Вряд ли найдется другой такой
вид искусства, оказывающий столь большое эмоциональное воздействие на
человека Сила музыки, по словам русского композитора А.Н. Серова, в
том, что она "дополняет поэзию, досказывает то, что словами нельзя или почти
нельзя выразить Это свойство музыки составляет и главную прелесть, главную
чарующую силу. Она - непосредственный язык души".
Изобретение музыки нельзя
приписать никому, также как нельзя приписать кому-либо изобретение речи. С древнейших
времен человеку была присуща потребность выражать свои чувства в песне Еще в
Древней Греции музыка сопровождала праздники, звучала на театральных представлениях,
помогала трудиться Многие греки умели петь и играть на струнных
инструментах.
Каждый век рождал замечательных
музыкантов - кумиров своего времени, и трудно среди них выбрать достойнейших
из достойных. Ведь восприятие всякого искусства, даже сложившегося в отдаленные
эпохи, неотделимо от современного образа мышления. Это, безусловно,
относится и к музыке.
Можно привести немало
примеров, когда творчество того или композитора оказывалось не оцененным по
достоинству при его жизни. Часто случалось и так, что, казалось, навсегда
забытая музыка снова являлась к слушателю во всем блеске, заставляя размышлять и
удивляться, как же могло случиться, что она была предана забвению/ На протяжении
двух столетий музыка Палес-трины оценивалась как архаизм. И вдруг вагнеровское
поколение обнаружило неведомые их предшественникам художественные ценности. 11
мая 1829 года Мендельсон сыграл баховские "Страсти по Матфею" и вдохнул в
музыку великого немца вторую жизнь.
Как показали исследования, для
9999 слушателей из 10 000 вся музыка - это как раз сто композиторов и пятьсот
произведений. Составив рейтинг популярности композиторов классической
музыки, исследователи получили интересную картину. Им удалось определить, что
половина всего времени звучания принадлежит лишь четырнадцати композиторам -
Моцарту, Бетховену, Баху, Вагнеру, Брамсу, Шуберту, Генделю, Чайковскому, Верди,
Гайдну, Шуману, Шопену, Листу, Мендельсону-Бартольди. А тридцать пять
композиторов - все они вошли в данное издание - занимают три четверти музыки
по времени звучания на радио и телевидении. Едва не попал в это число и
Густав Малер. Его творчество - яркое подтверждение изменчивости музыкального
вкуса. Еще в 1958 году можно было прочесть такое: "Произведения Малера
некогда в полном смысле слова потрясли мир, но теперь, через 100 лет после его
преждевременной смерти, его симфонии, за исключением Первой и Второй,
можно услышать редко". Сейчас место Малера на музыкальном Олимпе не подлежит
обсуждению. Известно, и популярность музыкиМоцарта в свое время не могла
идти ни в какое сравнение с известностью опер Сальери, что сегодня кажется
невероятным. Однако вряд ли стоит два столетия спустя впадать в другую
крайность и не отдать должное таланту последнего.
Надо отметить и тот факт, что
многие произведения авторов XV-XVIII веков не дошли до нас, и можно лишь
полагаться на оценку их современников. Так, пропали произведения Монте-Верди,
Вивальди, Шютца и многих других.
Нет, нельзя лишь опираться
единственно на критерий сегодняшней популярности музыки композитора. Музыка
развивается по своим законам, и нельзя не отдать должное их первооткрывателям,
тем, кто оказали принципиальное влияние на прогресс в этом виде
искусства, являлись создателями новых направлений или обобщали определенный период в
его развитии. Пусть сегодня произведения того же Шютца звучат не так часто, как
музыка Баха, но надо помнить, что без Шютца, его творчества, не состоялся бы и
великий полифонист. В свою очередь, и у Шютца есть предшественники, без которых
он не мог бы стать "отцом новой немецкой музыки".
Эта книга - мини-энциклопедия,
рассказ о музыкантах, обогативших сокровищницу мировой культуры шедеврами,
приводящими в восторг своей нестареющей и неисчерпаемой красотойпоколения людей со времени
Ренессанса до наших дней, об их радостях и горестях, творческих муках, эпохе, в
которую они творили. Однако вольно или невольно она стала и своеобразным учебником
истории музыки. Можно проследить, например, пути развития оперы и симфонии. Или
увидеть эволюцию русской музыки на протяжении почти трех веков.
Музыка как многовековое
могучее дерево с крепкими корнями На нем постоянно появляются новые побеги, но
лишь время определяет, какие из них дадут мощную крону, а какие высохнут и
отомрут. Нам остается только гадать, какая музыка будет популярна в новом тысячелетии,
кто из современных композиторов станет классиком новой эпохи.