25
августа 1725 года
Французский
фрегат во время урагана налетел на подводные камни и затонул. Погибло более 360
человек.
В
начале июля 1725 года французский фрегат «Ле Шамо» вышел в море из порта Рошфор
и взял курс на Квебек. Новый губернатор канадской провинции Труа‑Ривьер в
сопровождении только что назначенных королем чиновников колониальной
администрации отбыл к месту службы. Все было как всегда, за исключением того,
что в трюме, кроме обычного груза — скота, овощей, одежды, оружия, находилась
весьма солидная сумма — 116 тысяч ливров в звонкой монете.
Подбор
экипажа был весьма тщательным. Людовик XV лично подобрал капитана и штурмана,
которые в свою очередь отыскали надежное судно, оснастили его по последнему
слову техники того времени, хорошо вооружили и наняли не менее опытных, чем они
сами, мореходов. Словом, неожиданностей не предвиделось.
Поначалу
все действительно шло гладко. Впрочем, из‑за ветра переход через Атлантику
продолжался значительно дольше, чем намечалось, и только к концу августа («Ле
Шамо» покинул Францию в первые дни июля) моряки увидели землю. Это был берег
острова Кап‑Бретон к северу от крепости Луибур.
25
августа начался невиданной силы ураган. Капитану Сен‑Жаме удалось увести судно
из эпицентра шторма, и к утру следующего дня его отделяло всего десять миль от
надежной бухты островка Порте‑Нова. Однако, меняя курс, «Ле Шамо» налетел на
подводные камни (которые по сей день называются рифами Шамо).
В
десять утра жители прибрежных деревушек Бален и Птит‑Лоррен нашли на берегу
обломок мачты с обрывками королевского штандарта с золотыми лилиями. Это было
все, что осталось от гордости колониального флота Франции.
Вечером
того же дня губернатор и комендант крепости Луибур, немедленно прибывшие на
место катастрофы, стали очевидцами последнего акта трагедии — в бухте Кельпи
всплыли десятки тел. Всего же на борту фрегата было более 360 человек.
А
вот малейших следов груза, ради которого был, собственно, затеян весь этот
переход, обнаружить не удалось, хотя корабль погиб в двух шагах от берега и
затонул соответственно на небольшой глубине. Все были поэтому уверены, что
обнаружить сундуки для опытных ныряльщиков не составит особого труда.
Стихия,
однако, внесла свои поправки. Штормовая погода надолго задержала поиски, а
когда они возобновились, удалось обнаружить лишь несколько пушек и якорей.
Золото Людовика XV исчезло бесследно.
Так
закончилась первая и последняя попытка французских властей спасти сокровища «Ле
Шамо», и почти 200 лет о них вообще не вспоминали.
В
начале XX века были организованы новые экспедиции. Интенсивные поиски в течение
почти двух месяцев велись в 1961 году. Ныряльщику — любителю Алексу Сторму,
голландцу по происхождению и художнику по профессии, участнику этих поисков,
повезло сразу в первый же день: он обнаружил кучи заржавевших ядер и несколько
пушек. На одной из них ясно читалось название «Ле Шамо». Этого оказалось
достаточно, чтобы убедить капитана поискового судна продолжить поиски. И
фортуна не обманула надежд Сторма. Уже в следующее погружение он нашел под
кучей пушечных ядер первую серебряную монету, которая неплохо сохранилась.
Третья попытка увенчалась обнаружением датированного 1724 годом бюста Людовика
XV.
Но
на этом все и закончилось. Сколько ни ныряли Сторм и его товарищи, море не
вознаградило их больше ничем. Капитан распорядился сосредоточить поиски на
старинных орудиях, намереваясь украсить ими реставрируемую крепость Луибур.
Сторм же вошел во вкус — найденная монета всерьез разбередила его воображение.
Разумеется,
весть о находке разнеслась далеко за пределы бухты Кельпи. К месту катастрофы
XVIII века устремились десятки ныряльщиков и водолазов.
Задача
была не из легких. Но ни ледяная вода, ни частые туманы и штормы, ни даже акулы
не могли помешать энтузиастам. И только к концу года экспедиция была
прекращена, а поисковая группа распалась.
Сторм
вернулся в бухту через четыре года. На сей раз его сопровождали только два
специалиста, которым он доверял полностью, — картограф Дэвид Макичерн и
штурман Харви Маклеод. В их распоряжении был неведомо откуда взявшийся чертеж
фрегата (французские архивы долго и безуспешно требовали его возвращения),
специально оборудованная яхта «Мэрилин Б11» и прежний энтузиазм. Бухта была
разделена на квадраты, в каждом из которых велись активные поиски. К июню 1965
года в распоряжении группы были новые детали корпуса фрегата.
Изучение
этих обломков сразу же показало, что искать надо в другом месте. Интересно, что
у рифа Шамо было обнаружено 26 пушек и другие останки — только с одной палубы.
Следов остальных 22, размещенных на следующей палубе, не было и в помине.
Именно поэтому было решено, что реальные находки возможны на значительно
большей глубине, следовательно, где угодно, но не у рифов.
И
первое же обследование более глубоководного района бухты подтвердило правоту
исследователей: теперь в их распоряжении были все 48 палубных орудий «Ле Шамо».
Путь к вожделенным сундукам прояснился.
Но
след сразу же оборвался. Теперь спасатели сконцентрировали внимание на самом
побережье, где, как ни странно, искать сокровища до сих пор никому не приходило
в голову. Между тем именно среди острых как бритва камней и были обнаружены
новые реликвии, в том числе несколько сероватых монет явно французского
происхождения. При более тщательном исследовании они оказались золотыми
луидорами с профилем Людовика XV. Сторм и Макичерн не рассчитывали на крупные
находки, но уже через несколько минут им с огромным трудом удалось втащить в шлюпку
рюкзаки, полные монет. Общая стоимость найденного была определена по самым
скромным меркам в 300 тысяч долларов.
Позже
большая часть коллекции оказалась в Нью‑Йорке. Канадская провинция Новая
Шотландия, на территории которой была сделана находка, довольствовалась 10
процентами подводного клада… |