15
февраля 1898 года
Броненосный
крейсер затонул в порту Гаваны в результате взрыва в носовой части. Погибло 266
моряков.
Утром
15 февраля 1898 года над столицей Кубы Гаваной прокатился раскатистый гул
взрыва. Те, кто в это время были на набережной, увидели, как над носовой частью
двухтрубного военного корабля сверкнула яркая вспышка, и тотчас он окутался
густыми клубами черного дыма. Через несколько минут корабль исчез под водой.
Так погиб американский броненосный крейсер «Мэн», который за десять дней до
того пришел в Гавану с визитом дружбы.
К
месту катастрофы немедленно бросились шлюпки испанского крейсера «Альфонс XII».
Моряки постарались сделать все возможное, чтобы помочь немногим, уцелевшим с
«Мэна».
Вскоре
стали известны и некоторые подробности трагедии. По словам капитана Сигби,
командира крейсера, катастрофа произошла совершенно неожиданно. В 9 часов 40
минут, когда часть команды еще спала, крейсер вздрогнул от необычайно сильного
взрыва в носовой части, приподнялся, потом тяжело осел в воду и затонул. Сам
Сигби при взрыве был ранен в голову, но до последних минут своего корабля
пытался спасти если не его, то хотя бы команду. Однако усилия капитана
оказались тщетны: «Мэн», превращенный в груду изуродованных развалин, увлек за
собой на дно бухты 266 моряков — три четверти экипажа.
Каковы
же причины катастрофы?
По
мнению испанцев, «Мэн» погиб от внутреннего взрыва в носовом погребе боезапаса.
Причину взрыва можно было установить, обследовав обломки погибшего корабля.
«Мэн» лежал на небольшой глубине, и сделать это было сравнительно легко.
Иначе
считали в США. Не запросив разрешения Испании, чьей колонией в то время была
Куба, в Гавану отправили специальную следственную комиссию, состоявшую из четырех
американских морских офицеров. 19 февраля комиссия приступила к работе.
Мадриду
не понравилось столь бесцеремонное поведение своего северного соседа, и 25
февраля кубинский губернатор Бланко заявил официальный протест. Одновременно
испанцы предложили Америке разумный, по их мнению, компромисс: создать для
расследования катастрофы смешанную испано‑американскую комиссию. Однако
предложение Бланко было отклонено, причем в довольно невежливой форме.
Пока
четверо американцев обследовали обломки «Мэна», в США подозрительно быстро,
если не сказать организованно, вспыхнула ярая антииспанская кампания,
недвусмысленно призывавшая американцев к войне с Испанией.
«Военный
корабль „Мэн" расколот секретной адской машиной врага!», «"Мэн"
предательски разрушен!» — были заголовки в «Джорнел», а журналист из «Уорлд»
откровенно требовал от правительства ответных шагов: «Разрушение „Мэна" должно
быть основанием для приказа нашему флоту отплыть в Гавану!»
Газетам
вторил заместитель морского министра США Теодор Рузвельт, горячий сторонник
войны с Испанией и будущий президент США.
Американское
правительство, торопя события, ассигновало 50 миллионов долларов на нужды
«национальной обороны», у военной промышленности резко возросли заказы —
Соединенные Штаты открыто готовились к войне.
Тем
временем закончила работу американская следственная комиссия и 21 марта
опубликовала свой отчет. Судя по материалам расследования, «Мэн» погиб от
взрыва подводной мины или торпеды. Хотя комиссия и не называла виновников
катастрофы, но каждому американцу было ясно, что во всем повинны испанцы.
Версию США подхватила пресса многих стран. Некоторые издания осторожно выражали
сомнения в том, что «Мэн» погиб от диверсии. Вот что писал российский журнал
«Вокруг света»: «Три недели назад на рейде Гаваны взлетел на воздух пришедший
туда североамериканский броненосец „Мэн". Причина взрыва — одна из торпед,
опущенная испанцами в воду для защиты гавани». Концовка сообщения явно отрицает
умышленный характер катастрофы…
Естественно,
испанская сторона категорически не согласилась с выводами американских
экспертов и создала свою комиссию, однако американцы не разрешили ей осмотреть
обломки «Мэна». Испанцам пришлось ограничиться опросом свидетелей взрыва.
Восстановив таким образом ход катастрофы, они сделали вывод, что вопреки версии
США взрыв 15 февраля был внутренним. Результаты своей работы испанская комиссия
опубликовала 28 марта.
Тем
временем президент Мак‑Кинли обратился к конгрессу с очередным посланием, в
котором заявил: «Потеря „Мэна" ни в коем отношении не была результатом
небрежности со стороны офицеров или членов команды указанного корабля. Корабль
был разрушен взрывом подводной мины, который вызвал взрыв двух… передних
складов боеприпасов».
Мак‑Кинли
не назвал испанцев виновниками катастрофы, но всю ответственность за нее
возложил на Мадрид, мотивируя это тем, что «Мэн» погиб в территориальных водах
Испании.
Со
столь скороспешными выводами многие не согласились. В частности, авторитетный
русский «Морской сборник» напомнил читателям некоторые факты, частично
подтверждающие испанскую версию, — за два года до того в угольных ямах
американских крейсеров «Цинциннати» и «Нью‑Йорк» самопроизвольно вспыхнул
брикетный уголь. Пожар угрожал погребам боезапаса. Катастрофу удалось
предотвратить буквально чудом, затопив в последний момент погреба забортной
водой. По мнению «Морского сборника», такой же пожар на «Мэне» мог вызвать и
роковой для него взрыв в носовом погребе.
Тем
временем американское правительство открыто призвало своего президента к войне:
«Невозможно дольше терпеть ужасающее положение вещей, в течение трех с
половиной лет господствующее на Кубе. Оно возмущает нравственное чувство
американского народа, является позором для христианской цивилизации и
завершилось гибелью федерального военного судна „Мэн" с 266 лицами его экипажа
во время дружеского посещения гаванской бухты».
Убедившись
в полной поддержке правительства, Мак‑Кинли заявил 11 апреля: «Интервенция есть
наш особый долг, поскольку все это совершается у наших границ». Президент
оправдывал войну интересами безопасности Соединенных Штатов, которым, само
собой разумеется, никто не угрожал…
20
апреля американский посол Вудфорд предъявил Мадриду ультиматум. Соединенные
Штаты требовали, чтобы Испания отказалась от Кубы и вывела из ее района свою
армию и флот. Срок ультиматума истекал 23 апреля, но уже за день до этого
американская эскадра адмирала Симпсона вышла из Ки‑Уэста, чтобы блокировать
кубинские воды, а на следующий день эскадра адмирала Дьюи отправилась к
Филиппинам. Не раздумывая, президент США сделал еще один решительный шаг —
объявил о призыве в армию 25 тысяч добровольцев.
Испано‑американская
война закончилась триумфальной победой США. Отсталая Испания вынуждена была
отказаться от Филиппин и своих владений в Вест‑Индии. Куба на долгие годы превратилась
в полуколонию США, пока не стала свободной после национально‑освободительного
восстания, которым руководил Фидель Кастро.
Испания
потеряла в этой войне почти все, чем владела, — и колонии, и военно‑морской
флот. Потери Америки были неизмеримо меньше. Победная война как‑то быстро
стерла из памяти американцев воспоминания о ее жертвах, первыми из которых были
266 моряков «Мэна». Осталась нераскрытой и тайна гибели корабля.
Не
исключено, что к взрыву были причастны американские «ультра». Эта мысль уже была
высказана в свое время некоторыми историками США. Они считали, что виновниками
взрыва были те, кто опасался мирного разрешения конфликта, кто был
заинтересован в наживе, которую сулил захват острова.
В
подтверждение такой версии говорят не столько обстоятельства взрыва, сколько те
события, которые произошли вскоре после катастрофы, в феврале — марте 1898
года, и еще через 13 лет.
Прежде
всего настораживает упорное нежелание американских властей допустить к
расследованию катастрофы испанских экспертов. Еще более подозрительна странная
просьба капитана Сигби, высказанная им 25 марта (к этому времени американцы уже
осмотрели «Мэн»). Сигби просил у гаванских властей разрешения подорвать
динамитом остатки своего крейсера!
Рассуждая
логически, следует предположить, что, сваливая всю вину на испанцев, морское
командование США должно было опубликовать подробные результаты исследования.
Увы, командование поступило совсем по‑другому.
В
1910 году «Мэн» начали поднимать на поверхность, причем оригинальным способом. Сначала
паровые молоты, установленные на плавучих платформах, вбили в грунт возле судна
множество 30‑метровых железных свай, окружив лежащий на 14‑метровой глубине
крейсер сплошной стеной. Затем, тщательно заделав промежутки между сваями,
откачали из «кольца» воду. На палубу «Мэна» впервые после катастрофы спустились
американские моряки.
Уже
беглый осмотр показал, что испанцы в свое время совершенно правильно отвергли
версию взрыва котлов, — котельное отделение было цело, но взрыв, как
установили эксперты, все‑таки произошел внутри корабля. Это окончательно
опровергло американскую версию о подводной мине или торпеде. Неожиданно по
распоряжению свыше эксперты прекратили работы, а все материалы исчезли в
государственных архивах, надолго запечатанные грифом «совершенно секретно».
Подъем
«Мэна», стоивший американским налогоплательщикам 750 тысяч долларов, закончился
в 1911 году. Разрушенную при взрыве носовую часть крейсера разрезали и
отправили на переплавку. |