Петр Ильич
Чайковский родился 25
апреля 1840 года в заводском поселке Воткинск, в Удмуртии, в семье
горного
инженера, директора Камско-Воткинских заводов. В Воткинске, а с
шестилетнего
возраста в Алапаевске (на Урале) протекли ранние детские годы
композитора.
Народные песни - по преимуществу протяжные, лирические напевы рыбаков,
часто по вечерам
звучавшие с озера, - были первыми, наиболее яркими музыкальными
впечатлениями
Чайковского.
В эти же годы
Чайковский
познакомился и с некоторыми произведениями итальянских и немецких
композиторов, которые
он слушал в исполнении на оркестрине (механическом органе),
привезенной отцом в Воткинск. В раннем возрасте начались и его первые
уроки игры на
фортепиано. Мальчик рос в атмосфере
родительской любви, его воспитание было поручено француженке-гувернантке
Фанни
Дюрбах Правдивый, отзывчивый, чуткий к людям мальчик с ранних лет
завоевал
большую любовь всех окружающих. В десятилетнем возрасте его
отдали учиться в петербургское Училище правоведения, которое готовило
чиновников для
департамента юстиции. Музыка все больше заполняла его жизнь. Он стал
петь
в хоре Училища правоведения - сначаладискантом, а затем альтом, брал
уроки музыки у итальянца Пиччиоли; слушал оперыи концерты с
друзьями-правоведами. Важным событием той поры стало знакомство с оперой
Моцарта "Дон
Жуан" в исполнении итальянской труппы в Петербурге. Во время пребывания в
училище в
1855-1858 годах Чайковский занимался у пианиста Рудольфа Кюндингера
Учитель сразу
заметил выдающиеся способности воспитанника. А затем Петр Ильич брал уроки
теории
музыки у брата Кюндингера - Августа.
Осенью 1859 года
Петр Ильич
поступает в открывшиеся музыкальные классы при Русском музыкальном
обществе. А
через два года, уже будучи чиновником Министерства юстиции, в
знаменательные дни празднования тысячелетия России он подает заявление в
дирекцию РМО о
приеме в открывшуюся консерваторию. Самое сокровенное поверяет он
сестре:
"В прошлом году, как тебе известно, я очень много занимался теорией
музыки и
теперь решительно убедился, что рано или поздно, но я променяю службу на
музыку".
Приняв твердое
решение посвятить
себя музыке, Чайковский страстно овладевает профессиональными знаниями.
От
занятий в фортепианном классе он был освобожден, так как преподаватели
считали его
достаточно подготовленным. Занимаясь у Николая Ивановича Зарембы теорией
музыки,
Чайковский справлялся с необычайно трудными, огромными по объему
задачами,
удивляя своим трудолюбием и энергией. С не меньшим рвением он занимался и
композицией у Антона Григорьевича Рубинштейна.
Чрезвычайно
довольный учеником,
Рубинштейн сделал его своим стипендиатом, а с 1864 года поручил вести
занятия в
классе гармонии. В течение 1863-1864 учебного года
Чайковский, овладевая искусством инструментовки, перекладывал для
самых разных составов оркестра произведения других авторов и собственные
сочинения. В том же году для большого симфонического оркестра
Чайковский написал пьесу "Римляне в Колизее", оркестровал первую часть
Крейцеровой сонаты Бетховена и две вариации из Симфонических этюдов
Шумана.
Оркестровку одной из сонат Бетховена он сделал столь изысканной и
мудреной,
включив английский рожок и другие редкие инструменты, что рассердил
своего
учителя.
Во время летних
каникул
композитор написал большую симфоническую увертюру, выбрав в качестве
программы
"Грозу" А.Н. Островского. Осенью следующего года - струнный квартет и
еще одну
увертюру, которые получили одобрение у педагогов и
были исполнены в
ученических
концертах. Приближалась знаменательная дата
выпуска Звание свободного художника и серебряная медаль увенчали годы
напряженного, упорного труда Чайковского Однако спустя три месяца после
получения
диплома он читает суровый, убийственный приговор Кюи: "Консерваторский
композитор г. Чайковский совсем слаб". Но молодой композитор не падает
духом. У
него зреет замысел оперы... Но прежде Чайковский принимается за
сочинение
симфонии.
Свою первую
симфонию Чайковский
назвал "Зимние грезы". Это первая симфония, созданная русским
композитором,
получившим у себя на родине, в России, профессиональное музыкальное
образование. "Зимние грезы"
проникнуты русскими песенно-танцевальны-ми интонациями. Его симфония
стала исповедью души. В
ней Чайковский выразил все наболевшее и радовавшее, смятение и искания,
стремление к вечно прекрасному, возвышенному.
В "Зимних грезах"
проявились тот образный строй, способ лирического высказывания,
драматургическое
мышление и музыкальная выразительность (особенно в оркестровках),
которые будут
типичны для всего его симфонического творчества. Уже тогда он
сформировал свой,
ярко индивидуальный симфонический метод. В январе 1866 года, приняв
приглашение Николая Григорьевича Рубинштейна (брата Антона Григорьевича
Рубинштейна),
Чайковский переехал в Москву, чтобы стать профессором Московской
консерватории. Здесь его творческая деятельность достигла большого и
разностороннего
расцвета. В то же время Чайковский интенсивно работал как
педагог-воспитатель и
критик-публицист. Развитию творческого дарования
Чайковского в эти
годы во многом
способствовало его общение с различными выдающимися представителями
русской литературы и искусства.
В 1860-1870-х годах
установились
и прочные связи Чайковского с композиторами "Могучей кучки" -
Балакиревым и Римским-Корсаковым, а также со Стасовым. Балакирев и
Стасов неоднократно
подсказывали Чайковскому сюжеты для его программных произведений. С
Балакиревым и Римским-Корсаковым Чайковский делился своими творческими
планами;
последнему он помогал также советами в его самообразовании по теории
музыки.
Композиторы обменивались записями народных песен.
Так, в общении с
представителями
передового русского искусства и при постоянном живом интересе к
народному
творчеству формировался реалистический музыкальный стиль Чайковского.
К московскому
периоду относится
создание большого количества самых разнообразных произведений: в их
числе – оперы "Воевода"
(1869), "Ундина" (1869), "Опричник" (1874), "Кузнец
Вакула" (1876), три первые симфонии (1866, 1872 и
1875), несколько программных увертюр-фантазий для оркестра (среди них
"Франческа да Римини", 1876 год), три квартета (1871, 1874 и 1876),
Первый фортепианный
концерт (1875), музыка к сказке Островского "Снегурочка" (1873),
цикл фортепианных пьес "Времена года" (1876) и ряд других
камерно-инструментальных
сочинений и романсов.
Большая часть
произведений
московского периода связана с народными песнями. В них Чайковский
нередко включал
подлинные народные песни - русские или украинские. Так, например,
записанная под Москвой с голоса крестьянки песня "Коса ль моя, косынька"
вошла в оперу "Воевода" ("Соловушка в дубравушке"). Песня "Сидел Ваня на
диване", услышанная Чайковским на Украине в Каменке, стала главной темой
медленной части
Первого струнного квартета. Некоторые сочинения этих лет
содержат яркие зарисовки народного быта, живо передают народный юмор и
веселье
(например, финалы Первой и Второй симфоний), поэтические образы природы -
цикл
"Времена года". В других же сочинениях
московского периода звучат порой иные настроения: в них выражена
неудовлетворенность
жизнью. Такова увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта" (1869).
Драматичен по своему характеру также созданный в эти годы балет
"Лебединое озеро"
(1877).
Увертюра-фантазия -
яркий пример
того обобщенного подхода к воплощению идеи произведения, который
характерен
для Чайковского. С шекспировской глубиной композитор раскрыл в музыке
красоту и верность человеческого чувства. Вместе с поэтом он вынес
суровый приговор
жестокости, предрассудкам и косности общественной среды, окружающей
героев. Увертюра - выражение глубокой скорби о юных Джульетте и Ромео.
Но
одновременно это утверждение нерушимости светлых возвышенных идеалов
человека, его
душевной красоты.
Новаторство
"Лебединого
озера" - необычность и непохожесть его на все предшествующее - если и
было не
до конца сразу понято, то сразу же отмечено и публикой и критикой, хотя
порой и
вызывало недоумение просвещенных меломанов. Одни упрекали композитора в
бедности творческой фантазии, однообразии тем и мелодий, в некоторой
монотонности
Другие считали, что музыка прекрасна, более того - даже слишком хороша
для
балета. Тем не менее премьера балета в московском Большом театре (20
февраля 1877 года) прошла с
успехом, и спектакль оставался в репертуаре до 1883 года, когда пришли в
полную
негодность декорации этой постановки.
Первый отзыв в
прессе, где
создание нового балета было оценено по достоинству, принадлежал Г.А.
Ларошу: "По
музыке "Лебединое озеро" - лучший балет, который я когда-нибудь
слышал... Мелодии,
одна другой пластичнее, певучее и увлекательнее, льются как из рога
изобилия; ритм
вальса, преобладающий между танцевальными номерами, воплощен в таких
разнообразных грациозных и подкупающих рисунках, что никогда
мелодическое изображение
даровитого и многостороннего композитора не выдерживало более
блистательного
испытания..."
Жанровое
разнообразие характерно
для оперного творчества Чайковского этих лет: здесь - и лирико-бытовая
драма
(по Островскому) "Воевода", и лирико-фантастическая опера
"Ундина" (на сюжет, переведенный Жуковским), историко-бытовая опера
"Опричник" (по роману Лажечникова), наконец, лучшее из оперных
произведений
"доонегинского" периода - лирико-комическая опера "Кузнец
Вакула" по повести Гоголя. Уже этим
ранним операм присущ целый ряд ярких творческих достижений. Однако им
чаще
недостает достаточной драматургической цельности, завершенности. Вот
почему
некоторые из своих ранних опер Чайковский впоследствии уничтожил, а
оперу "Кузнец
Вакула" в 1880-х годах значительно переработал. Опера в новом варианте
получила
название "Черевички". |