Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 17:16:55
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
СТО ВЕЛИКИХ РОССИЯН [98]
... УКРАИНЦЕВ [100]
... БОГОВ [43]
... МИФОВ И ЛЕГЕНД [98]
... ЗАГАДОК ПРИРОДЫ [100]
... ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ [100]
... ЗАГАДОК ХХ ВЕКА [102]
... НАГРАД [100]
... СОКРОВИЩ [100]
... СОКРОВИЩ РОССИИ [101]
... ГОРОДОВ МИРА [100]
... ГЕНИЕВ [101]
... МЫСЛИТЕЛЕЙ [99]
... ВРАЧЕЙ [101]
... НОБЕЛЕВСКИХ ЛАУРЕАТОВ [99]
... НАУЧНЫХ ОТКРЫТИЙ [99]
... ЧУДЕС ТЕХНИКИ [100]
... ПСИХОЛОГОВ [102]
... АРИСТОКРАТОВ [108]
... ВОЕНАЧАЛЬНИКОВ [97]
... АДМИРАЛОВ [99]
... ВОЕННЫХ ТАЙН [111]
... КАТАСТРОФ [105]
...ЗАГОВОРОВ И ПЕРЕВОРОТОВ [107]
... КОРАБЛЕКРУШЕНИЙ [109]
... ЖЕНЩИН [100]
... КНИГ [100]
... ХУДОЖНИКОВ [100]
... КОМПОЗИТОРОВ [112]
... ВОКАЛИСТОВ [101]
... АКТЕРОВ [103]
... РЕЖИССЕРОВ [101]
...ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КИНОФИЛЬМОВ [102]
... ЗАРУБЕЖНЫХ ФИЛЬМОВ [101]
... ИСТОРИЙ ЛЮБВИ [100]
... СПОРТСМЕНОВ [100]
... МОРЕПЛАВАТЕЛЕЙ [99]
... ПАМЯТНИКОВ [100]
... ХРАМОВ [100]
... МУЗЕЕВ МИРА [107]
... ЗАМКОВ [101]
... ЗАПОВЕДНИКОВ И ПАРКОВ [101]
... ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ [101]
... БИБЛЕЙСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ [101]
... ПИСАТЕЛЕЙ [101]
...ТЕАТРОВ [100]
... ПРАЗДНИКОВ [99]
...РЕКОРДОВ АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКИ [100]
... ОРИГИНАЛОВ И ЧУДАКОВ [99]
... МОНАРХОВ [101]
... СОБЫТИЙ ХХ ВЕКА [99]
... РЕКОРДОВ СТИХИЙ [100]
... ВЕЛИКИХ ТАЙН ДРЕВНЕГО МИРА [102]
... ПОЛИТИКОВ [100]
... ПОЛКОВОДЦЕВ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ [101]
...ЭКСПЕДИЦИЙ [100]
... АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ [99]

МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ГЛИНКА (1804-1857)

Михаил Иванович Глинка родился 1 июня 1804 года в селе Новоспасском, имении

своих родителей, расположенном в ста верстах от Смоленска и в двадцати верстах

от небольшого города Ельни. Систематическое обучение музыке началось довольно поздно и примерно в том

же духе, что и обучение общим дисциплинам. Первой учительницей Глинки была

приглашенная из Петербурга гувернантка Варвара Федоровна Кламер.

Первый опыт Глинки в сочинении музыки относится к 1822 году - времени окончания

пансиона. Это были вариации для арфы или фортепиано на тему из модной в то

время оперы австрийского композитора Вейгля

"Швей царское семейство". С этого момента, продолжая

совершенствоваться в игре на фортепиано, Глинка все больше внимания уделяет

композиции и вскоре уже сочиняет чрезвычайно много, пробуя свои силы в самых

разных жанрах. Долгое время он остается неудовлетворенным своей работой. А ведь

именно в этот период были написаны хорошо известные сегодня романсы и песни: "Не

искушай меня без нужды" на слова Е.А. Баратынского, "Не пой, красавица, при мне"

на слова А.С. Пушкина, "Ночь осенняя, ночь любезная" на слова А.Я. Римского-

Корсакова и другие.

Однако главное - не творческие победы молодого композитора, как бы высоко они ни

ценились. Глинка "с постоянным и глубоким напряжением" ищет себя в музыке и

одновременно на практике постигает тайны композиторского мастерства. Он пишет

ряд романсов и песен, оттачивая вокальность мелодики, но одновременно настойчиво

ищет пути выхода за рамки форм и жанров бытовой музыки. Уже в 1823 году он

работает над струнным септетом, адажио и рондо для оркестра и над двумя

оркестровыми увертюрами.

Постепенно круг знакомств Глинки выходит за рамки светских отношений. Он

знакомится с Жуковским, Грибоедовым, Мицкевичем, Дельвигом. В эти же годы он

познакомился с Одоевским, ставшим впоследствии его другом.

Всевозможные светские развлечения, многочисленные художественные впечатления разного рода и даже состояние здоровья, все более

ухудшавшееся к концу 1820-х годов (результат крайне неудачного лечения), - все

это не могло помешать композиторской работе, которой Глинка отдавался с прежним

"постоянным и глубоким напряжением". Сочинение музыки становилось для него

внутренней потребностью.

В эти годы Глинка стал серьезно задумываться о путешествии за границу. К этому

его побуждали различные причины. Прежде всего, путешествие могло дать ему такие

музыкальные впечатления, такие новые знания в области искусства и творческий

опыт, которых он не мог бы приобрести у себя на родине. Глинка надеялся также в

иных климатических условиях поправить свое здоровье.

В конце апреля 1830 года Глинка уехал в Италию. По пути он задержался в

Германии, где провел летние месяцы. Приехав в Италию, Глинка поселился в Милане,

который был в то время крупным центром музыкальной культуры. Оперный сезон 1830-

1831 года был необычайно насыщенным. Глинка оказался весь во власти новых

впечатлений: "После каждой оперы, возвратясь домой, мы подбирали звуки, чтобы

вспомнить слышанные любимые места". Как и в Петербурге, Глинка по-прежнему много

работает над своими сочинениями. В них уже не остается ничего ученического - это

мастерски выполненные композиции. Значительную часть произведений этого периода

составляют пьесы на темы популярных опер. Инструментальным ансамблям Глинка

уделяет особое внимание. Он пишет два оригинальных сочинения: Секстет для

фортепиано, двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса и Патетическое трио для

фортепиано, кларнета и фагота - произведения, в которых особенно отчетливо

проявляются черты композиторского почерка Глинки.

В июле 1833 года Глинка покинул Италию. По пути в Берлин он на некоторое время

остановился в Вене. Из впечатлений, связанных с пребыванием в этом городе.

Глинка отмечает в "Записках" немногое. Он часто и с удовольствием слушал

оркестры Ланнера и Штрауса, много читал Шиллера и переписывал любимые пьесы. В

Берлин Глинка приехал в октябре того же года. Месяцы, проведенные здесь, привели

его к размышлениям о глубоких национальных корнях культуры каждого народа. Эта

проблема теперь приобретает для него особую актуальность. Он готов сделать

решительный шаг в своем творчестве. "Мысль о национальной музыке (не говорю еще

оперной) более и более прояснялась", - отмечает Глинка в "Записках".

Важнейшей задачей, вставшей перед композитором в Берлине, было приведение в

порядок его музыкально-теоретических познаний и, как сам он пишет, идей об

искусстве вообще. В этом деле Глинка отводит особую роль Зигфриду Дену,

знаменитому в свое время теоретику музыки, под руководством которого он много

занимался.

Занятия Глинки в Берлине были прерваны известием о смерти его отца. Глинка решил

тотчас же отправиться в Россию. Заграничное путешествие неожиданно окончилось,

однако он в основном успел осуществить свои планы. Во всяком случае, характер

его творческих устремлений был уже определен. Подтверждение этому мы находим, в

частности, в той поспешности, с которой Глинка, вернувшись на родину,

принимается за сочинение оперы, не дожидаясь даже окончательного выбора сюжета -

настолько ясно представляется ему характер музыки будущего произведения: "Запала

мне мысль о русской опере; слов у меня не было, а в голове вертелась "Марьина

роща".

Эта опера ненадолго завладела вниманием Глинки. По приезде в Петербург он стал

частым гостем у Жуковского, у которого еженедельно собиралось избранное

общество; занимались по преимуществу литературой и музыкой. Постоянными

посетителями этих вечеров были Пушкин, Вяземский, Гоголь, Плетнев.

"Когда я изъявил свое желание приняться за русскую оперу, - пишет Глинка, -

Жуковский искренно одобрил мое намерение и предложил мне сюжет Ивана Сусанина.

Сцена в лесу глубоко врезалась в моем воображении; я находил в ней много

оригинального, характерного для русских".

Увлеченность Глинки была настолько велика, что "как бы по волшебному действию

вдруг создался... план целой оперы...". Глинка пишет, что его воображение

"предупредило" либреттиста; "...многие темы и даже подробности разработки - все

это разом вспыхнуло в голове моей".

Но не только творческие проблемы заботят в это время Глинку. Он помышляет о

женитьбе. Избранницей Михаила Ивановича оказалась Марья Петровна Иванова,

миловидная девушка, его дальняя родственница. "Кроме доброго и непорочнейшего

сердца, - пишет Глинка матери сразу же после женитьбы, - я успел заметить в ней

свойства, кои я всегда желал найти в супруге: порядок и бережливость... несмотря

на молодость и живость характера, она очень рассудительна и чрезвычайно умеренна

в желаниях". Но будущая жена ничего не смыслила в музыке. Однако чувство Глинки к Марье Петровне было настолько сильным и искренним, что

обстоятельства, которые впоследствии привели к несовместимости их судеб, в то

время могли казаться не столь существенными.

Венчались молодые в конце апреля 1835 года. Вскоре после этого Глинка с женой

отправился в Новоспасское. Счастье в личной жизни подхлестнуло его творческую

активность, он принялся за оперу с еще большим рвением.

Опера быстро продвигалась, но добиться постановки ее на сцене Петербургского

Большого театра оказалось делом нелегким. Директор императорских театров А.М.

Гедеонов с большим упорством препятствовал принятию новой оперы к постановке.

По-видимому, стремясь оградить себя от любых неожиданностей, он отдал ее на суд

капельмейстеру Кавосу, который, как уже было сказано, являлся автором оперы на

тот же сюжет. Однако Кавос дал произведению Глинки самый лестный отзыв и снял с

репертуара свою собственную оперу. Таким образом, "Иван Сусанин" был принят к

постановке, но Глинку при этом обязали не требовать за оперу вознаграждения.

Премьера "Ивана Сусанина" состоялась 27 ноября 1836 года Успех был огромным,

Глинка писал своей матери на следующий день: "Вчерашний вечер совершились

наконец желания мои, и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшим

успехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актеры выходили

из себя от рвения... государь-император... благодарил меня и долго беседовал со

мною..."

Острота восприятия новизны музыки Глинки примечательно выражена в "Письмах о

России" Анри Мериме: "Жизнь за царя" г. Глинки отличается чрезвычайной

оригинальностью... Это такой правдивый итог всего, что Россия выстрадала и

излила в песне; в этой музыке слышится такое полное выражение русской ненависти

и любви, горя и радости, полного мрака и сияющей зари... Это более чем опера,

это национальная эпопея, это лирическая драма, возведенная на благородную высоту

своего первоначального назначения, когда она была еще не легкомысленной забавой,

а обрядом патриотическим и религиозным".

Идея новой оперы на сюжет поэмы "Руслан и Людмила" возникла у композитора еще

при жизни Пушкина. Глинка вспоминает в "Записках"- "...я надеялся составить план

по указанию Пушкина, преждевременная кончина его предупредила исполнение моего

намерения".

Первое представление "Руслана и Людмилы" состоялось 27 ноября 1842 года, ровно -

день в день - через шесть лет после премьеры "Ивана Сусанина". С

бескомпромиссной поддержкой Глинки, как и шесть лет назад, выступил Одоевский,

выразивший свое безусловное преклонение перед гением композитора в следующих

немногих, но ярких, поэтических строках: "...на русской музыкальной почве вырос

роскошный цветок, - он ваша радость, ваша слава. Пусть черви силятся всползти на

его стебель и запятнать его, - черви спадут на землю, а цветок останется.

Берегите его: он цветок нежный и цветет лишь один раз в столетие".

Однако новая опера Глинки, в сравнении с "Иваном Сусаниным", вызвала более

сильную критику. Самым яростным противником Глинки выступил в печати Ф.

Булгарин, в то время все еще весьма влиятельный журналист.

Композитор тяжело это переживает. В середине 1844 года он предпринимает новое

длительное заграничное путешествие - на этот раз во Францию и Испанию. Вскоре

яркие и разнообразные впечатления возвращают Глинке высокий жизненный тонус.

Труды Глинки скоро увенчались новым большим творческим успехом: осенью 1845 года

им была создана увертюра "Арагонская хота". В письме Листа к В.П. Энгельгардту

мы находим яркую характеристику этого произведения: "...мне очень приятно ..

сообщить Вам, что "Хоту" только что исполняли с величайшим успехом... Уже на

репетиции понимающие музыканты... были поражены и восхищены живой и острой

оригинальностью этой прелестной пьесы, отчеканенной в таких тонких контурах,

отделанной и законченной с таким вкусом и искусством! Какие восхитительные

эпизоды, остроумно связанные с главным мотивом .. какие тонкие оттенки колорита,

распределенные по разным тембрам оркестра!.. Какая увлекательность ритмических

ходов от начала и до конца! Какие самые счастливые неожиданности, обильно

исходящие из самой логики развития!"

Окончив работу над "Арагонской хотой", Глинка не торопится приняться за

следующее сочинение, а целиком посвящает себя дальнейшему углубленному изучению

народной испанской музыки. В 1848 году, уже по возвращении в Россию, появилась

еще одна увертюра на испанскую тему - "Ночь в Мадриде".

Оставаясь на чужбине, Глинка не может не обращаться мыслью к далекой отчизне. Он

пишет "Камаринскую". Эта симфоническая фантазия на темы двух русских песен:

свадебной лирической ("Из-за гор, гор высоких") и бойкой плясовой, явилась новым

словом в отечественной музыке.

В "Камаринской" Глинка утвердил новый тип симфонической музыки и заложил основы

ее дальнейшего развития. Все здесь глубоко национально, самобытно. Он умело

создает необычайно смелое сочетание различных ритмов, характеров и настроений.

Последние годы Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже и Берлине.

Композитор был полон творческих планов, но обстановка вражды и преследования,

которым он подвергался, мешала творчеству. Несколько начатых партитур он сжег.

Близким, преданным другом последних лет жизни композитора была его любимая

младшая сестра Людмила Ивановна Шестакова. Для ее маленькой дочки Оли Глинка

сочинил некоторые свои фортепианные пьески.

Глинка умер 15 февраля 1857 года в Берлине. Его прах перевезли в Петербург и

похоронили на кладбище Александро-Невской лавры.

Категория: ... КОМПОЗИТОРОВ | Добавил: tineydgers (26.11.2010)
Просмотров: 684 | Теги: музыканты, сто великих композиторов, музыкальный инструмент, музыка, музыкальное произведение, гений, талант, ноты, великие композиторы | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0