февраль
1880 года
31
января 1880 года от Бермудских островов отошел британский корабль «Атланта»,
имея на борту 290 курсантов и офицеров. На пути в Англию он бесследно исчез.
В
декабре 1880 года в Карибском море объявился корабль‑призрак — старый
деревянный фрегат. Это была «Атланта». Ее спустили на воду в 1845 году. Лет
двадцать этот фрегат бороздил моря под названием «Джуно» в составе британского
военного флота. Потом с него сняли все вооружение — рангоут и такелаж — и
перестроили в плавучую тюрьму. Но поскольку дубовый набор и обшивка его корпуса
были в хорошем состоянии, лорды Адмиралтейства решили в 1878 году превратить
«Джуно» в учебно‑парусное судно. Его отремонтировали, поставили новые мачты и
реи, пошили паруса и… переименовали в «Атланту».
Однако
уже в пробном рейсе капитан Стирлинг обратил внимание на слабую остойчивость и
маневренность фрегата, и это вызвало у него тревогу. «Атланта» плохо слушалась
руля и опасно кренилась на зыби. Фрегат поставили в док, укоротили его рангоут,
перетянули такелаж и укрепили балластную систему.
После
первого учебного рейса на Мадейру пришлось внести еще кое‑какие изменения,
чтобы повысить остойчивость. И 7 ноября 1879 года «Атланта» снова вышла в море:
ее маршрут пролегал через Азоры, Барбадос и Бермуды.
Сегодня
можно с уверенностью утверждать, что над «Атлантой» с самого начала навис злой
рок: неоправданно был затянут выход в море, что, конечно же, сказалось на
настроении всей команды. Потом Атлантика встретила фрегат неприветливо — крутой
пенной волной и шквальным западным ветром. «Атланта» испытывала сильную
бортовую и килевую качку, и моряки с горечью окрестили судно «маятником».
Однажды сильнейшим порывом ветра на одной из мачт переломило марса‑рей, и
обломок рухнул в море. Матросы, опасаясь, что их тоже может снести за борт,
отказались подниматься на мачты. Дело зашло так далеко, что наиболее строптивых
из числа палубной команды пришлось арестовать. Да и вообще, с дисциплиной на
судне не ладилось. А тут еще вспыхнула эпидемия желтой лихорадки — из‑за того,
что на борту не соблюдались элементарные нормы гигиены. Так что при заходе на
Барбадос нескольких человек пришлось госпитализировать, а кое‑кого — отправить
прямиком в тюрьму. 31 января 1880 года после стоянки на Бермудах «Атланта»
взяла курс на северо‑восток. Так начался ее рейс в никуда.
Между
тем в Англии никто не ведал, когда «Атланта» покинула Бермуды, куда направилась
дальше и когда следует ждать ее возвращения в Портсмут. И только супруга
капитана да приятель одного из штурманов знали из писем, которые доставил в
Англию почтовый пароход, что «Атланта» рассчитывает вернуться к родным берегам
в начале марта. Так что до апреля можно было не волноваться.
Первое
сообщение о том, что «Атланта» опаздывает с прибытием в Портсмут, появилось в
лондонской «Таймс» 13 апреля 1880 года. После этого в течение многих месяцев на
страницах газет публиковались репортажи о поисках судна, так что его
исчезновение находилось в центре внимания мировой общественности. У «Таймс»
всегда были в избытке догадки, и теории, и страхи, и надежды, связанные с
судьбой судна.
«Таймс»
(Лондон), 13 апреля 1880 года:
«Прошло
уже семьдесят два дня с тех пор, как „Атланта", учебный парусный корабль,
отошла от Бермудских островов, возвращаясь в Портсмут, и, поскольку у нас до
сих пор нет никаких сведений о ней, возникли опасения, что она получила
серьезные повреждения из‑за ураганных ветров, недавно отмеченных в этом районе,
и, возможно, была снесена с курса. Хотя Адмиралтейство уже распорядилось
отправить к Азорским островам на поиски „Атланты" транспортное судно „Уай", Их
Светлости сочли все же необходимым отдать приказ эскадре (из пяти кораблей)
идти сначала к Азорским островам, а затем обратно к заливу Бантри (Ирландия) с
целью собрать сведения о пропавшей „Атланте". Корабли пойдут развернутым строем
на расстоянии прямой видимости друг от друга, что позволит как можно тщательнее
исследовать этот район океана».
«Таймс»
(Лондон), 14 апреля 1880 года:
«Когда
„Атланта" отошла от Бермудских островов, на ее борту было 109 тонн воды и
большие запасы продовольствия. Судно прекрасно оснащено и обладает великолепной
остойчивостью, а его капитан известен как человек трезвого ума и прекрасный
знаток морского дела. Поэтому, когда „Атланта" не прибыла вовремя в порт,
возникли опасения, что с ней произошло несчастье, и это тем более вероятно, что
за последние два месяца в Атлантике из‑за штормовой погоды потерпело аварию
немало судов. И все же мы не теряем надежды, что, отделавшись двумя‑тремя
сломанными мачтами, „Атланта" благополучно вернется в порт.
…Вполне
возможно, что ее стеньги были снесены восточными ураганами, свирепствовавшими
целый месяц. В результате корабль сошел с курса и в настоящее время терпит
бедствие где‑то в просторах Северной Атлантики. Экипаж парохода «Тамар»
обнаружил в океане плававшее вверх дном судно, которое моряки приняли за
пропавшую «Атланту». Но это явная ошибка… «Атланта» с ее 109 тоннами воды в
цистернах и 43 тоннами балласта не смогла бы держаться на поверхности в таком
состоянии. Если бы она перевернулась, то мгновенно пошла бы ко дну… И тем не
менее многие жители Плимута высказывают опасение, что перевернувшееся судно и
есть пропавшая «Атланта»…»
«Таймс»
(Лондон), 15 апреля 1880 года:
«Вчера
Адмиралтейство получило свыше 150 телеграмм со всех концов страны от
родственников тех, кто находится на борту „Атланты". И в каждой телеграмме
содержалась просьба сообщить о судьбе судна… В Адмиралтействе отвечают, что, к
сожалению, они не располагают никакими сведениями о судне. Кроме того, свыше
200 человек лично обращались в Уайтхолл по этому вопросу.
Единственным
утешением может служить тот факт, что до Бермудских островов не менее 84 дней
хода под парусами, тогда как «Атланта» находится в море лишь 74 дня.
Капитан
парохода «Тамар» прислал телеграмму… что во время своего последнего плавания
он, вопреки сообщениям в печати, не видел судна, которое плавало бы вверх дном.
…Сегодня
утром весь Портсмут загудел, как растревоженный улей, когда прошел слух, что
пропавшее судно в целости и сохранности прибыло в Фалмут… Сообщения об этом,
напечатанные крупными буквами, были развешаны в витринах газетных редакций и
магазинов, и через несколько часов ворота порта осаждали родственники и друзья
членов экипажа. Но вскоре в порту было вывешено полученное из Фалмута…
сообщение о том, что туда действительно прибыло торговое судно под названием
«Атланта», но что касается слухов о прибытии военного корабля «Атланта», то они
не соответствуют действительности».
«Таймс»
(Лондон), 16 апреля 1880 года:
«…Хотя
отсутствие каких бы то ни было сведений о судне продолжает порождать
всевозможные слухи и домыслы, у нас нет никаких оснований считать „Атланту"
погибшей. Если бы она, как некоторые полагают, затонула во время урагана, или
сгорела, или натолкнулась на айсберг, то, вероятнее всего, остались бы какие‑нибудь
следы кораблекрушения, которые поведали бы нам о несчастье… По всеобщему
мнению, „Атланта" потеряла мачты, была снесена штормовым ветром с курса и
сейчас находится вдали от главных морских путей.
Коралловые
рифы вблизи Бермудских островов чрезвычайно опасны и в некоторых местах
протянулись на расстояние до десяти миль от берега… Эти рифы окружают Бермуды с
трех сторон и подход к ним и выход в море весьма рискованны. Если бы «Атланта»
села на рифы… ее обломки вынесло бы не на берег, а как раз наоборот, в открытое
море, и дальше они поплыли бы на восток, влекомые Гольфстримом».
«Таймс»
(Лондон), 19 апреля 1880 года:
«В
субботу был пущен слух, что обнаружена спасательная шлюпка с надписью на корме
„Атланта". Слух не подтвердился, но, даже если это и было так, найденная шлюпка
никак не могла принадлежать пропавшему судну, поскольку в военно‑морском флоте
не принято писать на шлюпках название корабля».
«Таймс»
(Лондон), 20 апреля 1880 года:
«Вчера
в Портсмут прибыла канонерская лодка „Эйвон". Капитан сообщил, что поблизости
от Азорских островов он заметил огромное количество плавающих обломков… Море
буквально кишело ими. Гавань острова Фаял была заполнена судами, потерявшими
мачты. И в течение всех пяти дней, пока „Эйвон" оставался на рейде Фаяла,
обломков становилось все больше. Однако не было никаких свидетельств того, что
какое‑нибудь судно затонуло или было разбито штормом… Некоторые офицеры
„Эйвона" считают, что „Атланта", возможно, натолкнулась на айсберг, но они
категорически отрицают, что судно могло перевернуться».
«Таймс»
(Лондон), 21 апреля 1880 года:
«…Только
преступным недомыслием можно объяснить тот факт, что почти 300 юношей, никогда
в жизни не выходивших в море, были посланы в плавание на учебном судне, даже не
располагающем достаточным количеством хорошо обученных и опытных моряков,
которым в исключительных обстоятельствах можно было бы вверить корабль. В
экипаже „Атланты" всего 11 настоящих умелых моряков, и, если принять во
внимание, что молодые ребята, как правило, боятся лазать в шторм по вантам,
чтобы спустить паруса… станет совершенно очевидно, какой большой опасности
подвергается судно».
«Таймс»
(Лондон), 26 апреля 1880 года:
«У
нас по‑прежнему нет никаких сведений об „Атланте", и даже самые заядлые
оптимисты начинают терять надежду. Эскадра, посланная на поиски исчезнувшего
судна, возвращается из района Азорских островов в заливе Бантри, после того как
все попытки разыскать „Атланту" оказались безуспешными… Однако общественность,
очевидно, не успокоится до тех пор, пока не будут самым тщательным образом
обследованы берега Гренландии и Исландии».
«Таймс»
(Лондон), 27 апреля 1880 года:
«Экипаж
парохода „Тамар", только сегодня прибывший в Портсмут, до своего возвращения в
Англию был осведомлен об опасениях за судьбу пропавшего без вести учебного
корабля „Атланта". Среди пассажиров парохода „Тамар" оказался некий Джон
Варлинг, старый моряк, лишь 3 января по болезни списавшийся с „Атланты"…
Сообщение Варлинга о состоянии дел на судне никак нельзя назвать
обнадеживающим, хотя, конечно, закономерен вопрос, насколько оно верно. По его
рассказам, „Атланта" чрезвычайно валкая и очень перегружена и капитан Стерлинг,
мол, с самого начала был недоволен ею… При бортовой качке крен достигал 32
градусов, и будто капитан Стерлинг сказал однажды, что если бы она накренилась
на один градус больше, то перевернулась бы и пошла ко дну. Первая же трудность
выявила полную неподготовленность экипажа. Поскольку офицеры, кроме двух, были
столь же малообучены, как и судовая команда, капитан Стерлинг редко когда покидал
палубу. Работу по подъему и спуску парусов могли выполнять лишь опытные моряки,
а их на судне было вместе с прислугой, поварами и старшинами всего около 50 из
250 членов экипажа… Молодые моряки были либо слишком робкими, чтобы взбираться
по вантам на мачты, либо слишком обессилены морской болезнью… По словам
Варлинга, с самого начала они все попрятались кто куда, и когда понадобились
боцману, их уже нельзя было найти. От Тенерифе до Барбадоса „Атланта" шла 31
день… то есть на 9 дней дольше… От Барбадоса она отошла 9 января, в пятницу,
взяв курс на Антигуа, где многие члены экипажа заболели желтой лихорадкой. Двое
матросов, чьих имен Варлинг не запомнил, умерли… 30 января „Атланта" зашла на
Бермуды для пополнения запасов воды и продовольствия и на следующий день, 31
января, вышла в море, направляясь домой. С тех пор о ней не было никаких
известий».
«Таймс»
(Лондон), 10 мая 1880 года:
«Сегодня
после полудня эскадра под флагом адмирала Худа прибыла в Бантри‑Бей. Адмирал
сообщил, что никаких сведений об „Атланте" получить не удалось, равно как и не
удалось обнаружить никаких следов пропавшего судна».
«Таймс»
(Лондон), 18 мая 1880 года:
«Главному
редактору газеты „Таймс".
Сэр!
Все сообщения капитанов судов, недавно вернувшихся из плавания, подтверждают
уже полученные ранее сведения о шторме небывалой силы, который бушует в
Атлантике… примерно по курсу «Атланты», идущей с Бермудских островов. Я позволю
себе привести несколько примеров.
…12
февраля «Каспер» в течение 19 часов боролся со штормом в районе острова Флорес,
находясь почти на краю гибели. Второй штурман погиб, у старшего помощника были
сломаны обе ноги, а двое матросов получили серьезные ранения…
«Ольстер»,
шедший из Сент‑Джонса… сильно поврежден и наполовину затоплен водой; экипаж
искал спасения на верхних надстройках, оставшись без пищи и воды.
До
сих пор числятся без вести пропавшими: «Виннифред», вышедший из Нового Орлеана
30 декабря, «Девана», покинувшая Бангкок 1 октября и остров Святой Елены 9
января, «Бэй оф Бискэй», вышедший из Рангуна… в последний раз видели 7 февраля.
На
основании этих и многих других сообщений нетрудно представить себе, какой
чудовищной силы шторм обрушился на этот район Атлантики и какой огромный ущерб
он нанес оказавшимся здесь судам. И всякий, кто пережил шторм в открытом море,
кто знает, что такое гигантские водяные валы, низвергающиеся на палубу судна, и
что сулит встреча с полузатопленным разбитым кораблем или айсбергом в штормовую
ночь в безбрежном океане, тот, несомненно, придет к печальному выводу о том,
какая судьба постигла «Атланту»… С глубоким уважением Аллен Янг, капитан
торгового судна».
«Таймс»
(Лондон), 10 июня 1880 года:
«Начальник
главного финансового управления получил от Адмиралтейства указание официально
объявить о гибели „Атланты" и с 4 июня считать это учебно‑тренировочное судно
вычеркнутым из списков британского военно‑морского флота… Вдовы офицеров
получат специальные пенсии, поскольку их мужья погибли при исполнении служебных
обязанностей».
Между
тем от капитанов продолжали поступать сообщения о замеченных ими в океане
перевернувшихся судах, которые могли якобы быть пропавшей «Атлантой». Находили
сообщения, запечатанные в бутылках и вырезанные на бочках, но ни одно из них не
было достоверным.
Было
предложено множество самых различных гипотез: одни объясняли, почему судно
затонуло, другие — почему оно все еще находится где‑то в море. Быстро
распространялись всевозможные слухи. «"Атланту" нашли плавающей вверх
дном»; «Она пришла в Фалмут»; «Она натолкнулась на айсберг».
Нельзя
сказать с уверенностью, что никто не видел никаких следов «Атланты». После
жестоких штормов, бушевавших в Атлантике в феврале и марте, океан был буквально
забит всевозможными обломками, но на мачтах и реях не пишут названий судов. Их
нет и на спасательных шлюпках военных кораблей. И возможно, что многие, сами
того не подозревая, видели те или другие части погибшей «Атланты».
Прошли
годы, и уже забыты многие детали этой трагедии, особенно все, что связано с
непогодой в те дни. Забыты и другие бесследно исчезнувшие тогда суда. Запомнилась
только «Атланта» как судно, пропавшее в «Адовом кругу». Возможно, судно погибло
где‑то очень далеко от Бермудского треугольника, поскольку из ожидавших его
3000 миль пути лишь 500 проходили через «треугольник». И все‑таки «Атланту»
считают жертвой «треугольника». |