Все
беды Бомбея могли бы на этом и закончиться, если бы оставшаяся часть корпуса
«Форт Стайкина» затонула. Но кормовая часть судна, не потеряв плавучести,
оставалась на воде. Из горевших соседних трюмов ревущее пламя перекинулось в
трюм № 4, люк которого так и не задраили, когда тушили пожар в трюме № 2.
Поэтому кормовая часть судна взлетела на воздух через 34 минуты после первого
взрыва. В трюме № 4 находилось 784 тонны взрывчатых веществ, в том числе много
зажигательных бомб. Иными словами, в этом трюме взрывчатки было вдвое больше,
чем в трюме № 2. Второй взрыв был еще более разрушительным. Первый был
направлен в основном горизонтально и сровнял с землей лишь стены и постройки в
доках вокруг судна. Правда, шальные осколки раскаленного металла разлетелись
почти на милю вокруг. Второй взрыв, происшедший в более глубокой части трюма
судна, взметнулся почти на километр ввысь. Когда он достиг верхней точки своей
траектории, масса металла, дерева, горящих кип хлопка, пылающих бочек и
зажигательных бомб, поднявшаяся вверх, упала на землю и разлетелась более чем
на 2 километра вокруг. Они накрыли сотни забитых товарами складов за доками и
скучившиеся домишки бедноты на окраине основных жилых кварталов города.
Вокруг
того места, где стоял «Форт Стайкин», бушующее пламя образовало огненное кольцо
радиусом 900 метров, в котором оказались док Виктория и Принсес‑док. В нем же
находился западный район порта по другую сторону Фрере‑роуд, где в сотнях
складов горели всевозможные товары стоимостью в миллионы фунтов стерлингов. В
северном конце порта огненная полоса захватила часть нефтехранилищ компании
«Барма шелл ойл». С южной стороны огонь поглотил Рисовый рынок и
распространился на открытое пространство, разделявшее доки Виктория и
Александра. С западной стороны, на окраинах города огонь прорвался на улицы, на
которых теснились жилые дома местных жителей.
Огонь
распространился на три четверти мили вдоль железной дороги, проходившей между
складами и жилой частью города и принадлежавшей компании «Грейт индиан
пенинсула рейлвей». Пожары бушевали и в районе железнодорожных складов Карнак‑Бендер
и Вади‑Бендер.
Часть
огненного круга приходилась на море, где пылали сорванные с якорей суда
местного флота. Они представляли смертельную опасность для остальных судов,
стоявших на внешнем рейде с другой стороны доков.
Сильный
ветер с моря гнал огонь в сторону города.
Пожар
стал продвигаться к центру Бомбея, и к вечеру 15 апреля казалось, что
значительная часть города охвачена пожаром, который был виден на расстоянии 75
миль. Густой смог повис над городом. Из‑за недостатка противопожарных сил и
средств удержать распространение пожара было невозможно. В связи с этим было
принято решение: для локализации пожара разрушить городскую полосу шириной в
четверть мили (жители из этой зоны были выселены). Это спасло Бомбей. На помощь
пришли воинские части, и через четыре дня был потушен последний крупный очаг пожара.
Окончательную победу над огнем удалось одержать только спустя две недели.
Самым
серьезным просчетом в организации борьбы с огнем было то, что Принсес‑док и док
Виктория, являвшиеся центром общего пожара, были брошены на произвол судьбы.
Уже потом ни у кого не вызывало сомнений, что продуманные и правильно
скорректированные действия, предпринятые в этих доках, могли бы спасти
множество судов от полного выгорания. Однако такой попытки сделано не было.
Пожар продолжал распространяться.
В
тушении пожара на «Форт Стайкине» принимали участие 156 пожарных, офицеров и
рядовых. Знаний и опыта многим из них не хватало. В результате 65 пожарных были
убиты, 80 — ранены, и только 11 человек не пострадали.
Поток
сообщений о загораниях в диспетчерскую оказался таким мощным, что 50 страниц
регистрационной книги были заполнены всего за два часа с момента первого
взрыва. Но многие из вызовов были ложные: сотрясение от взрыва привело в
действие сигнальные устройства на улицах…
Мэр
Бомбея Шри Нагиндас Мастер прибыл в город в пятницу вечером и немедленно
занялся поисками жилья для лишившихся крова. Ведь в результате катастрофы была
опустошена площадь города, равная почти квадратной миле.
Сотни
людей погибли и были ранены, тысячи лишились жилья и работы. Деловая жизнь
Бомбея остановилась. Над страной, которую преследовали постоянные неурожаи,
нависла угроза голода.
Потери
были астрономическими. Оценить ущерб не представлялось возможным. Огонь
поглотил 55 тысяч тонн зерна, предназначенного для населения страны, тысячи
тонн семян, специй, масла и нефти были уничтожены или испорчены. Катастрофа
разорила шесть тысяч фирм и лишила работы пятьдесят тысяч человек. Почти три
тысячи человек потеряли все, что имели.
Трудно
оценить и общий ущерб, нанесенный военной машине союзников, и влияние
катастрофы на ход войны: боеприпасы, взрывчатые вещества, оружие, уничтоженные
во время этого бедствия, предназначались для Бирмы и союзных войск,
действовавших на Тихом океане.
Эксперты
страховой компании Ллойда после осмотра судов в Принсес‑доке и доке Виктория
мало утешительного смогли сообщить в свою лондонскую контору.
Серьезно
пострадали пароходы «Иран», «Норс трейдер», «Род эль Фараг», «Эмпайр индус»,
«Ченьон», «Джалавиджайя», «Кингьян», «Барода», «Форт Кревье», «Грациоза».
Пароход «Джалападма» выбросило на причал, корпус его переломился, нос оказался
в воде дока. У землечерпалки «Келура» была сильно повреждена огнем кормовая
часть. Незначительны повреждения палубы были на английском пароходе
«Блэйрклова», находившемся в сравнительно защищенном месте — в сухом доке
Мируэтер. Такие же повреждения получили английский танкер «Капса» и норвежский
теплоход «Браганза».
Английский
пароход «Эмпайр конфиденс» получил довольно легкие повреждения. Затонувшие
голландские пароходы «Дженерал ван дер Хейден» и «Дженерал ван Светен», а также
голландский теплоход «Тиномбо» и землечерпалку «Спотболл» причислили к
полностью погибшим (сохранились двигатели и котлы на судне «Дженерал ван
Светен»).
Лишь
норвежский теплоход «Белрэй», на котором матрос первого класса Хейвард всю ночь
тушил пожары, подлежал восстановлению. Сюрвейеры пришли к выводу, что судно
можно сделать вновь мореходным в течение десяти недель.
Никто
никогда не узнает точного числа погибших от бомбейских взрывов. Конкретные
цифры определяли на основании имеющихся документов. Так, было объявлено: «84
работника бомбейского Портового треста и 64 пожарных убиты, 83 пожарных ранены,
41 член экипажей судов убит и 123 ранены, 15 солдат убиты и 30 ранены, 14
полицейских убиты и 55 ранены, 7 человек из состава военно‑морских сил убиты и
160 ранены, 4 человека с местных судов, барж и лихтеров убиты и 10 ранены, 15
человек из состава военно‑воздушных сил ранены. Это составляет 233 убитых и 476
раненых».
Однако
это были первоначальные цифры. Много индийцев во время взрывов находилось в
районе доков, и, когда кто‑нибудь исчезал, родственники приступали к поискам,
не зная, с чего начать. Часть попала в приведенный выше перечень погибших
только потому, что их нашли не сразу после взрыва, часть людей исчезла без
следа, не нашли даже их трупов. Многих унесло в море, где они и погибли.
Поэтому можно полагать, что «цифра 500 человек убитых», официально объявленная
в Бомбее, весьма занижена.
В
больнице была оказана помощь 2408 пострадавшим, хотя и эта цифра неверна, так
как некоторые лечились не в одной больнице. Конечная цифра — 1376 известных
жертв. 43 человека потеряли конечности, но выжили.
Через
двенадцать дней после катастрофы страховые пожарные компании объявили, что они
отказываются от выплаты страхового возмещения, возлагая ответственность на
правительство Индии.
В
июне того же года правительство объявило порядок выплаты компенсации гражданам,
которые потерпели убыток или получили ранение.
Страховщики
согласились принимать иски на основе морского страхования полностью после того,
как правительство обязало возместить страховым компаниям до 40% суммы.
«Это, — объявило правительство, — было решено сделать, чтобы избежать
многочисленных тяжб и последующих неудобств в ведении делопроизводства».
Семьям
погибших и пострадавшим при катастрофе правительством Индии выплачивалась
компенсация.
В
то время комиссия под председательством сэра Леонарда Стоуна, главного судьи
Верховного суда в Бомбее, опубликовала свой отчет, в котором перечислила
главные причины катастрофы. Их было пять, вот они:
1.
Состояние войны, из‑за которого в доках стояли суда, груженные взрывчаткой и
боеприпасами.
2.
Неправильная загрузка «Форт Стайкина» в Карачи, вследствие чего хлопок был
погружен над боеприпасами и под ними.
3.
Случайное загорание хлопка в нижнем трюме № 2.
4.
Нерасторопность присутствующих при этом властей, которые не только не оценили
серьезности ситуации, но во время пожара не предприняли энергичных мер для
того, чтобы потушить его или предпринять альтернативные действия для избежания
катастрофы.
5.
Отсутствие на пожаре централизованного руководства, имеющего полномочия
отдавать высшие приказы и координировать деятельность различных властей и
соответствующих служб.
Среди
причин также были названы: задержка в вызове пожарной команды города; отсутствие
исправной газорезки, что не позволило в нужный момент вырезать отверстие в
борту аварийного корабля; оставление открытыми люков № 4 и 5 после
возникновения пожара в трюме № 2, что привело к пожару в трюме № 4, где
находились взрывчатые вещества.
Кроме
того, были признаны неправильными действия полиции, которая не предупредила
расположенные в гавани корабли и суда о надвигающейся катастрофе. Наконец,
отмечено, отсутствие оповещательной сигнализации, с помощью которой можно было
очистить пристань от скопившихся на ней людей.
Наиболее
вероятной причиной возникновения пожара, по признанию официальных кругов
Великобритании, явилось возгорание хлопка от непотушенной сигареты.
Если
бы бомбейская катастрофа произошла в мирное время, восстановительные работы заняли
бы немало лет. А так как шла война, доки уже работали через семь месяцев. |