Британский
трансатлантический лайнер был торпедирован немецкой подводной лодкой. Погибли
1198 человек.
В
конце XIX века в Германии был принят закон Бисмарка, согласно которому
судоходные компании, обслуживающие колониальные линии, стали получать большие
государственные субсидии.
Пользуясь
благоприятной ситуацией и имея огромную поддержку со стороны правительства,
германские монополисты спустили на воду могучие скоростные лайнеры, которые
один за другим становились обладателями «Голубой ленты Атлантики»: «Дойчланд»,
«Кронпринц Вильгельм», «Кайзер Вильгельм Второй», «Кронпринцессин Сесилия».
Естественно,
что Англия не могла оставить без внимания успехи своего конкурента. Когда
наступление германских трансатлантических компаний приобрело особенно
агрессивный характер, английское правительство приняло решение о создании новых
«престижных» лайнеров‑гигантов, которые бы отобрали у немцев «Голубую ленту
Атлантики». Кроме того, парламент и Адмиралтейство возлагали на новые лайнеры
особые надежды как на потенциальные военные корабли.
В
контракте, заключенном на постройку двух лайнеров, названных впоследствии
«Мавританией» и «Лузитанией» (1907), правительство брало на себя обязательство
оплатить фирме «Кунард лайн» постройку двух судов, если их строительная
стоимость не будет превышать 2 миллиона 600 тысяч фунтов стерлингов. Помимо
быстроходности (скорость не менее 24,5 узла), «Лузитания» и «Мавритания» должны
были удовлетворять следующим условиям: на лайнерах в случае необходимости
должны быть установлено двенадцать 6‑дюймовых скорострельных пушек; машинное
отделение должно быть расположено ниже ватерлинии и защищено по бортам
угольными бункерами. И — главное: ни один из руководящих постов компании
«Кунард лайн» не могли занимать иностранные подданные.
Наиболее
значительным новшеством, внедренным на «Лузитании», была замена обычных
поршневых машин паровыми турбинами. Лайнер имел шесть турбин и четыре гребных
винта. Крайние винты приводились во вращение двумя турбинами высокого давления,
средние — двумя турбинами низкого давления. Благодаря этим гигантским турбинам
общей мощностью 70 тысяч лошадиных сил «Лузитания» развивала скорость в 25
узлов.
Трансатлантический
лайнер «Лузитания» — четырехтрубное судно, водоизмещением 38 тысяч тонн, длиной
240 метров, получило в 1907 году право называться самым быстрым пароходом в
мире. Корабль пересек Атлантический океан за 4 дня 19 часов и 52 минуты,
получив приз скорости — «Голубую ленту Атлантики».
Ко
времени появления новых кунардовских гигантов надстройку уже начали возводить
почти на всю длину судна, что позволило значительно увеличить объемы жилых и
общественных помещений на лайнерах.
Об
отличных ходовых качествах «Лузитании» можно судить хотя бы по тому факту, что
во время своего рекордного рейса 1909 года она пересекла Атлантику всего за
четыре с половиной дня. «Лузитания» спокойно развивала скорость в 20 узлов. Это
вызывало восхищение пассажиров, четверть миллиона человек за восемь лет службы
она перевезла через Северную Атлантику.
В
1914 году началась Первая мировая война. «Лузитания» продолжала совершать обычные
трансатлантические рейсы, хотя такая работа лайнера в годы войны была не менее
опасной, чем военная служба.
Сразу
после начала войны германский крейсер попытался захватить «Лузитанию» и даже
передал уже по радио приказ: «Корабль захвачен. Следуйте за мной». На этот
скоропалительный выпад капитан «Лузитании» ответил очень простым решением —
развить максимальную скорость и уйти от крейсера. Решение это увенчалось
успехом. Крейсер вскоре потерял «Лузитанию» из виду. Скорость в 27 узлов
оказалась за пределами его возможностей. А именно такую скорость показал
трансатлантический лайнер.
Случай
получил огласку. Многие были уверены, что «Лузитании» не грозит опасность даже
в военное время. Вот почему она считалась подлинной гордостью Атлантики.
Весной
1915 года прохожие и зеваки, а также провожающие знакомых или близких в дальний
рейс любовались четырехтрубным колоссом, не подозревая, что его ждет на этот
раз ситуация, которую можно выразить лишь с помощью слов «трагедия» и «тайна».
Это
происходило в Нью‑Йорке, у причала одной из английских пароходных компаний. Все
готово к дальнему рейсу в Англию. В этот день 1 мая 1915 года на борту
появляется чуть ли не самый богатый человек в мире. Его имя Альфред
Вандербильт. Он страстный поклонник конного спорта, влюблен в скачки и в
скаковых лошадей, которых оценивает безукоризненно, заставляя прислушиваться к
своему мнению и любителей, и профессионалов. В Лондоне как раз, несмотря на
военные невзгоды, организована выставка скаковых лошадей. На Вандербильте
черный строгий сюртук, он степенно поднимается по трапу, направляется в
сопровождении боя к центральному салону парохода. Он в центре внимания.
Ему
приносят телеграмму: «Из определенных источников известно: „Лузитания" будет
торпедирована. Немедленно отложите плавание».
Телеграмма
без подписи. Ее текст будет напечатан утром газетами Нью‑Йорка, когда
«Лузитании» уже не будет у причала: она вечером уйдет в плавание. И Вандербильт
удобно расположится в просторной каюте, вспоминая казус со странной депешей.
Как он мог поверить, что найдется судно или подводная лодка, которые могли бы
догнать гордость Атлантики?
Германия
была заинтересована в подрыве военной мощи своих противников. Перед немецкими
подводниками была поставлена задача потопить «Лузитанию».
Но
владельцы «Кунард лайн» не испугались угроз. И «Лузитания» спокойно готовилась
к очередному рейсу по маршруту Нью‑Йорк — Ливерпуль. В салоне 1‑го класса,
выполненном в позднем георгианском стиле, на мозаичные панели красного дерева
была нанесена свежая полировка. Тяжелые вельветовые занавеси были тщательно
вычищены. Со свода обеденного салона 1‑го класса в стиле Людовика XVI улыбались
девять только что нарисованных муз.
Разнообразие
поступавших на борт грузов делало «Лузитанию» похожей больше на обычный
трамповый пароход. В списке ее грузов были: листовая бронза, медь, механизмы из
Бостона, продукты питания, несколько тюков с кожами и т.д. На борт были приняты
также 4200 ящиков боеприпасов для винтовок, свыше ста ящиков пустых шрапнельных
стаканов и незаряженных дистанционных трубок. В целом груз «Лузитании»
оценивался скромно — в 750 тысяч долларов. Хотя, по слухам, на судно было
погружено на 6 миллионов долларов золота в слитках, которые были заперты в
одной из прочных кладовых на нижней палубе, но сей факт не нашел отражения в судовом
манифесте.
«Лузитания»
отличалась комфортом. К услугам пассажиров были детская комната, диетическая
кухня для младенцев, лазарет с доктором и нянечками, а также лифты, помещения
для собак и других домашних животных, телефоны и электрические сигнальные
лампочки, а также помещения для горничных и слуг. Арочные дверные проемы,
канделябры, инкрустации из красного дерева, дамасские диваны, глубокие и
удобные кресла, висячие зимние сады и пальмы в кадках — все это создавало
элегантную и близкую к домашней атмосферу. «Лузитания» могла похвастать и
другими новшествами, например, электрическим управлением рулевого устройства,
дистанционным закрытием водонепроницаемых дверей, автоматической пожарной
сигнализацией и электроприводом шлюпбалок для быстрого спуска спасательных
шлюпок. «Лузитания», имея двойное дно и надежные водонепроницаемые отсеки,
считалась непотопляемой…
Да
и имя капитана говорило само за себя: Уильям Тернер. Пятидесятилетний Тернер,
будучи капитан‑коммодором компании «Кунард» и капитаном «номер два» в
английском торговом флоте, имел право командовать новыми лайнерами компании в
их первых рейсах через Атлантику. В 1910 году он ступил на мостик «Мавритании»
и побил свой же рекорд скорости, установленный на «Лузитании». Триумфом
закончилось и его первое плавание на «Аквитании» в первой рейсе в 1913 году. Он
принял «Лузитанию» от своего старого друга Уатта и вскоре стал одним из самых
знаменитых капитанов в Северной Атлантике, которого ненавидели и уважали его
немецкие соперники…
30
апреля в Бостоне состоятельный торговец обувью Эдвард Б. Бовен сообщил по
телефону своему транспортному агенту, что завтра он с женой не едет на
«Лузитании». «Во мне растет чувство, что с „Лузитанией" должно что‑то
случиться, — сказал он своим друзьям. — Мы обсудили это с миссис
Бовен и решили отменить поездку, хотя у меня назначены важные деловые встречи в
Лондоне».
В
полдень 1 мая на сигнальных фалах с мостика был поднят лоцманский флаг, а над
узким кормовым мостиком — американский флаг. На корабле находились 702 члена команды
и 1257 пассажиров. В трюме взревели четыре паровые турбины. В 12.30 «Лузитания»
была отведена от причала.
За
три минуты «Лузитания» вышла на середину реки. Три буксира тянули
трансатлантический лайнер, пока не развернули его точно вниз по течению. Отплытие
«Лузитании» всегда было великолепным зрелищем и проходило при большом скоплении
народа на причале. Так началось последнее плавание этого гигантского, длиной
240 метров, лайнера.
На
второй день плавания, ближе к полудню, капитан Тернер посетил судовую часовню в
главном салоне, где вознес молитву во здравие короля и всех находящихся в море.
Несмотря
на активные действия германских подлодок, Тернер был спокоен: «Лузитания» могла
уйти от любого немецкого судна, кроме, разве что, крейсеров. На ее борту находились
граждане нейтральных государств, она была безоружна и не везла военного груза.
И хотя «Лузитания» принадлежала к числу резервных вспомогательных судов,
Адмиралтейство отказалось от ее использования в качестве вспомогательного
крейсера…
К
тому же в Атлантике еще не появлялись немецкие подводные лодки, они держались в
морях, в заливах, около побережий. Вполне естественно, первые дни плавания
проходили спокойно.
Итак,
«Лузитания» отправилась в рейс 1 мая, а накануне в предрассветный час покинула
свой причал в Эмдене немецкая лодка U‑20. Перед тридцатидвухлетним командиром
лодки Швигером была поставлена конкретная задача: топить любое транспортное
судно неприятеля.
5
мая, находясь в районе мыса Олд‑Хед‑оф‑Кинсейл, командир подводной лодки U‑20
увидел на востоке большую шхуну «Эрл оф Латам», которая везла груз ирландского
бекона, яиц и картошки в Ливерпуль. Затратив восемь снарядов, U‑20 отправил
судно на дно.
В
четверг 6 мая подводная лодка торпедировала лайнеры «Кандидат» и «Центурион».
«Лузитания»
в это время находилась в 500 милях от ирландского берега и военной зоны. По
приказу Тернера матросы расчехлили и вывалили за борт спасательные шлюпки,
чтобы при внезапной атаке пассажиры могли занять свои места. Спасательные
средства были рассчитаны на 2605 человек, что на 600 с лишним мест превышало
количество людей, находившихся на борту «Лузитании». Имелось также
дополнительное количество спасательных жилетов и спасательных кругов. К восходу
солнца 22 шлюпки висели уже на талях.
Вечером
рассыльный вручил капитану Тернеру радиограмму от Британского адмиралтейства, в
которой говорилось, что подводные лодки активизировались у южного побережья
Ирландии. Не прошло и часа, как было получено новое сообщение: немецкие
субмарины находятся у скал Фастнет. Капитан предпринял все меры
предосторожности. Все двери в водонепроницаемых переборках, которыми в тот
момент пользовались, были наглухо задраены. Палубные офицеры проверили
наблюдательные посты. После полудня число впередсмотрящих было удвоено. В
машинное отделение поступил приказ развести пары до предела и по первому
сигналу развить предельную скорость.
Утром
7 мая примерно в 25 милях от мыса Кейп‑Клир на юго‑западной оконечности
Ирландии «Лузитания» вошла в полосу тумана.