После
столкновения «Андреа Дориа» продержался на плаву 11 часов. Однако ни судовой,
ни машинный журналы, ни радиожурнал, ни путевая карта не были представлены
экспертам. Было заявлено, что все эти документы погибли вместе с судном.
На
«Стокгольме» организация судовой службы также имела серьезные недостатки. Вахту
на мостике, например, обычно нес только один штурман, а не два, как принято на
крупных трансатлантических лайнерах.
Третий
штурман Карстенс наносил на радиолокационный планшет последовательные положения
«Андреа Дориа» и спокойно наблюдал за опасным сближением судов. Он не счел
нужным вызвать на мостик капитана, как это предусмотрено инструкцией, хотя и
недоумевал, почему огни встречного судна так долго не открываются. Позднее
Карстенс усугубил свой проступок тем, что стер с планшета радиолокационную
прокладку.
Нельзя
не отметить и низкие моральные качества членов экипажа «Андреа Дориа». Многие
из них, спустившись в спасательные вельботы, не взяли пассажиров и стали быстро
отходить от борта накренившегося лайнера. В первые три часа после аварии с
итальянского лайнера были сняты шлюпками 40 процентов команды и лишь 20
процентов пассажиров, причем большая часть последних была спасена вельботами
«Стокгольма».
Международные
Правила для предупреждения столкновений судов в море (ППСС) требуют умеренной
скорости при плавании в тумане. Войдя в туман, капитан «Андреа Дориа» уменьшил
скорость с 23 узлов до 21,8. Такое уменьшение скорости можно назвать только
символическим. Выяснилось, что так делалось всегда.
В
целях повышения безопасности мореплавания Международная конвенция по охране
человеческой жизни на море рекомендует всем судам придерживаться определенных
путей в Северной Атлантике. Однако практика показывает, что судоходные компании
в условиях жестокой конкуренции часто не считаются с Конвенцией и, стремясь к
сокращению расходов, требуют идти кратчайшим путем. Именно этим можно объяснить
тот факт, что теплоход «Стокгольм» оказался на 19 миль севернее
рекомендованного для следования в Европу курса и вышел на путь встречных судов.
Выяснилось
также, что корпус «Андреа Дориа» имел серьезные конструктивные недостатки. В
носовой части судна были размещены диптанки — по пять с каждого борта. По
диаметральной плоскости между танками проходил тоннель, ведущий в генераторное
отделение. Выход из тоннеля был прорезан в водонепроницаемой переборке, но не
имел водонепроницаемой двери. При таком конструктивном решении
водонепроницаемая переборка в значительной мере теряла свое значение. Вода из
поврежденного при столкновении отсека диптанков через тоннель свободно
поступала в генераторное отделение. Последовательно, начиная с пониженного
борта, все генераторы были затоплены.
При
столкновении были повреждены и быстро заполнялись забортной водой топливные
танки правого борта, а танки левого борта оставались пустыми из‑за отсутствия
перепускных каналов. «Андреа Дориа» сразу же накренился на 18 градусов.
Заполнить водой пустые диптанки другим способом механики не сумели. Крен
постепенно увеличивался и привел судно к опрокидыванию. Судно, имеющее запас
плавучести, затонуло от потери остойчивости.
Детальный
разбор катастрофы показал, что гибель судна предрешили не только конструктивные
недостатки. Безопасностью лайнера пожертвовали ради грошовой экономии. По мере
расходования топлива на «Андреа Дориа» требовалось обязательно заполнять
освободившиеся цистерны забортной водой. Это обеспечивало сохранение расчетной
остойчивости. В действительности к концу трансатлантического рейса было
израсходовано около 4000 тонн топлива и пресной воды, но капитан оставил диптанки
пустыми, чтобы в Нью‑Йорке избежать расходов по найму баржи для выкачивания
загрязненной балластной воды. Остойчивость судна ухудшилась.
Одновременно
с заседаниями в Нью‑Йорке проходили неофициальные встречи в Лондоне.
Представители обеих судоходных компаний и страховых обществ пытались, не доводя
дела до судебного разбирательства, договориться о распределении убытков,
возникших вследствие столкновения. Претензии сторон менялись в зависимости от
фактов, преданных огласке в Нью‑Йорке. Но как итальянские, так и шведские
представители понимали, что дальнейшее оглашение недостатков и нарушений
нанесет непоправимый ущерб обеим компаниям. Итальянские и шведские
представители пришли к соглашению о распределении убытков. Дело было
прекращено. |