный
музыкант имел успех, он остался
недоволен голландцами. "Я больше туда не поеду,
- решительно заявил коренастый
крепыш по приезде домой, - голландцы -
копеечники". Отец, видя, что
не может больше ничему научить сына, перестал с ним
заниматься.
До десяти лет Людвиг посещал
начальную школу, где главным предметом являлась
латынь, а второстепенными -
арифметика и немецкое правописание. Школьные годы
дали маленькому Бетховену весьма
мало. Он так и не овладел тайнами умножения, а
со знаками препинания всегда
бывал не в ладу. Среднего образования Людвигу не
удалось получить: семья жила в
нужде. Однако, жадно стремясь восполнить пробелы
в своих познаниях, Людвиг много
читал и пытался заниматься с более развитыми
товарищами. Он был настойчив и
упорен. Через несколько лет юный Бетховен
научился бегло читать по-латыни,
переводил речи Цицерона, овладел французским и
итальянским языками.
В десять лет Бетховен начал
постигать тайны композиторской техники, учась у Нефе
искусству контрапункта и
генералбаса. Нефе с самого начала обучения понял, что
его гениальному ученику,
обладающему необузданной фантазией, недостает
сдержанности, дисциплины и
культуры. Путь к ним лежал через глубокое и
всестороннее изучение творчества
великих композиторов. В одной из своих
журнальных статей Нефе писал, что
изучил с маленьким Бетховеном сборник прелюдий
и фуг Иоганна Себастьяна Баха
"Клавир хорошего строя". Имя Баха было в то время
известно лишь узкому кругу
музыкантов и высоко чтилось ими.
К 1782 году относится первое
известное нам сочинение Бетховена - фортепианные
вариации на тему марша ныне
забытого композитора Э. Дресслера. Следующее
произведение - три сонаты для
клавесина - написано в 1783 году, когда Бетховену шел тринадцатый год.
Развлечения отца требовали денег,
рушилось материальное благополучие семьи.
Измученная лишениями и
невзгодами, заболела мать Людвига Мальчик был вынужден
работать. Он поступил в
придворную капеллу в качестве органиста
Окрепнув как композитор и
пианист, Бетховен осуществил свою давнишнюю мечту - в
1787 году он едет в Вену, чтобы
встретиться с Моцартом Бетховен играл в
присутствии прославленного
композитора свои произведения и импровизировал.
Моцарт был поражен смелостью и
богатством фантазии юноши, необычайной манерой
исполнения, бурной и порывистой.
Обращаясь к присутствовавшим, Моцарт
воскликнул: "Обратите
внимание на него1 Он всех заставит о себе говорить!"
Но встретиться вновь двум великим
музыкантам не было суждено. Умерла мать
Бетховена, так нежно и преданно
им любимая. Юноша вынужден был принять на себя
все заботы о семье. Воспитание двух
маленьких братьев требовало внимания, забот,
денег Бетховен стал служить в
оперном театре, играл в оркестре на альте,
выступал с концертами, давал
уроки. Начались суровые будни, тяжелая, полная
труда и лишений жизнь
В эти годы Бетховен складывается как
личность, формируется его мировоззрение
Большую роль сыграли здесь его
занятия в университете, который он, правда, очень
недолго, посещал по совету Нефе.
Как раз в это время (1789) по
другую сторону Рейна, во Франции, произошло
великое событие - революция,
провозгласившая свободу, равенство, всечеловеческое
братство. Эти высокие стремления
восставшего против королевской власти народа
нашли в душе Бетховена горячий
отклик. Заветам революции он остался верен всю
жизнь. Юноша полон сил, смелых
замыслов Энергия его ищет выхода в новых
сочинениях, в концертной
деятельности. Его родной город становится ему тесен
Встреча с Гайдном, проезжавшим
через Бонн, укрепила в нем решение ехать в Вену и
учиться у знаменитого композитора
Первый публичный концерт Бетховена
состоялся в Вене в 1795 году. Затем молодой
музыкант отправился в длительное
путешествие - через Прагу, Нюрнберг, Лейпциг -
в Берлин Три года спустя он вновь
гастролировал в Праге. Бетховену льстила его
артистическая слава.
Бетховен выступал преимущественно
в салонах венской знати Он сразу обратил на себя внимание не только гениальной
игрой, но и
независимым, бескомпромиссным
характером. Резкий и прямой, Бетховен не терпел
любого насилия над собой и в
горделивом сознании своей гениальности не щадил
сановных меценатов. Так, в пылу
гнева он написал одному из них- "Князь! Тем, чем
вы являетесь, вы обязаны случаю и
происхождением; тем, чем я являюсь, я обязан
самому себе. Князей есть и будет
тысячи, Бетховен - один1"
Несмотря на успех пианиста,
главным для него было творчество. К сожалению,
Моцарта Бетховен уже не застал в
живых, а занятия с Гайдном не принесли
желаемого результата - контакты
между учителем и учеником не наладились.
Совершенно иными были
взаимоотношения между Бетховеном и Антонио Сальери.
Маститый композитор с вниманием и
симпатией относился к молодому Бетховену,
который несколько лет изучал под
руководством итальянского маэстро искусство
легко и выразительно писать
оперные партии.
Занятия с Сальери доставляли
большое удовлетворение Бетховену. Их добрые
отношения сохранились и после
прекращения занятий. Как-то в 1809 году, зайдя к
Сальери и не застав его дома,
Бетховен оставил записку следующего содержания:
"Сюда заходил ученик
Бетховен"
Итак, Бетховен учился у лучших музыкантов-педагогов
Вены. Моцарт и Гайдн,
величайшие из его
предшественников, показали ему образец творческого труда в
новом классическом направлении
Альбрехт сбергер основательно прошел с ним
контрапункт, мастерским владением
которого Бетховен справедливо прославился.
Сальери ввел молодого композитора
в круг художественных проблем буржуазной
музыкальной трагедии Алоис
Ферстер учил Бетховена искусству квартетной
композиции. Одним словом,
гениальный композитор с жадностью впитал в себя не
только передовую музыку своего
времени, но и богатейший творческий опыт наиболее
знающих музыкантов-современников.
В соединении с невероятной трудоспособностью
вся эта усвоенная и
переработанная им музыкальная культура сделала Бетховена
образованнейшим музыкантом своей
эпохи.
К середине девяностых годов
Бетховен уже полностью сложился как композитор; в
1796 году он наконец решился
опубликовать свои первые фортепианные сонаты.
Бетховен и в дальнейшем часто
обращался к этому музыкальному жанру В
32
сонатах, образующих в
совокупности самую ценную часть фортепианного наследия Бетховена, полней всего
отразилась его
творческая эволюция, его
неистощимая изобретательность в использовании
художественных возможностей
крупного инструментального цикла.
Вехи этой эволюции отмечают три
популярнейшие сонаты - "Патетическая", "Лунная"
и "Аппассионата".
Лирико-драматическая сущность "Патетической" и "Лунной"
характерна для первого периода
творчества Бетховена. Второй период запечатлен в
пламенной выразительности
"Аппассионаты". Быть может, ни в каком другом
музыкальном произведении трагизм
борьбы не нашел столь потрясающего выражения,
как в "Аппассионате".
Очень интенсивно протекало музыкальное развитие
Бетховена в первое десятилетие пребывания в Вене. За эти годы он создал более
100 произведений в разных жанрах: 17 фортепианных сонат, 9 сонат для скрипки с
фортепиано, 3 фортепианных концерта, 2 сонаты для виолончели с фортепиано,
музыку к балету "Творения Прометея" - единственному у Бетховена! - и
многое другое. Словно набираясь творческих сил, он сравнительно поздно
обратился к симфонии: Первую закончил в 1800 году. Вслед за ней была задумана
Вторая симфония. Но между ними пролегла полоса жестоких испытаний и личных
переживаний.
За несколько лет до того Бетховен ощутил
ослабление слуха. Врачи не сумели помочь ему и, быть может, ускорили течение
болезни. В 1801 году страдалец поведал об этом самым близким друзьям "Уже
три года, как мой слух все более слабеет, - писал он. - ...В театре я должен,
чтобы понимать артистов, садиться у самого оркестра Если я сажусь подальше, то
не слышу высоких нот инструментов и голосов... Когда говорят тихо, я едва
слышу; да, я слышу звуки, но не слова, а между тем, когда кричат, это для меня
невыносимо..." |