6
декабря 1917 года
Французский
военный транспорт с грузом взрывчатки взлетел на воздух после столкновения в
гавани Галифакса с норвежским пароходом «Имо». Часть города оказалась
разрушена. Количество жертв превысило 3000 человек.
В
XX столетии зарегистрировано несколько взрывов кораблей, последствиями которых
оказались грандиозные катастрофы с большим количеством человеческих жертв и
крупнейшими материальными потерями. Это были катастрофы века. Первая из них
была результатом взрыва в канадском порту Галифакс 6 декабря 1917 года.
Близилась
к концу Первая мировая война, но морские военные транспорты продолжали
перевозить грузы. Среди них были норвежский сухогруз «Имо» и французский
грузовой пароход «Монблан».
«Монблан»
был построен на английской верфи Рейлтона Диксона в Мидлсборо в 1899 году. Двухмачтовое
судно имело вместимость 3121 регистровую тонну, его длина составляла 97,5
метра, ширина — 13,6, осадка — 4,6 метра.
Когда
началась Первая мировая война, «Монблан» купила французская судоходная фирма
«Компани дженерал трансатлантик». По требованию Адмиралтейства, которое в
военное время имело право распоряжаться торговым флотом страны, владельцы
подремонтировали борта парохода, установили на его баке четырехдюймовую пушку и
покрасили судно в шаровый цвет — «Монблан» стал вспомогательным транспортом.
25
ноября судно пришло в Нью‑Йорк и встало к причалу Ист‑Ривер. Американские
военные власти распорядились погрузить на «Монблан» бочки с жидкой и сухой
пикриновой кислотой. Взрывоопасный груз занял четыре трюма. Твиндеки третьего и
четвертого трюмов были забиты бочками и железными ящиками тротила
(тринитротолуола), рядом были уложены ящики с пороховым хлопком… Учитывая, что
пикриновая кислота по своей бризантности на 25 процентов мощнее тротила,
следует считать, что на «Монблане» находилось более 3000 тонн взрывчатых
веществ в тротиловом эквиваленте.
Уже
перед самым отходом судна в Нью‑Йорк пришла телеграмма из Франции, в которой
говорилось, что «Монблан» должен принять на борт дополнительный груз. Так на
его палубе оказались четыре ряда бочек с бензолом — новым супергазолином для
броневиков и танков.
В
коносаменте значилось: «2300 тонн пикриновой кислоты, 200 тонн тринитротолуола,
35 тонн бензола, 10 тонн порохового хлопка. Порт назначения — Бордо».
Таким
образом, «Монблан» был исключительно взрывоопасен и требовал соответствующего
«деликатного» обращения и строжайшего обеспечения безопасности, особенно
учитывая то обстоятельство, что ему предстоял дальний переход из США во
Францию, для которой этот груз предназначался.
Капитану
«Монблана» приказали следовать в Галифакс, отдать якорь в гавани Бэдфорд и
ждать здесь формирования английского конвоя…
Вечером
5 декабря 1917 года «Монблан», под командованием капитана Айма Ле Медэка,
прибыл из Нью‑Йорка на внешний рейд Галифакса. С охранявшей рейд канонерской
лодки азбукой Морзе просигналили пароходу приказ отдать якорь и принять на борт
офицера связи. Прибывший через несколько минут на «Монблан» лейтенант Фриман
заявил капитану: «Если с моего корабля не последует каких‑либо дополнительных
сигналов, вы сможете сняться с якоря и войти в гавань, как только позволит
видимость. То есть около 7 часов 15 минут утра».
В
это время в шести милях от «Монблана», в гавани Галифакса, стоял с грузом
норвежский грузовой пароход «Имо», готовый к выходу в открытое море. По
размерам он был немного больше и длиннее «Монблана».
Капитан
Хаакан Фром не успел вывести «Имо» из гавани, потому что баржа с углем подошла
к его борту не в 3 часа дня, как это было договорено с властями порта, а только
в 6 часов вечера, когда над заливом опустились сумерки и ворота бонового
противолодочного заграждения бухты были уже закрыты. Норвежца успокаивало лишь
то, что на борту его судна находился лоцман Уильям Хэйс, который с рассветом
выведет его из гавани в открытое море…
Утро
6 декабря 1917 года выдалось ясным, но морозным. С 7 часов третий помощник
капитана «Монблана» штурман Левек, стоя на мостике, наблюдал в бинокль за
канонерской лодкой в ожидании дополнительных приказов военных властей. Вскоре с
ее борта передали на «Монблан», чтобы тот следовал в гавань Бедфорд и ждал
указаний командования.
Капитан
Ле Медэк отдал распоряжение выбирать якорь. Левек встал у машинного телеграфа,
а вахтенный матрос занял свое место у штурвала на ходовом мостике. Когда из
машины сообщили о полной готовности, лоцман отдал команду: «Средний вперед!»
Капитан перевел ее тут же на французский язык.
В
8 часов 10 минут утра в гавани снялся с якоря «Имо». Лоцман Уильям Хэйс,
отдавая команды на руль, уверенно вел судно между стоявшими на рейде судами. Он
приказал увеличить ход, и, когда «Имо» подошел к проливу Те‑Нарроус, скорость
судна была равна 7 узлам. Войдя в пролив, Хэйс заметил впереди по курсу судно.
Это был американский грузовой пароход.
Проход
между островом Макнаб и мысом Плезент был закрыт — заминирован, в нем имелся только
один фарватер.
В
это время «Монблан» со скоростью 4 узла (Британское адмиралтейство ограничило
скорость движения судов в гавани 5 узлами) приближался к боновому заграждению с
противолодочными сетями. Боны тянулись от мыса Айвез до волнолома нового морского
вокзала. На сигнальной мачте вокзала был поднят знак, что проход разрешен.
«Монблан» прошел между раскачивавшимся на волнах буем и буксиром, тянувшим
плавучую секцию бона.
Лоцман
«Монблана» Фрэнсис Маккей твердо усвоил, что в соответствии с «Правилами
предупреждения столкновения судов в море» он должен направить судно вправо, в
сторону берега Дартмута. Через 15 минут он вывел судно в восточные ворота
сетевого заграждения гавани, которое шло от острова Джордж. Видимость была
отличной. Это позволило лоцману уверенно вести судно по береговым ориентирам,
которые он прекрасно знал. До гавани Бедфорд остался самый легкий отрезок пути…
«Монблан»
прошел на расстоянии в полкабельтова (около 90 метров) от стоявшего на
фарватере английского крейсера «Хайфлайер», который прибыл в Галифакс 1
декабря. Капитан Ле Медэк отсалютовал ему флагом.
Вскоре
лоцман Маккей заметил пароход, выходивший на излучины пролива. Это был «Имо».
До встречного судна было примерно три четверти мили. Оно шло курсом, который
пересекал курс «Монблана». С левого борта французского парохода отчетливо
видели правый борт норвежца. Не было сомнений, что он идет в сторону Дартмута.
«Монблан»
дал один короткий гудок, означавший, что судно меняет курс вправо. В целях
предосторожности Маккей хотел еще больше отвести пароход вправо и передал вниз,
в машинное отделение, телеграфом команду снизить скорость до минимума. Не успел
еще стихнуть звук гудка «Монблана», как «Имо», перебивая его, в нарушение всех
правил, дал два коротких гудка, которые означали: «Я изменяю свой курс влево».
Лоцман
и капитан «Монблана» были убеждены, что встречное судно возьмет вправо и
приблизится к средней линии фарватера в соответствии с требованием «Правила».
Теперь же на «Монблан», который был в 40 метрах от набережной Дартмута, шло
большое судно. «Монблан» стал поворачивать вправо, а «Имо» — влево. Суда
неотвратимо сближались.
У
капитана Ле Медэка теперь остался один выход, чтобы избежать
столкновения, — отвернуть влево и пропустить «Имо» по правому борту.
Расстояние между пароходами составляло уже 50 метров. Маккей схватился за шнур
и дал два коротких гудка. Одновременно капитан, тут же понявший маневр лоцмана,
крикнул рулевому: «Лево на борт!» Хотя машина была остановлена, судно, глубоко
сидевшее в воде, продолжало двигаться по инерции и послушалось руля. «Монблан»
медленно отвернул от берега, и оба парохода оказались параллельно друг другу
правыми бортами на расстоянии 15 метров. Казалось, опасность столкновения
миновала.
Но
тут произошло непредвиденное. Как только «Монблан» отвернул влево и стал
расходиться с норвежцем правым бортом, «Имо» дал три коротких гудка, давая
понять, что его машина пущена на задний ход. «Монблан» сделал то же самое: дал
реверс на задний ход и три коротких гудка. Оба судна стали отходить кормой вперед.
Но штурвал «Имо» оставался положенным на левый борт, что при работающей полным
задним ходом машине отвело его нос вправо — в борт «Монблана». Пытаясь избежать
удара, Ле Медэк положил руль на правый борт так, чтобы отвести нос своего судна
влево. Через несколько секунд нос норвежца с силой ударил в правый борт
«Монблана» в районе первого трюма. Те, кто находился на мостике «Монблана» в
момент удара, от ужаса застыли на месте. Только экипаж «Монблана», лоцман
Маккей и командование морского штаба в Галифаксе знали о той секретной партии
груза, которая была на борту французского парохода.
Когда
суда столкнулись, форштевень «Имо», разворотив борт, вошел на 3 метра в глубь
трюма. От удара несколько бочек, закрепленных на носовой палубе в четыре яруса,
оказались вскрытыми. Их содержимое потекло на палубу и оттуда, сквозь зиявшую
пробоину, на твиндек, где была уложена пикриновая кислота. Машина «Имо» уже
почти минуту работала на задний ход, и нос норвежца со скрежетом и снопом искр
от трения металла выдернулся из пробоины. Разлившийся бензол вспыхнул — бак
«Монблана» охватило пламенем. Каждое мгновение мог произойти взрыв адского
груза. Капитан Ле Медэк и лоцман Маккей поняли, что всем находящимся на
«Монблане» и тысячам людей на берегу грозит смерть.
Над
баком парохода поднялся столб черного дыма высотой 100 метров. Гигантский
костер разрастался с каждой минутой. От нагрева взрывались железные бочки с
бензолом, кусочки раскаленного металла сыпались на палубу. Погасить пожар
ручными огнетушителями команде не удалось. Единственное место на носовой палубе
для подключения пожарных рукавов к гидрантам находилось впереди первого трюма,
но путь туда сразу же был отрезан огненной завесой. Нельзя было отдать и якорь… |