24 июля 1915 года
Американский
экскурсионный пароход, отходя от причала, опрокинулся на борт. Число жертв
превысило 1000 человек.
Великие
озера, расположенные на территории Канады и США, включающие в себя Верхнее
озеро, Гурон, Мичиган, Эри и Онтарио, занимают почти четверть миллиона
квадратных километров. Великие озера соединены между собой реками и
искусственными каналами, вода из Верхнего озера и озера Мичиган стекает в озера
Гурон, Эри и Онтарио, оттуда по реке Святого Лаврентия — в Атлантический океан.
Они соединяются не только с океаном, но и с реками Гудзон и Миссисипи.
Одним
из самых быстроходных среди пассажирских пароходов, курсировавших по великим
озерам, в начале XX века считался «Истленд».
9
августа 1910 года газета города Кливленд (штат Огайо) «Кливленд плэйн дилер»
поместила следующее объявление: «Предлагается награда 5000 долларов! Пароход
„Истленд" был спущен на воду в 1903 году. Это стальное судно океанского
плавания. Он имеет длину 82 метра, ширину 11 метров, осадку 4,3 метра. Судно
снабжено двумя гребными винтами, приводимыми в движение двумя мощными паровыми
машинами тройного расширения, пар на которые подается четырьмя котлами. Его
балластные цистерны вмещают 800 тонн воды. Материал, из которого построен
пароход, его тип и его мощные машины позволяют назвать его самым прочным, самым
быстроходным и самым безопасным судном для путешествия по Великим озерам. Все
это хорошо известно тем, кто знаком с морским делом. Однако есть тысячи людей,
которые абсолютно ничего не знают о судах, о законах и правилах их эксплуатации
и об их инспектировании правительством Соединенных Штатов. С расчетом запугать
этих людей кто‑то распустил слух о том, что пароход „Истленд" якобы не может
считаться безопасным судном. К сожалению, мы не знаем, кто распространил столь
нелепые слухи, но цель их нам ясна. Поэтому в качестве доказательства своей
правоты и ради уважения к чувствам 400 тысяч человек, которые за последние
четыре года получили удовольствие от прогулок на этом плавучем дворце (причем
без единой неполадки), мы предлагаем обозначенную выше награду любому, кто
представит нам морского инженера, кораблестроителя, судомеханика или любого
другого специалиста, имеющего достаточную квалификацию, который выскажет свое
мнение о качествах нашего корабля и заявит, что пароход „Истленд" — не
мореходное судно и не выдержит любой шторм, который может возникнуть как на
озерах, так и в океане».
Однако
никто за обещанной наградой не пришел. «Истленд» по‑прежнему курсировал по
Великим озерам. С момента постройки в 1903 году этот пароход считался на
Великих озерах самым красивым, комфортабельным и быстроходным судном. Жители
приозерных городов называли его «Королевой скорости». Это был экскурсионный
пароход водоизмещением 1960 тонн, с очень острыми обводами подводной части
корпуса. Несмотря на сравнительно небольшую мощность паровых машин (1300
лошадиных сил), он мог развивать ход до 22 узлов. Судостроительная верфь
«Дженкс шипбилдинг компани» в Порт‑Гурон, построившая «Истленд», очень им
гордилась.
Пароход
был приписан к порту Чикаго, откуда он совершал экскурсионные дневные рейсы к
кедровому мысу на озере Мичиган или недельные плавания на озеро Эри. Затем
портом его приписки стал Кливленд. «Истленд» пользовался особой популярностью у
молодежи — на верхней палубе стоял паровой орган, под который во время плавания
в хорошую погоду устраивались танцы. Об этом органе ходили легенды, говорили,
что в тихую погоду звук его слышен за 5 миль.
В
течение 1913 года владельцы «Истленда» продали на него 200 тысяч билетов. В
следующем году пароход вернулся на озеро Мичиган. «Истлендом» командовал
капитан Гарри Петерсен. Навигацию 1914 года он, как и все предыдущие, закончил
без единого повреждения.
Летом
1915 года «Истленд» был зафрахтован для экскурсий по озеру Мичиган фирмой
«Вестерн электрик компани».
В
7 часов утра, в субботу 24 июля, к причалу на реке Чикаго, где пришвартовался
«Истленд», начали стекаться экскурсанты. В основном это были рабочие и служащие
компании с детьми и друзьями. Почти все пассажиры несли с собой корзины с
провизией для пикника.
Утро
выдалось солнечным, под стать настроению экскурсантов. Отплытие было назначено
на 7 часов 40 минут. Несмотря на ранний час, с верхней палубы неслись звуки
регтайма, который виртуозно исполнял на паровом органе известный музыкант
Мичигана.
Билет
стоил всего 75 центов. Правление компании разрешило брать на пароход детей до
десяти лет без билета. «Истленд» был рассчитан на перевозку в дневные часы
тысячи человек. Капитан Петерсен нередко принимал на борт и полторы тысячи,
если на этом настаивали владельцы. На этот раз было продано 2500 билетов.
Вероятно, капитан Петерсен об этом не знал, так как счет пассажирам у сходней
контролеры не вели. Конечно, капитан видел, что народу погрузилось на пароход
намного больше, чем это было положено по норме, но он не прекратил посадку.
Таким образом, на «Истленде» пассажиров оказалось на 300 человек больше, чем на
«Титанике»…
«Истленд»
стоял у причала реки Чикаго правым бортом, по носу у него был ошвартован
паровой буксир, который должен был вывести его из реки на простор озера
Мичиган. Прозвучал гудок, матросы парохода втянули сходни. Капитан стоял в
дверях рулевой рубки и готов был отдать команду старшему механику Эриксену
запускать машины.
Как
только отдали кормовой прижимной конец, судно едва заметно дрогнуло и начало
медленно валиться на левый борт. Сначала никто на это не обратил внимания.
Однако крен с каждой секундой увеличивался. К краю левого борта по верхней
палубе поехали скамьи и шезлонги, внизу и в салонах стала сдвигаться мебель, в
буфетах поползли тяжелые ящики с заготовленным для напитков льдом. На верхней
палубе закричала женщина, потом еще одна… «Истленд» кренился все больше, люди,
теряя опору, начали скользить к левому борту. Тех экскурсантов, которые в этот
момент находились под палубой в каютах, прижало к продольным переборкам, других
(их было большинство), кто стояли на верхних палубах, сбило в кучи и придавило
к поручням левого борта.
Когда
крен достиг 30 градусов, страх перешел в панику. Сотни людей бросились с нижних
палуб по трапам наверх. В проходах, коридорах и на лестницах началась давка.
Повсюду раздавались крики, вопли, плач детей, слышался грохот срывающихся с
мест шкафов, буфетов, звон бьющегося стекла. Сотни пассажиров остались в каютах
и в коридорах нижних палуб. Почти все, кто находился наверху, были сброшены в
воду. Некоторые сумели вовремя ухватиться за плававшие в воде скамейки, ящики,
доски. В грязной воде реки Чикаго беспомощно бились люди, они цеплялись,
кусали, царапали и топили друг друга.
«Истленд»
продолжал валиться на левый борт. Прочные пеньковые швартовы, которые так и не
успели отдать, натянулись, как струны, и вырвали из земли причальные тумбы и
береговые кнехты. Наконец пароход опрокинулся на борт, накрыв сотни плававших
на воде людей. Послышались грохот и шипение — это с фундамента сорвались
паровые машины, и вода залила топки. Несколько минут река в этом месте была
закрыта белой пеленой пара. Шипение пара и свист вырывающегося из внутренних
помещений воздуха заглушали крики людей. «Истленд» лег левым бортом на дно реки.
Прошло всего 6 минут… И только еще через 10 минут к месту катастрофы начали
прибывать катера водной полиции и буксиры. К причалу примчались полицейские и
пожарные машины. Но им оставалось только спасать тех, кто еще держался на воде.
Но
настоящим героем стал Уильям Брайт — капитан парохода «Миссури». Увидев, что
«Истленд» опрокинулся на борт, он взял такси и примчался на причал, где
произошла катастрофа. Брайт не смог пробиться сквозь собравшуюся на набережной
толпу, поэтому поднялся на второй этаж дома, стоявшего напротив причала. Из
окна он видел, что сотни плавающих в воде людей не могут взобраться на
скользкий борт лежавшего парохода. Среди них было много раненых и покалеченных.
Люди тонули на глазах спасателей. Брайт высунулся из окна и крикнул полицейским:
«Возьмите золу из топок трех буксиров и высыпьте ее на правую скулу
„Истленда"!» После этого он позвонил на ближайшую ткацкую фабрику: «Срочно
доставьте пятьдесят одеял туда, где лежит „Истленд"!» Зола и одеяла,
расстеленные на скользком борту парохода, дали возможность многим вылезти из
воды.
Спасательные
работы длились недолго. Всем, кого вытаскивали на берег живыми, оказывали
первую помощь или отправляли в госпиталь.
В
Чикаго был объявлен траур. В течение многих дней трупы погибших вылавливали из
реки и извлекали из опрокинутого корпуса «Истленда». Несколько сот мертвецов
вытащили из парохода, когда ацетиленом прорезали его правый борт. Еще больше
трупов нашли, когда судно поставили на ровный киль и откачали из него воду.
В
официальной прессе США появилось сообщение, что катастрофа унесла жизнь 835
человек. Но это не соответствует действительности, так как указанная цифра была
объявлена в Чикаго на третий день после катастрофы. Судно же было поднято
спустя пять дней, и из него извлекли еще несколько сот трупов. Американский
следственный врач из Чикаго заявил на пресс‑конференции, что в городском морге
он лично насчитал 1300 трупов. 25 июля 1915 года газеты города вышли под такими
заголовками: «2100 утонуло, когда „Истленд" опрокинулся у причала», «Судно
имело повышенный центр тяжести и стало валиться еще на швартовах у причала»,
«Все предшествовавшие катастрофы не оканчивались таким числом жертв», «История
„Истленда" — это история ошибок и неудач».
Катастрофа
«Истленда» — самая большая катастрофа в истории судоходства на Великих озерах,
и не случайно американские историки называют это судно «Титаником» Великих
озер.
Когда
пароход подняли со дна реки, некоторое время не знали, что с ним делать.
Наконец американцы решили переоборудовать его в учебное судно резерва военно‑морского
флота США, и под названием «Уилметт» оно прослужило до 1946 года.
Через
двадцать лет после катастрофы американская пресса пролила некоторый свет на
истинную причину гибели «Истленда». 7 августа 1935 года газета «Америкэн пресс»
опубликовала следующее сообщение: «Сегодня Апелляционный суд США утвердил
решение выездного суда о том, что фирма „Сен‑Джозеф Чикаго стимшип компани" —
бывший владелец парохода „Истленд", который затонул на реке Чикаго 24 июля 1915
года, — не ответственна за гибель людей в катастрофе. Суд считает, что
судно было мореходным, но ответственность ложилась на механика, который по
небрежности неправильно заполнил его балластные цистерны». |