Рихард Вагнер родился 22 мая 1813
года в Лейпциге Отец его, полицейский чиновник, весной 1813 года
находился по служебным делам в Берлине, где надолго задержался из-за военных действий
Вскоре он умер, так и не увидев сына, Рихард рос в артистическом мире -
талантливый актер, писатель и живописец Людвиг Гейер стал его отчимом.
В 1821 году Гейер внезапно
скончался, и семья его вернулась в Лейпциг Здесь, пятнадцати лет от роду, Вагнер
впервые услышал Бетховена, потрясающее впечатление на него произвела
музыка к "Эгмонту"Рихард
начинает пробовать свои силы в композиции.
В течение недолгого времени - всего полгода
- он берет уроки у Теодора Вейнлига, кантора
церкви ев Фомы, где некогда служил И С Бах. Занятия по гармонии и
контрапункту, знакомство с сочинениями Моцарта явились плодотворныминеобычайно бурно развилось композиторское
дарование Вагнера. В 1828-1832 годы он написал
несколько сонат и других пьес для фортепиано, ряд оркестровых увертюр, симфонию,
музыку к "Фаусту" Гете (семь пьес).
Молодому автору, еще не достигшему
двадцатилетнего возраста, удалось услышать в концертном исполнении некоторые
из этих произведений, в том числе симфонию. Столь же бурно формировались его
общественно-политические и эстетические взгляды Вагнер признавался, что был
захвачен бурей освободительного движения, пронесшейся по Европе в начале
1830-х годов, особенно сильно его взволновали польские революционные события
Свое сочувствие повстанцам он выразил в увертюре "Польша" (1832,
закончена в 1836 году), насыщенной мелодиями и ритмами польских песен и танцев К этому времени у
Вагнера уже созрело гневно-критическое отношение к мещанско-ограниченной
общественной жизни Германии. Ему был близок бичующий сарказм Гейне,
литературную манеру которого он усваивает и демонстрирует в своих критических
статьях.
С 1833 года начинается период
скитаний Вагнера, который продолжался почти десять лет. Сначала его брат - певец и
режиссер - пригласил его в оперный театр Вюрцбурга. Три года Вагнер
проработал в Магдебурге (1834-1837); после недолгого пребывания в Кенигсберге он
поселился в Риге (1837-1839).
В это время он пишет свои первые
оперы - "Фея" и "Запрет любви, или Послушница из Палермо". Обе работы
довольно слабы. Другое дело третья опера - "Риенци" (1838-1840). В ней Вагнер
обратился к историческому сюжету. Популярный в те годы роман Булвер-Литтона (издан в
1835 году) рассказывает о последнем народном трибуне, свергнувшем в XIV веке в
Риме власть патриции. Вагнер-драматург и в этом произведении оказался выше
Вагнера-композитора, хотя в опере есть сильные моменты.
В 1839 году вместе со своей
женой, драматической актрисой Минной Планер, Вагнер тайком бежал из Риги в Париж,
спасаясь от кредиторов. Вагнеру не удалось утвердиться в Париже. Не помогли
ни энергия самого композитора, ни дружеская поддержка Мейербера, которого он
позже возненавидел. Вся горечь унижений, испытанных в Париже,
переплавилась у Вагнера в ненависть. А унижений было много.
Живя буквально впроголодь, он
отсидел четыре недели в долговой тюрьме, несмотря на то, что не гнушался любой
работы: делал переложения для фортепиано отрывков из модных опер, переписывал ноты. Нищий и голодный, Вагнер много,
упорно работал и как композитор. Здесь, в Париже, он закончил
"Риенци" и свое лучшее произведение раннего периода творчества - симфоническую
увертюру "Фауст" (1840).
Парижские годы унижений провели
резкую грань не только в мировоззрении композитора, но и в творчестве.
Он отказался от своих прежних, недостаточно продуманных увлечений и окреп как
национальный художник.
Всего год отделяет
"Риенци" от "Голландца", но за этот год в сознании Вагнера произошел значительный перелом.
"Риенци" сулил удачу, и, действительно, премьера оперы, состоявшаяся в 1842 году в
Дрездене, прошла с большим успехом. Но одновременно это был соблазн:
здесь композитор шел навстречу вкусам буржуазной аудитории. Теперь же Вагнер
вступает на бескомпромиссный путь смелых творческих дерзаний. Он погружается в сферу
романтически-легендарного, что для него равнозначно возвышенному,
гуманистическому, "истинно человеческому". Характерен сам выбор сюжета. В
основе его лежат старинные легенды эпохи великих заокеанских путешествий XVI века.
В 1840 году был набросан текст
драмы, а в 1841 году закончена музыка. "Я начал с хора матросов и хора за прялкой,
- вспоминал Вагнер. - В семь недель была сочинена вся опера".
Увертюра была написана позже, спустя два месяца. Премьера "Голландца" состоялась
в Дрездене в 1843 году под управлением автора и принесла успех, но все же опера не была
оценена по достоинству.
В то время, когда шли репетиции
"Летучего голландца", Вагнер уже сочинял "Тангейзера". Сюжет
новой оперы он начал разрабатывать в 1842 году, в следующем году написал текст либретто,
партитуру закончил весной 1845 года, осенью в Дрездене под его управлением
состоялась премьера. Еще в юношеские годы Вагнер
увлекался красивой антиклерикальной легендой о грешнике, в руках которого,
вопреки проклятью римского папы, в знак божьего прощения зацвел посох. Звали
этого грешника Тангейзер. Сказания о нем возникли в середине XIII века. Людвиг Тик
воскресил их в поэтичной новелле, хорошо знакомой Вагнеру.
Музыка оперы отличается ярким
чувственным колоритом. В ней много театрально-выигрышных контрастов. Стремясь
выпуклее, правдивее показать историческую обстановку, Вагнер много внимания
уделяет зрелищным эффектам. "Тангейзер" сыграл значительную роль в закреплении
музыкального стиля и принципов драматургии Вагнера. Новым творческим
достижением этого периода явился "Лоэнгрин".
Замысел этой оперы возник еще и
1841 году, но текст либретто был написан лишь по окончании "Тангейзера",
в 1845 году. Работа над партитурой велась в 1840-1848 годах; запланированная в Дрездене
в том же году постановка была отложена из-за революционных событий (премьера
состоялась в 185Q году в Веймаре под управлением Листа).
Как и в "Тангейзере",
Вагнер объединил в "Лоэнгрине" сюжеты и образы разных народных легенд, подчеркнув в них
то, что ему представлялось близким современности. Очень поэтична
музыка оперы. И по тексту "Лоэнгрин" - самое чистое, возвышенное и поэтичное,
что вышло из-под пера Вагнера-либреттиста.
Дрезденский период в жизни
Вагнера - годы напряженнейшего труда в самых разнообразных областях. Не
успевали высохнуть чернила на уже законченной партитуре, как он принимался за
следующую, одновременно обдумывая планы других сочинений.
Творческие планы Вагнера
оказались нарушенными революцией в Германии. В мае 1849 года композитор был на
баррикадах. Вагнер всей душой приветствовал революцию: "Я мог стоять на стороне только
страдающих, - писал он впоследствии, - я сочувствовал им с тем большей
горячностью, чем больше они оборонялись от всякого гнета", ".. я дошел до
признания необходимости надвигавшейся революции 1848 года". В дни восстания Вагнер проявлял
безудержную отвагу. Он скрылся из города, когда правительственные войска заняли
Дрезден.
Десять лет, с 1849 по 1858 год,
Вагнер почти безвыездно провел в Швейцарии. Это был трудный и сложный период в
его жизни. Он был растерян. И действительно, в каком направлении искать
применения своих сил? Откуда взять импульсы для творчества? А ведь только ради
этого он существует на свете! Будущее представляется ему туманным и
зловещим.
Катастрофичным было и его
материальное положение. Заработков не было. Издатели отвернулись от него. Надежд на
исполнение опер также не было. Правда, щедрый друг Лист добился в 1850 году
постановки "Лоэнгрина" в Веймаре, но это принесло скорее моральное, чем
материальное удовлетворение. Таков же был итог симфонических концертов, которыми
дирижировал Вагнер в Цюрихе в 1853 году или в следующем году в Лондоне.
Несмотря на все эти испытания,
Вагнер был лишь временно надломлен, но не сломлен. Он поставил перед собой
высокие цели; жизненные невзгоды не могли его отвлечь от их осуществления. Он
увлеченно работает над своей будущей знаменитой тетралогией.
Полный текст "Кольца
нибелунга" был закончен в конце 1852 года. Вагнер тогда же начал сочинять первую часть
тетралогии - "Золото Рейна", партитуру ее он завершил в 1854 году. Без
передышки, не имея никаких перспектив увидеть на сцене задуманный цикл, он приступил ко
второй части - "Валькирия", над которой работал в 1854-1856 годах С той же
интенсивностью Вагнер приступил к созданию третьей части - "Зигфрид", но в
следующем, 1857 году бросил наполовину написанную партитуру оперы и в течение
последующих лет не возвращался к ней Вагнер писал Листу: "Моего Зигфрида я отправил
в красивое уединение лесаТам, под
липой, я слезно простился с ним Но в одиночестве ему будет
лучше, чем где-либо. " Вагнера надолго отвлекли иные творческие замыслы. Тому было немало причин. Но
главная заключалась в том, что Вагнер перестал верить в возможность
революционного переустройства общества.
Была и еще одна причина перерыва
в работе над тетралогией. Вагнер влюбляется в жену своего покровителя Матильду
Везендонк. И Матильда полюбила Вагнера, но не бросила мужа, не изменила ему.
Неудовлетворенная страсть нашла свое выражение в музыке - опере "Тристан и
Изольда".
Рассказ о трагической любви
Изольды, жены корнуолльско-го короля, к его вассалу Тристану восходит к древним
кельтским сказаниям. Музыка оперы - этой гигантской вокально-симфонической поэмы о
губительной силе всепоглощающей страсти - отмечена единством драматического
выражения, огромным напряжением чувств; непрестанное возбуждение
пронизывает все произведение.
Покинув гостеприимный кров виллы
Везендонков, он сам уподобился Летучему голландцу, скитаясь по городам и
странам Европы с душой, охваченной смутным беспокойством. Человек
несгибаемой воли, стойкий и упорный в жизненной борьбе, он теперь чаще, чем когда-либо,
предается отчаянию; его преследует мысль о самоубийстве.
10 июня 1860 года Вагнер писал
Серову, с которым близко сошелся за год до того: "Я приучил себя к
невероятной выдержке и терпению. Четыре новые оперы написаны мною. Бог знает, услышу ли я их
когда-нибудь в театре..." Политический изгнанник ценою больших унижений добивается
амнистии. Вагнеру разрешен въезд в Германию. Вагнеру душно на родине. Поэтому
он с радостью принял приглашение посетить Россию в 1863 году.
Вагнер дал шесть концертов в
Петербурге и три в Москве. Они оставили неизгладимый след в памяти
российских музыкантов. Композитор вскоре снова возвращается в Германию, где его
ждут крупные неприятности. Вагнеру грозит нищета, конфисковано его
имущество. Спасаясь от кредиторов, он бежит в Швейцарию.
Надо прочувствовать всю горечь
испытаний, которую пришлось изведать гениальному художнику в эти годы, чтобы
понять и оценить большой творческий подвиг, свершенный им. В самое
безрадостное время он писал и приблизился к завершению своего наиболее жизнерадостного
'творения. Это была опера "Нюрнбергские мейстерзингеры".
Еще в 1845 году Вагнер задумал
создать музыкальную комедию. Друзья ему это посоветовали, чтобы облегчить
доступ его произведениям в театр и тем самым улучшить финансовое положение.
"Мейстерзингеры" -
наиболее оптимистическая опера Вагнера. Она создавалась в самый тяжелый период жизни
композитора, стоявшего на грани духовной катастрофы, закончена же была тогда, когда он
находился в преддверии полного, триумфального осуществления своих гигантских
замыслов. Наступил важнейший переломный момент в его биографии.
В мае 1864 года жизнь Вагнера
круто изменилась; восемнадцатилетний баварский король Людвиг II, вступивший на
престол, пригласил его в Мюнхен, столицу Баварии, оказав щедрую
материальную поддержку. Экзальтированный мечтатель, человек с крайне неуравновешенной
психикой (после смерти Вагнера Людвиг покончил с собой), он делал все, что было
в его силах, чтобы гениальный художник, перед которым он преклонялся, не знал
жизненных забот. Но Людвиг не был в состоянии уберечь его от зависти и мести
придворных, возмущенных тем, что король так приблизил к себе музыканта.
Вокруг Вагнера плелась интрига,
его имя смешивалось с грязью, бульварные газеты подхватывали и раздували любую
клевету о нем. В декабре 1865 года Вагнер был вынужден покинуть Мюнхен. Он
оказался благодарной мишенью для нападок: из столицы Баварии Вагнер бежал
вместе с Козимой Бюлов, женой своего друга и почитателя, всего лишь незадолго
до того осуществившего в Мюнхене долгожданную постановку "Тристана и
Изольды".
Счастливые влюбленные (Вагнеру в
то время было 53 года, ей - 29), покинув Баварию, обосновались в Швейцарии
- в Трибшене. В Трибшене Вагнер прожил 6 лет -
с 1866 по 1872 год. Это время было продуктивным. Сразу же по
завершении "Мейстерзингеров" Вагнер возвратился к главному труду своей жизни - к
"Кольцу нибелунга", прерванному в 1857 году. В 1868-1871 годах закончил третью
часть тетралогии - оперу "Зигфрид"; параллельно, в 1869-1874 годах, создал
последнюю часть - оперу "Гибель богов". Карлики-нибелунги выковали
волшебное кольцо из золота, которое приносит его обладателю власть над миром. Но в
обмен на власть обладатель кольца должен навсегда отказаться от любви,
преданности, верности, человечности, ожесточив навсегда свое сердце. Между
нибелунгами, богами и людьми завязывается борьба за владение золотом, за власть
над миром. Вместе с героями и богами погибает юный Зигфрид, призванный
освободить мир от проклятия кольца нибелунгов. Так велико чудо искусства Вагнера, что в
сказочных образах видятся черты современных ему людей.
Пересказав по-своему старинные
предания, композитор развернул огромную картинужизни своего времени, запечатлел
духовное содержание своей эпохи в прекрасной, вдохновенной музыке. Наступает последний период в
жизни композитора, длившийся немногим более десяти лет. Окруженный ореолом славы и
поклонения, весной 1882 года признанный мастер возвращается в Мюнхен. Отныне все
его помыслы связаны с созданием собственного музыкального театра.
В Байрейте, на севере Баварии, в
1872 году состоялась закладка здания нового театра. По этому поводу в
торжественной обстановке Вагнер дирижировал Девятой симфонией Бетховена - это было
его последнее публичное выступление в качестве дирижера. Спустя два года он с
семьей переселился в Байрейте, назвав виллу, построенную по его плану,
"Успокоенной мечтой".
Постройка театра не раз грозила
Вагнеру, несмотря на солидные пожертвования его именитых почитателей, финансовым
крахом. Но, преодолевая все препятствия, он уверенно шел к цели. В 1876 году театр
был открыт. Все в нем казалось необычным: и зрительный зал на 2000 мест,
ряды которого подымались подобно древнегреческому амфитеатру, и отсутствие обычных
ярусов и лож.
Еще в 1857 году, работая над
"Тристаном", Вагнер хотел противопоставить этой опере другое произведение,
которое воспело бы самоотречение и сострадание как источник не смерти, а жизни -
просветленной и мудрой. Главным героем произведения должен был быть
Амфортас, недостойный руководитель рыцарей Грааля.
Постепенно складывался сюжет этой
оперы. Мысли о ней Вагнер не оставлял на протяжении долгих лет. В 1862
году - за двадцать лет до окончания "Парсифаля" - он пророчески писал Бюлову, что
это будет его последнее сочинение.
В 1877 году Вагнер создал
либретто оперы. Композитор посвятил работе над "Парсифалем" последние
пять лет жизни. Спустя полгода после премьеры, во время отдыха в Венеции, 13 февраля 1883
года он внезапно скончался, не дожив до своего семидесятилетия.