Он был наделен многими способностями и талантами, а
также неистощимой творческой энергией, сверх того он обладал неоценимым
качеством:
по выражению Густава Малера, он был "великим Своевременным", подлинным
сыном своего века. Это говорил "великий Несвоевременный", на себе
испытавший, каким невзгодам подвергается художник,
опередивший эпоху и
далеко
заглянувший в будущее.
Рихард Штраус
родился 11 июня
1864 года в Мюнхене. Отец его, Франц-Иозеф, выходец из крестьян, добился
видного положения в артистическом мире. Он был первым валторнистом в
Мюнхенском
придворном оркестре. Мать Рихарда - Иозефина, дочь состоятельного
пивовара,
получила музыкальную подготовку; ее род насчитывал немало
инструменталистов и
оперных артистов. Она была первой учительницей маленького Рихарда; уроки
на
фортепиано начались, когда мальчику исполнилосьчетыре года.
Музыкальное
дарование мальчика
проявилось рано, в 6 лет он сочинил несколько пьес и попробовал написать
увертюру для оркестра Родители позаботились о его общеобразовательной и
музыкальной
подготовке Рихард прошел курс гимназии, изучал историю искусства и
философию в
Мюнхенском университете. Одновременно продолжались уроки музыки под
наблюдением отца. Еще в одиннадцатилетнем возрасте мальчик начал
постигать
теоретические дисциплины - гармонию, анализ форм, оркестровку под
руководством
мюнхенского дирижера Ф.-В. Мейера. Участие в любительском оркестре
помогло
практически изучить инструменты, что оказало
неоценимую помощь в дальнейшей деятельности.
Занятия у Мейера
шли успешно. За
пять лет юный музыкант настолько преуспел, что поступать в консерваторию
оказалось излишним. Рано созревшее мастерство сказалось в произведениях
различных жанров, создававшихся в процессе учения. Партитура
Торжественного марша,
написанная двенадцатилетним музыкантом, была издана. Симфония ре минор
семнадцатилетнего автора была исполнена Мюнхенским придворным оркестром.
В возрасте
18-20 лет он писал много, в разных жанрах, как бы проверяя на практике
полученные знания. В Германии сочинялась масса подобных камерных пьес, и
на их фоне музыка
Рихарда выделялась романтической одухотворенностью и мелодической
яркостью.
Интересы Рихарда не
сводились
только к музыке. Высокий, худощавый юноша с пышной шевелюрой, вскоре
начавшей
редеть, с рассеянным, будто устремленным в пространство взглядом,
чувствовал
себя непринужденно в любой среде. Веселый и общительный, он любил
развлечения, посещал балы, танцевал, участвовал в живых картинах.
Мимолетно проходили
легкие увлечения. Сколько-нибудь глубокие чувства еще не пришли к нему.
Мысли
Рихарда по-прежнему были заняты музыкой, на него обращали внимание
крупнейшие
авторитеты Германии и Австрии.
Суровый Бюлов
вначале отнесся к
нему сдержанно. Ознакомившись с Серенадой для 13 духовых инструментов,
Бюлов,
однако, изменил мнение и назвал ее автора "необычайно одаренным
молодым человеком". Еще ближе узнав его, Бюлов увидел в нем "наиболее
выдающуюся
личность после Брамса...".
Именно резкий,
требовательный,
пользовавшийся огромным влиянием, Бюлов посвятил Штрауса в рыцарское
достоинство,
назвав его в одном из писем Рихардом вторым. Едва Штраусу исполнился 21
год,
как Бюлов рекомендовал его герцогу Саксен-Мейнингенскому в качестве
своего
преемника на должность капельмейстера придворного оркестра.
В Мейнингене
создались
благоприятные условия для развития молодого музыканта. Но его энергия не
находила выхода в
тесных рамках провинции. Не прошло и полугода, как он покинул
гостеприимный
городок, соблазнившись должностью третьего капельмейстера в Мюнхенской
придворной опере. Летом того же года он задумал поехать в Италию.
Поездка
оказалась недолгой, всего месяц, но очень насыщенной впечатлениями.
Вероятно,
благодаря поездке в эту страну были устранены тормоза, сдерживавшие
воображение
композитора; творчество его стало развиваться привольно, нарушая
некоторые
традиционные эстетические нормы. Так родилась четырехчастная
симфоническая фантазия "Из Италии". Премьера нового произведения,
состоявшаяся в 1887
году в Мюнхене под управлением автора, вызвала, по его словам,
"много шуму, всеобщую ярость и возмущение тем, что я пытаюсь пойти своим
собственным
путем, создаю новые формы и заставляю лентяев ломать себе головы".
Молодой, подающий
надежды и не
лишенный честолюбия автор мог быть доволен - разыгравшийся скандал
заставил
заговорить о нем. Как часто бывало с позднейшими произведениями Штрауса,
фантазия
вскоре завоевала признание, и противники ее умолкли.
Вытерпев три года,
Штраус покинул
Мюнхенскую оперу. Летом 1887 года, во время отдыха в окрестностях
Мюнхена,
приятель попросил Штрауса помочь в занятиях с одной из учениц. Звали ее
Паулина
де Ана. Отец ее, генерал, занимал солидный пост в военном министерстве.
Это
был человек просвещенный, свободный от предрассудков военной касты. Он
не препятствовал сценической карьере дочери, что было необычно для его
среды.
Генерал любезно принимал Штрауса, чьи произведения знал и ценил. Не
ставил он
преград и зародившемуся чувству молодых людей, хотя с сословной точки
зрения начинавший
музыкант был незавидной партией для генеральской дочери.
Оставив Мюнхен,
Штраус переехал,
снова по рекомендации Бюлова, в Веймар и стал вторым дирижером
придворного
театра, и Паулина последовала за ним. Через несколько лет они
поженились, и
более полувека эта властная, решительная женщина оставалась верной,
любящей
подругой своего прославленного спутника жизни. В волнующей и радостной
обстановке Штраус создавал произведение, выдвинувшее его на видное место
в мировом
искусстве. Это была симфоническая поэма "Дон Жуан". Ее первое исполнение
в Веймаре 11
ноября 1889 года под управлением автора стало событием в немецкой
музыкальной
жизни. К чести веймарских слушателей, они восторженно приняли новое
произведение, что даже несколько удивило композитора.
Бюлов подтверждал:
"Дон
Жуан"... имел совершенно неслыханный успех". Последующие исполнения
симфонической поэмы,
вскоре завоевавшей концертные залы всего мира, подтвердили верность
первых
впечатлений. Как любое значительное
произведение искусства, поэма Штрауса - явление многостороннее. Прежде
всего, это
- великолепная музыка, мелодически настолько яркая и щедрая, что
буквально
врезывается в сознание слушателя.
После "Дон Жуана"
Штраус стал знаменитым. Окрыленный успехом, он развил бурную
деятельность. В течение
нескольких лет, с 1889 по 1898-й, он создал наиболее выдающиеся
симфонические поэмы. Одно из самых ярких его творений
- поэма "Веселые проделки Тиля Уленшпигеля" (1895). Ее премьера в 1895
году
прошла с не меньшим успехом, чем "Дон Жуан". Через год после "Тиля"
прозвучала под управлением автора новая симфоническая поэма "Так говорил
Заратустра" - интересная страница философских исканий композитора.
|