Несмотря на
интенсивное творчество,
Чайковский в эти годы уделял много времени педагогической и
музыкально-критической работе. В течение почти 12 лет он преподавал в
Московской
консерватории: вел курсы теории, гармонии,
инструментовки и
сочинения.
Любимым учеником Чайковского был Сергей Иванович Танеев - выдающийся
русский
композитор и пианист, ставший его близким другом.
Педагогическая
работа Чайковского
оказала благотворное влияние на развитие русского профессионального
музыкального образования. Его личный педагогический опыт нашел отражение
в созданных
им учебных пособиях, из которых особенно большое значение имеет
"Руководство к практическому изучению гармонии" (1871) - первый в России
учебник для
консерваторий по данному курсу, принадлежащий русскому автору.
18 июля Петр Ильич
женился на
двадцатилетней Антонине Милюковой. "Это бедная, но добрая девушка с
безупречной репутацией,
которая, меня любит", - так ее охарактеризовал композитор. Но сам
Чайковский испытывал к ней лишь
платонические чувства. Неудачная женитьба, нервное заболевание,
вызванное
напряженной работой, послужили причиной отъезда Чайковского в конце 1877
года из
Москвы за границу. В Италии композитором были завершены Четвертая
симфония и
опера "Евгений Онегин". Огромным было их значение в биографии
Чайковского.
Подытожив предшествующий опыт, он одновременно открыл в них новые,
широкие горизонты для
дальнейшей творческой деятельности. Появление этих произведений стало
выдающимся событием и в жизни всего русского искусства.
Симфонию Чайковский
посвятил
своему "лучшему другу" - Н.Ф. фон Мекк. Рассказывая Надежде Филаретовне о
содержании
сочинения, Петр Ильич отмечал, что симфония стала "верным
отголоском" всего пережитого им в зиму 1876-1877 годов, надолго
оставившего "воспоминания о
страстности, жуткости испытанных ощущений". Это было время, когда
композитором все
больше овладевали душевные противоречия, неудовлетворенность.
В этом произведении
- своей
первой инструментальной драме - Чайковский воплотил еще более
определенно мысль о
единении художника с народом, который может дать силу, вернуть к жизни
после
страданий и потерь.
В романе "Евгений
Онегин" композитор видел реальные и правдивые образы, глубокую жизненную
драму, которая
происходила в условиях реальных, правдивых. Он глубоко проникся
пушкинскими образами,
чистотой любви героев, верностью и пониманием их чувства долга и
чести, их
возвышенной мечтой и стремлением к идеалу.
Музыкальная
драматургия
произведения создана на едином мелодическом дыхании, где один номер
органически переходит
в другой, где вокальная мелодия монологов (арий или ариозо) по
своей певучести и
интонационной выразительности не отличается от речитативов -
"музыкальных
разговоров" - диалогов. Композитор словно распевает
стихи Пушкина,
подобно тому, как
поют романсы на стихи поэтов, и сочиняет необычайно широкие
мелодии,
покоряющие одухотворенностью.
В 1880-х и в начале
1890-х годов
Чайковский обращается к новой тематике, новым образам, новым
музыкальным жанрам
и формам. Так, после лирической оперы "Евгений Онегин" он создает в
1879
году героико-патриотическую оперу "Орлеанская дева" по трагедии Шиилера.
К
историческому
прошлому относится и сюжет следующей оперы - "Мазепа" (1883) по поэме
"Полтава" Пушкина. В ней на фоне
исторических событий
раскрывается лирическая драма дочери Кочубея - Марии. Следующая
опера этого
десятилетия - "Чародейка" (1887) по драме И.А.Шпажинского -
лирико-трагическая
и одновременно народно-бытовая опера. На рубеже нового десятилетия -
в 1890 году
- появляется выдающееся произведение мировой музыкальной
классики - опера
"Пиковая дама" на сюжет одноименной повести Пушкина.
"Пиковую даму"
Чайковский создавал как монооперу: через образ Германна - героя драмы, -
как сквозь
призму
"пропускал" все события и развитие действия. В музыке он раскрывал
смысл,
подтекст
происходящего не только на сцене, но и в душе каждого персонажа
"Пиковой
дамы". Подобно тому, как в своих симфониях, в этой опере композитор
разрабатывал две
основные темы. Одну из них, связанную с тайной трех карт,
составляют два мотива,
из интонаций которых вырастают многие темы оперы. Другая -
тема любви. На
разработке этих тем построена музыкальная драматургия всего
сочинения.
В 1880-е годы
композитор пишет
большое количество разнообразных симфонических и камерных
произведений. Впервые он
обращается к жанру сюиты, пишет программную симфонию "Манфред"
(1885), Пятую симфонию (1888). Появляются новые увертюры - "1812 год"
(1880),
"Гамлет" (1888). В начале 1880-х годов он создал блестящее, ярко
народное по
языку
"Итальянское каприччио" для симфонического оркестра, продолжившее
традиции испанских
увертюр Глинки. В те же годы Чайковский впервые обратился к жанру
трио и написал
свое известное сочинение для рояля, скрипки и виолончели,
посвященное памяти Н.
Рубинштейна. В 1880-е годы он написал большое количество
психологических
романсов (например, трагический романс "На нивы желтые.. "), а
наряду с этим
- цикл светлых поэтических детских песен В конце 1880-х годов
написан второй балет
Чайковского "Спящая красавица".
Сюжет сказки
французского
писателя Шарля Перро показался композитору "так поэтичен, так
благодарен для
музыки", что по приезде в Петербург в начале ноября 1888 года он начал с
увлечением
работать над новым произведением.
В этом
фантастическом мире
образов Чайковского привлекала прежде всего возможность снова
воплотить в
музыке вечную проблему реальной жизни: борьбу Добра со Злом,
победу светлых
идеалов Красоты, Радости, Любви.
Исключительно
разнообразно
творчество композитора последних трех лет жизни. Сразу же после
"Пиковой
дамы" был сочинен струнный секстет "Воспоминания о Флоренции". В
течение
1891-1892 годов созданы светлая, солнечная по характеру камерная
лирическая
опера
"Иоланта" на сюжет драмы датского писателя Герца и балет "Щелкунчик"
по
сказке Гофмана (в обработке Дюма). Продолжалась работа и в области
романса и
камерно-инструментальных жанров Наконец, в 1893 году появилась Шестая
симфония
("Патетическая", как назвал ее сам автор) - вершина его симфонического
творчества.
"В симфонию эту я
вложил,
без преувеличения, всю мою душу", - говорил композитор и считал ее одним
из
"наиискреннейших" своих произведений. "...Эта симфония
есть
высшее, несравненнейшее создание Чайковского. Душевные страдания,
замирающее отчаяние,
безотрадное, грызущее чувство потери всего, чем жил до последней
минуты человек,
выражены здесь с силою и пронзительностью потрясающею, -
подчеркивал позже
В.В. Стасов. - Кажется, еще никогда в музыке не было нарисовано
что-нибудь
подобное и никогда еще не были выражены с такою несравненною
талантливостью и
красотою такие глубокие сцены душевной жизни".
В этот период
сочинение музыки
всецело захватило Чайковского. Много путешествуя по разным странам
(Италия, Швейцария,
Германия, Чехия и др ) и живя, в перерывах между заграничными
поездками, то
в Москве, то в Петербурге, то у своей сестры на Украине, в Каменке,
Чайковский ни
на один день не прекращал своего интенсивного творческого труда.
Однако и в эти
годы он находил время и силы для музыкально-общественной и
исполнительской
(дирижерской) деятельности.
В 1885 году
Чайковский был избран
директором Московского отделения Петербургского
камерного
музыкального общества, а через год - почетным членом Русского
музыкального общества.
Не будучи уже в эти годы педагогом Московской консерватории,
Чайковский тем не
менее продолжал проявлять большой интерес к ее жизни, посещал
экзамены,
концерты, постоянно общался с молодыми композиторами, которые всегда
находили у него
совет, поддержку и искреннюю и беспристрастную оценку своих
произведений.
Начиная с 1880-х
годов, его имя
становится популярным не только в России, но и за рубежом
Чайковский с большим
успехом выступает как дирижер симфонических концертов и опер,
совершает ряд
концертных поездок по городам Европы, где исполняются его произведения.
Одной
из
триумфальнейших была поездка в Прагу в 1888 году. После нее Чайковский
записал в свой
дневник: "В общем, конечно, это один из знаменательнейших
дней моей
жизни. Я очень полюбил этих добрых чехов. Да и есть за что!!! Господи!
Сколько было
восторгу, и все это не мне, а голубушке России".
С огромным
энтузиазмом чествовали
Чайковского и на музыкальных вечерах в Париже, где он встретил
большое внимание
к своему творчеству со стороны выдающихся французских
музыкантов.
В 1891 году с большим успехом
прошли концерты Чайковского в Америке, куда он
был приглашен для участия в музыкальном фестивале по случаю открытия
крупнейшего
концертного зала - Карнеги-холла. Публика и пресса восторженно
отзывались о
великом русском композиторе.
В 1893 году в Англии Кембриджский
университет присвоил Чайковскому звание доктора права, как
гениальнейшему
музыканту мира.
Еще в 1885 году Чайковский ощутил
потребность в постоянном домашнем очаге, где можно было бы, по
возвращении из
путешествий, целиком отдаваться творчеству. Он поселился сначала в
окрестностях
города Клина - в Майданове, затем во Фроловском, а с 1891 года на
окраине самого Клина. В Клину и его окрестностях в общении с любимой
русской
природой Чайковский создал свои лучшие произведения, в том числе и
Шестую симфонию. Она
была впервые исполнена в Петербурге под управлением автора. Через
несколько дней Чайковский тяжело заболел. Болезнь
оказалась смертельной. В ночь с
25 на 26 октября композитор скончался.
Жизнь великого русского музыканта
оборвалась в то время, когда он был в расцвете сил и полон новых,
разнообразных
творческих замыслов.