25
января 1968 года Израильская
подводная лодка затонула между Критом и Кипром на глубине 3000 метров. Погибли
65 человек.
Исчезновение
25 января 1968 года подводной лодки «Дакар» в восточной части Средиземноморья
болью отозвалось в Израиле.
Субмарина
«Дакар» была заложена 22 октября 1942 года в Девонпорте. 28 сентября 1943 года
она была спущена на воду, а 9 января 1945 года вступила в состав британского
флота. Основные технические характеристики субмарины были следующие. Полное
(подводное) водоизмещение — 1700 тонн. Длина — 87 метров, ширина — 8 метров,
осадка— 4,5 метра. Вооружение: 4 носовых и 2 кормовых торпедных аппарата. Лодка
двухвальная. Дизель — 2500 лошадиных сил. Мощность двигателя — 2900 лошадиных
сил. Скорость — 15/25 узлов. Экипаж — 65 человек.
Одни
считали, что она погибла в результате неудачного маневра с уходом на глубину.
Другие — что подводная лодка вошла в район советско‑египетских учений и была
потоплена по роковой случайности.
Писатель
маринист, в прошлом подводник, капитан 1‑го ранга запаса Николай Черкашин
выдвигал свою версию:
«После
шестидневной арабо‑израильской войны 1967 года правительство Израиля приступило
к массированному наращиванию вооруженных сил, в том числе военно‑морского
флота. Было решено вдвое увеличить число подводных лодок. С этой целью в Англии
были куплены три средние, по натовской терминологии, патрульные дизельные субмарины,
по британской — „класса T": „Totim", „Truncheon" и „Turpin". Первая из них была
переименована в „Дакар" („Акула"), вторая — в „Долфан" („Дельфин"), третья — в
„Левиафан" („Кит"). „Левиафан" и „Долфан" благополучно прибыли из Портсмута в
Хайфу. А „Дакар" бесследно исчез в 200 милях юго‑западнее Кипра 25 января 1968
года. Известно также, что командир „Дакара" капитан 3‑го ранга (командор) Якоб
Раанан получил приказ из Тель‑Авива задержаться под Кипром на сутки. Лодка шла
с опережением графика и, по расчетам, прибывала в базу на 24 часа раньше
подготовленной ей торжественной встречи, на которой должны были присутствовать
высокие должностные лица.
Командир
«Дакара» решил использовать задержку в боевых целях — сходить на разведку в
Александрию и заснять корабли, стоявшие в ее порту. В Англии на лодке была
установлена мощная фоторазведывательная аппаратура.
37‑летний
Раанан и его офицеры очень расстраивались, что победоносную шестидневную войну
им пришлось пережить в Англии. Они хотели отличиться в этом походе, и «Дакар»
на свой страх и риск взял курс на Александрию. Больше о нем ничего не слыхали».
Вице‑адмирал
в отставке В. Платонов в январе 1968 года был начальником штаба советской
средиземноморской (5‑й оперативной) эскадры. Любой инцидент с иностранным кораблем,
с неопознанной подводной лодкой — будь то столкновение, визуальное обнаружение
перископа, гидроакустический контакт или несанкционированная стрельба — был бы
известен ему и командиру эскадры.
«Никакой
информации о „Дакаре" в сетях эскадренной связи не проходило, —
рассказывал Платонов. — О гибели этой лодки я узнал как и все — из газет.
Хотя наша эскадра действительно проводила совместные учения с египетским
флотом. Но это были учения в прибрежной зоне. Отрабатывалась высадка десанта
западнее Александрии и в Сирии, в районе Тартуса. Теоретически израильская
лодка могла оказаться в зоне учений. Но даже если бы мы ее обнаружили у себя
под боком, никто не взял бы ответственности отдавать приказ на ее уничтожение.
Во‑первых, это могла быть и турецкая, и греческая, и английская подводная
лодка. Под водой ведь не определишь ее национальную принадлежность. Во‑вторых,
у нас было строжайшее указание из Москвы не ввязываться ни в какие военные
конфликты. Наблюдать — да, но огня не открывать.
Еще
в годы Второй мировой войны на подходах к Александрии англичанами выставлялись
минные поля. Египтяне ставили только противодесантные минные заграждения, так
как в ходе октябрьской шестидневной войны израильские подводные лодки
высаживали на александрийские пляжи боевых пловцов‑диверсантов. А вот Суэцкий
залив минировался, и довольно массированно.
Могу
назвать две группы причин, от которых чаще всего гибнут дизельные подводные
лодки. Это отказ технических средств вследствие заводского брака или физической
изношенности. Не забывайте, что «Дакару» к моменту исчезновения было почти
двадцать пять лет. Это запредельный срок для субмарин такого класса, несмотря
на модернизацию. Да и для любого надводного корабля четверть века — очень
солидный возраст. К тому же после большого океанского перехода из Англии в
восточное Средиземноморье на лодке могли накопиться технические неисправности.
Вторая
группа типовых причин — это человеческий фактор. Лодку может погубить
оплошность любого члена экипажа. Если «Дакар» ходил под Александрию с разведывательной
целью, то его командир наверняка использовал режим РДП (работа дизеля под
водой). Чтобы соблюсти скрытность в светлое время суток, подводные лодки
движутся в приповерхностном слое, выставив воздухозаборную трубу‑шнорхель, или,
как мы его называем, — РДП.
Движение
под шнорхелем, а особенно срочные погружения в режиме РДП требуют максимальной
осторожности и сноровки. Немало субмарин погибло по неосмотрительности своих
экипажей. Классический тому пример — наша С‑80, затонувшая на 200‑метровой глубине
в Баренцевом море за семь лет до «Дакара»»…
Были
и другие версии о причинах гибели «Дакара». Порой самые невероятные. Например,
такая.
Никто
не топил «Дакар», и ни на какую мину подлодка не нарывалась. Причина гибели
заключается в браваде командира, который, кстати, поддержанный всем экипажем,
рвался к намеченной цели. Когда «Дакар» обнаружил на своем пути большое
грузовое судно под греческим флагом, его командир затеял какой‑то рискованный
маневр, стал играть с кораблем, словно расшалившийся дельфин, а может быть,
предпринял учебную атаку. «Дакар» шел на глубине, затем резко совершил еще
одно, последнее в своей жизни погружение.
Более
тридцати лет ничего не было известно о судьбе не вернувшейся на базу субмарины.
И только в июне 1999 года появилось сообщение, что с помощью ультрасовременного
оборудования ВМС США лодка была найдена на глубине 3000 метров между Критом и
Кипром. В ее расколотом надвое корпусе — огромная пробоина. Пока неизвестно,
будет ли «Дакар» поднят на поверхность. И дело не только в том, что такая
операция стоит огромных денег. Все зависит от воли родственников погибших
моряков… |