8
сентября 1934 года
Американский
лайнер был подожжен пироманьяком и сгорел дотла у побережья штата Нью‑Джерси.
Погибли 134 человека.
«Морро
Касл», лайнер компании «Уорд лайн», являлся последним словом науки и техники.
Его турбоэлектрическая установка обеспечивала экономичный ход в 25 узлов.
«Морро Касл» без особых усилий мог конкурировать с немецкими лайнерами «Бремен»
и «Европа» — призерами «Голубой ленты Атлантики». Владельцы «Уорд лайн» рассчитывали,
что новый корабль принесет им хорошую прибыль на так называемой «пьяной линии»
Нью‑Йорк — Гавана. Тысячи американцев, которым «сухой закон» был в тягость,
устремлялись на Кубу с его почти бесплатным ромом и доступными женщинами.
Особой популярностью у них пользовалось знаменитое кабаре «Ла Тропикана» и три
тысячи баров, разбросанных по Гаване.
С
января 1930 года по осень 1934 года «Морро Касл» совершил 173 сверхприбыльных
рейса на Кубу. Каждую субботу пополудни тысяча пассажиров покидала Нью‑йоркскую
гавань. Лайнер брал курс на Гавану и ровно через два дня плавания и 36 часов
стоянки в кубинском порту снова возвращался в Нью‑Йорк. Такой график движения
за четыре года ни разу не был нарушен даже знаменитыми вест‑индскими ураганами
— истинным бичом мореплавания в Карибском море.
В
том рейсе лайнером командовал опытнейший капитан фирмы «Уорд лайн» — Роберт
Уилмотт, верой и правдой прослуживший ее владельцам три десятка лет.
Вечером
7 сентября 1934 года «Морро Касл» заканчивал свой 174‑й рейс по маршруту Гавана
— Нью‑Йорк. Через пять часов на траверзе плавучего маяка «Амброз» он должен был
лечь на новый курс и, пробившись сквозь пароходную толчею на Ист‑Ривер, подойти
к пирсу «Уорд лайн». Капитана в салоне уже ждали пассажиры, собравшиеся на
традиционный «капитанский банкет» в честь окончания веселого плавания.
Но
Уилмотт не оказал чести пассажирам своим присутствием в салоне за капитанским
столиком.
«Вахтенный!
Пусть на банкете объявят, что капитан себя неважно чувствует и приносит свои
искренние извинения. Ужин мне подать в каюту. Позвоните, когда будем на
траверзе „Скотланда"».
Это
были последние слова Роберта Уилмотта. Через час судовой врач Де Витт ван Зейл
констатировал его смерть от отравления каким‑то сильным ядом… Капитан был
найден полураздетым в ванне.
Известие
о смерти капитана разнеслось по кораблю. Смолкла музыка, исчезли смех и улыбки
на лицах. Банкет отменили, и пассажиры стали расходиться по своим каютам.
В
должность капитана заступил старший помощник — Уильям Уормс. За 37 лет,
проведенных в море, он прошел путь от юнги до капитана. К тому же он имел
диплом лоцмана Нью‑йоркской гавани. Уормс решил оставаться на мостике до
прихода судна в порт, так как из полученного по радио прогноза погоды
следовало, что «Морро Касл» близ маяка «Скотланд» войдет в полосу
восьмибалльного шторма, встретит со стороны материка два‑три сильных шквала.
Судовые
часы показывали 2 часа 30 минут ночи, когда Джон Кемпф, 63‑летний пожарный из
Нью‑Йорка, проснулся от запаха гари. Он выскочил в коридор. Горело помещение
судовой библиотеки. Металлический шкаф, где хранились письменные принадлежности
и бумага, был охвачен каким‑то странным голубым пламенем. Кемпф сорвал висевший
на переборке углекислотный огнетушитель, отвернул клапан и направил струю пены
в приоткрытую дверь шкафа. Пламя, изменив цвет, вырвалось из шкафа, опалив
пожарному брови. Тогда Кемпф кинулся к ближайшему гидранту, раскатал шланг и
открутил вентиль, но напора в магистрали не было. Кемпф бросился будить спящих
пассажиров второго класса. Коридор нижней палубы был также объят пламенем.
Огонь всегда распространялся снизу вверх, а здесь, на корабле, он почти
мгновенно устремился вниз…
Ночная
тишина вдруг нарушилась душераздирающими криками. Люди, задыхаясь от дыма, в
панике выскакивали в коридоры. Тем временем обитатели кают, куда дым не дошел,
еще спали. А когда по всем палубам лайнера раздались сигналы пожарной тревоги,
было уже поздно — коридоры и проходы охватило пламя. Выход из кают был отрезан
огневой завесой. Кто не успел покинуть свои каюты, невольно оказались в
салонах, окна и иллюминаторы которых выходили на носовую часть лайнера.
Огонь
продолжал преследовать тех, кто оказался загнанным в салоны палуб «A», «B» и
«C». Единственный шанс спастись — это разбить окна и выпрыгнуть на палубу перед
надстройкой корабля. И люди разбивали стульями толстые стекла квадратных
иллюминаторов, прыгали вниз на палубу. Таким образом, почти все передние
иллюминаторы были выбиты. «Морро Касл» продолжал мчаться двадцатиузловым ходом.
Продольные коридоры обоих бортов лайнера теперь уже походили на
аэродинамическую трубу. Через 20 минут после начала пожара пламя гудело по
всему лайнеру.
Судно
было обречено. Но этого еще не понимали на ходовом мостике и в машинном
отделении. По непонятным причинам система определения очагов пожара и
автоматическая система тушения огня не сработали. Хотя капитан Уормс был тотчас
оповещен о пожаре, он больше думал о предстоящих трудностях швартовки в тесной
гавани Нью‑Йорка и был уверен, что пожар будет ликвидирован.
Первые
полчаса пожара Уормс находился в состоянии какого‑то странного оцепенения, и
лишь выход из строя авторулевого вынудил его изменить курс судна и отвернуть от
ветра.
В
судебном отчете по делу о пожаре на «Морро Касл», которое позже слушалось в Нью‑Йорке,
отмечалось, что поведение капитана Уормса и его помощников напоминало игру
трагедийных актеров, создававших своими действиями панику и замешательство.
Было странным и то, что вызванный по телефону из своей каюты старший механик
Эббот на мостик не явился. Не видели его и в машинном отделении. Оказалось, что
он в эти минуты организовал спуск спасательной шлюпки с правого борта. В ней
его (хотя и со сломанной рукой) и увидели журналисты, когда через несколько
часов шлюпка достигла берега.
По
непонятным причинам Уормс никого не назначил из своих помощников для
руководства тушением пожара. Огонь пытались погасить сами пассажиры. В панике
они раскатывали шланги, открывали гидранты и лили воду в дым. Но огонь наступал
— людям приходилось искать спасения. Таким образом, оказались открытыми почти
все гидранты, и хотя механики уже включили насосы, давления в главной пожарной
магистрали почти не было. Тушить пожар было нечем.
А
тем временем Уормс машинным телеграфом передавал команды механикам. В течение
десяти минут «Морро Касл» то и дело менял курс, описывал зигзаги, выходил на
циркуляцию, крутился на месте… и ветер превратил пожар в гигантский бушующий
костер.
После
последней команды остановили дизель‑генераторы, и лайнер погрузился в темноту…
Машинное отделение наполнилось дымом. Там уже невозможно было оставаться.
Механики, мотористы, электрики и смазчики покинули свои посты. Но только
немногим из них удалось найти спасение на верхних палубах судна…
Уормс
распорядился передать сигнал SOS только через пятнадцать минут после того, как
ему доложили, что пожар погасить нельзя. В это время «Морро Касл» находился в
двадцати милях к югу от маяка «Скотланд», примерно в восьми милях от берега.
Помощник
начальника судовой радиостанции Джордж Алагна бросился в радиорубку, которая
находилась неподалеку от судового мостика. Но пламя преградило ему путь, тогда
Алагна прокричал в открытый иллюминатор рубки радисту, чтобы тот передал сигнал
SOS. Начальник судовой радиостанции Джордж Роджерс не успел передать сигнал
бедствия до конца — в радиорубке взорвались запасные кислотные аккумуляторы.
Рубка наполнилась едкими парами. Задыхаясь от серных паров и почти теряя
сознание, радист нашел в себе силы еще раз дотянуться до ключа и передать
координаты и сообщение о разыгравшейся в море трагедии.
В
3 часа 26 минут вахтенный радист находившегося поблизости английского лайнера
«Монарк оф Бермуда» отстучал принятое через наушники сообщение: «CQ, SOS, 20
миль южнее маяка „Скотланд". Больше передавать не могу. Подо мною пламя.
Немедленно окажите помощь. Моя рация уже дымится».
Алагна
сумел‑таки пробраться в горящую радиорубку. Оба радиста пробрались через
сгоревший наполовину мостик и по правому трапу спустились на главную палубу.
Оттуда единственным путем к спасению оставался путь на бак. Там уже было тесно:
почти все офицеры и матросы «Морро Касл» искали там спасение. Среди них был и
капитан Уормс…
На
следующий день, 8 сентября 1934 года, центральные газеты США вышли экстренными
выпусками — в центре внимания были события прошедшей ночи на борту «Морро
Касл». Матрос Лерой Кесли рассказывал о беспомощных пассажирах, которые
«напоминали вереницу слепых, в отчаянии ищущих двери». Кесли объяснил
журналистам, почему на многих шлюпках при спуске с «Морро Касл» заедало тали,
рассказывал, как еще имевший ход лайнер буксировал шлюпки за собой, как совсем
рядом с ним в воду с шипением падали огромные куски толстого стекла лопнувших
от жара иллюминаторов салонов, как они рассекали находившихся в шлюпке людей
пополам… Позже матрос вспоминал: «Из шлюпки я увидел страшное зрелище. Горящее
судно продолжало уходить… его черный корпус был охвачен оранжевым пламенем
пожара. Женщины и дети, тесно прижавшись друг к другу, стояли на его корме. До
нас донесся крик, жалобный, полный отчаяния… Этот крик, похожий на стон
умирающего, будет слышаться мне до самой смерти… Я смог уловить лишь одно слово
— „прощайте"».
Очевидцы
катастрофы из числа спасенных пассажиров писали, что у тех из них, кто нашел
убежище на корме судна, не было шансов покинуть горящий лайнер на шлюпках.
Спастись могли только те, кто без страха смотрел вниз, где в 10 метрах ниже
бурлила холодная вода океана.
Во
время следствия выяснилось, что около двадцати человек сумели спастись с
горевшего лайнера вплавь, преодолев 8 морских миль бушующего моря.
Шестнадцатилетнему судовому юнге‑кубинцу это удалось без спасательного жилета.
К
рассвету 8 сентября на уже полностью выгоревшем и все еще дымящемся лайнере
осталась небольшая группа экипажа во главе с капитаном Уормсом. Тут были и
Роджерс со своим заместителем — вторым радистом Джорджем Алагна.
Чтобы
прекратить дрейф судна под ветер, отдали правый становой якорь, и когда к
«Морро Касл» подошло спасательное судно ВМФ США «Тампа», буксировку пришлось
оставить. Только к 13 часам оставшиеся на лайнере смогли перепилить ножовкой
звено якорь‑цепи. Капитан третьего ранга Роуз приказал завести на бак лайнера
буксир, чтобы доставить сгоревшее судно в Нью‑Йорк. Но к вечеру погода резко
ухудшилась, начался северо‑западный шторм. Вскоре буксирный трос лопнул и
намотался на винт «Тампы». «Морро Касл» начал дрейфовать под ветер, пока не
оказался снесенным на мель у побережья штата Нью‑Джерси, в трех десятках метров
от пляжа парка отдыха Эшбари. Это произошло в субботу, в 8 часов вечера, когда
там было много народу.
Весть
о трагедии уже облетела Нью‑Йорк и его пригороды, а последние новости,
переданные по радио, привлекли к этому необычному происшествию тысячи людей.
На
следующее утро в Эшбари‑парке собрались 350 тысяч американцев, все шоссе и
проселочные дороги были забиты автомашинами. Владельцы парка взимали 10
долларов за право попасть на борт все еще тлевшего лайнера. Любителям острых
ощущений выдавали респираторные маски, фонари и пожарные сапоги, чтобы они «без
риска для жизни» могли получить удовольствие, посетив сгоревший «Морро Касл».
Губернатор штата Нью‑Джерси уже строил планы превратить остов лайнера в
постоянно действующий «аттракцион ужаса». Но фирма «Уорд лайн» ответила
категорическим отказом. Она предпочла продать выгоревший корпус «Морро Касл»,
постройка которого в свое время обошлась в 5 миллионов долларов, за 33605
долларов одной балтиморской фирме на металлолом.
Следствием
по делу гибели «Морро Касл», проведенному экспертами департамента торговли США,
которые опубликовали 12 томов этого дела, было установлено следующее: первые
три шлюпки, спущенные с горящего судна, могли принять более 200 пассажиров.
Этими шлюпками должны были управлять 12 моряков. Фактически же в них оказалось
всего 103 человека, из которых 92 являлись членами экипажа. Всем достоверно
было известно, что лайнер вышел из Гаваны, имея на борту 318 пассажиров и 231
члена экипажа, что из 134 погибших оказалось 103 пассажира. Помимо погибших,
сотни людей, получив тяжелые ожоги, остались инвалидами на всю жизнь…
Америка
была потрясена трусостью, бездарностью Уормса и подлостью Эббота.
Новоявленный
капитан «Морро Касл» Уормс лишился судоводительской лицензии и получил два года
тюрьмы. У механика Эббота отобрали диплом механика и приговорили его к четырем
годам заключения. Впервые в истории американского судоходства суд вынес
приговор косвенному виновнику пожара, человеку, который не находился на
корабле. Им оказался вице‑президент «Уорд лайн» Генри Кабоду. Он получил год
условного заключения и выплатил штраф в размере 5 тысяч долларов. По искам
пострадавших владельцы «Морро Касл» выплатили 890 тысяч долларов.
Но
в этой трагической истории были и свои герои — моряки пароходов «Монарк оф
Бермуда», «Сити оф Савана» и «Андреа Лакенбах», буксира «Тампа», катера
«Парамонт», которые спасли около 400 человек.
И,
конечно, главным героем описываемых событий стал радист Джордж Роджерс. В его
честь мэры штатов Нью‑Йорк и Нью‑Джерси дали роскошные банкеты. Конгресс США
наградил Роджерса золотой медалью «За храбрость».
На
родине героя — в небольшом городке штата Нью‑Джерси Байонне — состоялся по
этому случаю парад военного гарнизона штата и полиции. В Голливуде задумались о
сценарии фильма «Я спасу вас, люди!» Роджерс с триумфом прокатился по многим
штатам, где выступал перед американской публикой с рассказами о драме на «Морро
Касл».
В
1936 году Роджерс оставил морскую службу и поселился в своем родном городе. Там
ему с радостью предложили должность начальника радиомастерской в управлении
городской полиции.
Через
девятнадцать лет Роджерс снова стал сенсацией «номер один».
В
июле 1953 года по подозрению в зверском убийстве 83‑летнего наборщика
типографии Уильяма Хаммела и его приемной дочери Эдит полицией был арестован
бывший радист «Морро Касл» Джордж Роджерс. Герой Америки попал в следственную
камеру тюрьмы.
После
3 часов 20 минут совещания суд присяжных признал его виновным в убийстве и
приговорил к пожизненному заключению.
Следствие
установило, что Роджерс — бывший сотрудник американской полиции — опаснейшая
для общества личность, убийца, аферист, вор и пироманьяк.
Во
время следствия неожиданно на свет стали всплывать факты, которые потрясли не
только обитателей Байонна, но и все США. Оказалось, что «национальному герою»
теперь приписывалось отравление капитана Уилмотта и поджог «Морро Касл».
Во
время разбора дела, проанализировав целый ряд обстоятельств, предшествовавших
пожару, опросив свидетелей и очевидцев, эксперты воссоздали картину катастрофы
«Морро Касл». За час до выхода лайнера из Гаваны капитан Уилмотт, увидев
начальника радиостанции несущим две бутылки с какими‑то химикатами, приказал
ему бросить их за борт…
Полиции
стало известно, что Уилмотт и Роджерс давно враждовали. Факт отравления
капитана не вызвал у экспертов сомнения, хотя прямых улик и не было (труп во
время пожара сгорел).
Эксперты
по вопросам судостроения и химики предположили, что Роджерс поджег судно с
помощью бомб замедленного действия в двух или трех местах. Он отключил
автоматическую систему пожароопределения и пустил газолин из цистерны
аварийного дизель‑генератора с верхней палубы на нижние. Вот почему пламя
распространялось сверху вниз. Он также учел место хранения сигнальных
фальшфейеров и ракет. Этим объяснялось быстрое распространение огня на
шлюпочной палубе. Схема поджога была продумана профессионально, со знанием
дела.
10
января 1958 года Роджерс скончался в тюрьме от инфаркта миокарда. |