Николай Мясковский родился в
семье военного инженера 20 апреля 1881 года в
крепости Новогеоргиевская близ
Варшавы. Детство он провел в постоянных разъездах
- Оренбург, Казань, Нижний
Новгород. В 1893 году, после окончания двух классов
реального училища, Николая
Мясковского, вслед за старшим братом Сергеем,
определили в закрытое учебное
заведение - Нижегородский кадетский корпус. Затем
в 1895 году Мясковский был
переведен в петербургский Второй кадетский корпус.
Свое военное образование он
завершил в Военно-Инженерном училище. После
недолгого пребывания на службе в
саперной части в Зарайске его перевели в
Москву.
К тому времени Мясковский уже
прошел уроки гармонии у Н.И. Казан-ли -
руководителя оркестра кадетов - и
пробовал сочинять.
Попав в Москву, с января по май
1903 года Мясковский занимался с Глиэром и
прошел весь курс гармонии. Это
был пери-
од напряженнейшего труда:
посвятив днем несколько часов музыке, Мясковский потом
ночами сидел над служебными
заданиями.
Занятия теорией Мясковский - по
совету Глиэра - продолжал под руководством И.И.
Крыжановского, ученика
Римско-го-Корсакова. Таким образом, уже на раннем этапе
Николай черпал опыт от двух
композиторских школ: московской и петербургской. Три
года Мясковский обучался у
Крыжановского контрапункту, фуге, форме и
оркестровке.
Наконец летом 1906 года, втайне
от военного начальства, Мясковский сдал экзамены
и поступил в Петербургскую
консерваторию. Весной 1907 года Мясковский подал
прошение об отставке, но только
через год был отчислен в запас. Однако уже
летом, получив отпуск для
необходимого лечения, он почувствовал себя впервые в
жизни почти профессиональным
музыкантом.
Романсы на слова Гиппиус были
первыми опубликованными сочинениями Мясковского. В консерваторские годы
состоялся творческий дебют Мясковского как автора
симфонической музыки. Первая
симфония Мясковского написана в 1908 году для
небольшого оркестра и впервые
прозвучала 2 июня 1914 года.
За симфонией последовала
оркестровая сказка "Молчание" (1909) по Эдгару По.
Начиная работу над
"Сказкой", Мясковский писал Прокофьеву: "Во всей пьесе не
будет ни одной светлой ноты -
Мрак и Ужас". Очень близка по настроению и вторая
симфоническая поэма Николая
Яковлевича - "Аластор", созданная через три года
после "Молчания".
Сказку "Молчание"
композитор Асафьев считал первым зрелым произведением
Мясковского, а в
"Аласторе" отмечал яркую музыкальную характеристику героя,
мастерство разработки и
исключительную выразительность оркестра в эпизодах бури
и смерти.
Мясковскому исполнилось тридцать
лет, когда он в 1911 году "тихо", по
собственному определению,
закончил консерваторию, показав Лядову два квартета. В
августе 1911 года началась и
музыкально-критическая деятельность композитора. За
три года в журнале
"Музыка" было напечатано 114 статей и заметок Николая.
Говоря о своих сочинениях раннего
периода, включая предвоенную Третью симфонию,
Мясковский сам отмечал, что почти
все они носят отпечаток глубокого пессимизма.
Причины этого Николай Яковлевич
видел в "обстоятельствах личной судьбы",
вспоминая, как почти до тридцати
лет он вынужден был вести борьбу за "высвобождение" от навязываемой
ему военной профессии, а также в
воздействии еще не преодоленного
груза различных влияний.
Начавшаяся в 1914 году мировая
война надолго отвлекла Мясковского от творческих
планов. В первые же дни
трагических событий он был призван в армию и покинул
Петербург, снова надев форму
поручика саперных войск.
Тяжелая контузия, полученная
Мясковским под Перемыш-лем, все серьезнее давала о
себе знать, и поэтому в 1916 году
он из действующей армии был переведен на
строительство крепости в Ревель.
Пребывание на фронте, общение с людьми, с
которыми он прошел войну и
встретил Октябрьскую революцию, дали художнику новые
впечатления, которые он отразил в
Четвертой и Пятой симфониях, сочиненных им за
три с половиной месяца - с 20
декабря 1917-го по 5 апреля 1918 года.
Революционные события всколыхнули
огромную страну. И Мясковский, конечно, не мог
в это трудное время вернуться к
искусству. Он прослужил в армии до конца
гражданской войны - до 1921 года.
Ни один замысел не вынашивался
Мясковским так мучительно и долго, как замысел
Шестой симфонии. В начале 1921
года композитор сделал наброски. К лету 1922 года
они, наконец, были доработаны, и
в Клину композитор начал инструментовку
симфонии.
Шестая симфония - многоплановое,
композиционно сложное и самое монументальное
произведение Мясковского.
Продолжительность ее 1 час 4 минуты. Шестая симфония
Мясковского, по мнению
многочисленных музыкальных критиков, одна из самых
сильных русских симфоний вообще.
Симфония волнует и захватывает глубиной и
покоряющей искренностью чувств. Она
трагедийна в том высоком смысле, на который
обращал внимание еще Аристотель,
утверждая, что "трагедия возвышает душу
человека".
Вот что писал В.М. Беляев в
письме к одному из своих друзей на следующий день
после того, как 4 мая 1924 года в
Большом театре под управлением Н.С. Голованова
впервые прозвучало это
произведение: "...Симфония имела потрясающий успех. В
течение почти четверти часа
публика понапрасну вызывала скрывшегося автора, но
все-таки добилась своего, и автор
появился. Его вызывали раз семь и поднесли ему
большой лавровый венок.
Некоторые видные музыканты
плакали, а некоторые говорили, что после Шестой симфонии Чайковского это первая
симфония, которая достойна
этого названия..."
Ни одно из последующих
произведений, созданных Мясковским в 1920-е годы, среди
которых было еще четыре симфонии,
ни по масштабам замысла, ни по силе
художественного воплощения не
может быть поставлено в один ряд с Шестой
симфонией, хотя и в них
композитор старался отобразить проблемы, рожденные
революцией.
Во второй половине 1920-х годов в
Мясковского не раз летели стрелы
пролеткультовцев. Так было,
например, в 1926 году, когда в своем открытом письме
сторонники агитмузыки обвинили
композиторов во главе с Николаем Яковлевичем в
чуждой идеологии.
Тем временем Мясковский
завоевывает популярность за рубежом. Леопольд
Стоковский, исполнявший в январе
1926 года в Чикаго, Филадельфии и Нью-Йорке
Пятую симфонию Мясковского,
берется сыграть и Шестую. В Цюрихе пианист Вальтер
Гизекинг объявил в программе
своих концертов его Четвертую фортепианную сонату.
Кусевицкий через Прокофьева
просил у Мясковского нотный материал еще не изданной
Седьмой симфонии, так как хотел
исполнять ее в Париже.
24 января 1926 года в чешской
столице в первом симфоническом концерте
современной русской музыки были
исполнены Шестая и Седьмая симфонии Мясковского.
После Седьмой симфонии,
исполнявшейся впервые за рубежом, дирижера Сарад-жева
вызывали семь раз, а Шестая
произвела такое впечатление, что публика совсем не
хотела отпускать его с эстрады.
Сараджеву выпала честь
представить современную русскую музыку и в Вене. В
концерте 1 марта 1926 года он
снова дирижировал Шестой симфонией Мясковского.
Доктор Пауль Писк сообщал из
Вены, что московского дирижера "принимали очень
горячо" и что произведение
"встретило полное признание". С не меньшим успехом
вскоре после Шестой симфонии в
концерте камерной музыки в Вене была исполнена
часть вокальной сюиты Мясковского
"Мадригал".
Вероятно, лишь удивительная
скромность и желание оставаться в тени заставляли
Николая Яковлевича отказываться и
от зарубежных поездок. Только один раз
Мясковский ненадолго оставил
родину. Это было в ноябре все того же 1926 года.
Вместе с Б.Л. Яворским он
представлял тогда советскую музыкальную общественность
на торжествах в Варшаве,
связанных с открытием долгожданного там памятника Ф.
Шопену.
Из всех двадцати семи симфоний у
Мясковского только две одночастные. Одна из них
принадлежит к самым популярным
его произведениям - это Двадцать первая. Другая -
Десятая (1927), навеянная
"Медным всадником" Пушкина, наименее известна. А между
тем Десятая симфония заслуживает
большего внимания хотя бы потому, что это -
настоящее чудо полифонии. Десятая
симфония - глубоко русская и очень
"петербургская". Вполне
сознавая это, Мясковский ничуть не удивился, когда в
1930 году получил от Прокофьева
сообщение, что сыгранная Стоковским в
Филадельфии симфония имела успех.
Вероятно, ни об одном сочинении
Мясковского не говорили и не писали так много,
как о Двенадцатой симфонии,
названной "Колхозной" (1932). Исследователи считают
ее этапным произведением, с
которого начались "просветление" и демократизация
музыки Мясковского, подчеркивая
непосредственное обращение автора к советской