История
мореплавания — это и хроника гибели кораблей. По подсчетам американских
океанографов, в настоящее время на дне океана покоится не менее одного миллиона
судов. Большинство из них погибло на скалах и подводных рифах около берега.
Многие нашли свою могилу на огромной глубине в океанских просторах. Координаты
некоторых затонувших кораблей известны страховщикам, морским историкам и
искателям затонувших сокровищ.
В
портовых кабачках Испании, Португалии и Франции, куда захаживают рыбаки и ловцы
губок, поздними вечерами частенько звучат будоражащие душу истории о
сокровищах, лежащих на дне моря. Несомненно, что не раз на протяжении истории
человечества суда, потерпевшие кораблекрушение, увлекали с собой в пучину
драгоценный груз серебра и золота в слитках и монетах. Среди них французские
корабли «Ла Шамо» и «Телемак», американский «Генерал Грант», британские
«Драммонд Касл», «Ройял Чартер», «Лютин» и «Черный принц», испанские «Флоренция»
и «Нуэстра Сеньора де Аточа». Список этот можно продолжать и продолжать. По
сведениям Гидрографического управления США, с 1500 года до нашего времени
каждый год в море гибло в среднем 2172 судна. На каждую жертву кораблекрушения
приходится по разным сведениям от 2,5 до 40 квадратных километров морского,
дна.
Обстоятельства
и причины многих кораблекрушений, особенно в XX веке, хорошо известны и
тщательно изучены. Однако немало кораблей исчезало без следа, что всегда
рождало многочисленные гипотезы. Что случилось с ними, с их экипажами? Стали ли
они жертвами стихии или пиратов? А может, вмешалась потусторонняя сила? Сколько
легенд сложено о так называемом Бермудском треугольнике. В районе, ограниченном
воображаемой линией, соединяющей Бермуды, Флориду и Пуэрто‑Рико, при
таинственных обстоятельствах пропало много судов и самолетов.
Жертвами
Бермудского треугольника стали «Атлантик» и «Циклоп», «Скорпион» и «Кэрролл А.
Диринг», «Саутерн Дистриктс» и «Марин Салфер Куин»… О пропавшей бригантине
«Мария Целеста» написано немало книг. Пытался разгадать ее тайну и Артур Конан
Дойл, автор книг о Шерлоке Холмсе.
Все
исчезнувшие суда заносятся английским страховым обществом Ллойда в «Красную
книгу». Это значит, что эксперты по мировым авариям и специалисты‑кораблестроители
не смогли установить причину гибели этих судов, и никто не знает места, где они
потерпели крушение.
XX
век отмечен крупными катастрофами на подводном флоте. Достаточно назвать
«Сюркуф» (Франция), «Тетис» (Великобритания), «Трешер» (США), «Дакар» (Израиль),
«Комсомолец» (СССР). Гибель этих субмарин таит в себе немало загадок.
Но
если бы проводился социологический опрос по поводу того, какую катастрофу можно
назвать самой знаменитой в XX веке, то большинство опрошенных назвали бы гибель
«Титаника». Причиной тому, помимо вечного интереса к таинственной истории
потопления гигантского корабля, является нашумевший одноименный фильм Джеймса
Камерона.
В
настоящем издании почти не рассказывается о кораблях, погибших в результате
военных действий. Это отдельная тема. Однако в истории мореплавания случались
крупные катастрофы, которые можно назвать «военными» с большой натяжкой. Это
прежде всего немецкий транспорт «Вильгельм Густлов», британские
трансатлантический лайнер «Лузитания» и транспортное судно «Лакония», которые
были торпедированы подводными лодками.
Морские
катастрофы уносили и уносят человеческие жизни. Средства спасения потерпевших
кораблекрушение известны столько времени, сколько существует само мореплавание.
Сегодня
на страже безопасности людей, вышедших в море, стоит целый ряд специальных
устройств и приспособлений — от разделения судна на отсеки переборками до его
оборудования спасательными шлюпками и аварийным радиопередатчиком, подающим
сигнал бедствия. Однако средства спасения часто оказывались бесполезными.
Например, шлюпки не всегда удавалось спустить на воду: то выходили из строя
некоторые шлюпбалки, то волной, захлестнувшей палубу, смывало иные шлюпки за
борт.
Для
обеспечения безопасности судоходства были введены «Правила предупреждения
столкновений судов в море». Они, в частности, предписывают судам на период от
захода до восхода солнца нести бортовые огни: на правом борту — зеленый, на
левом — красный. Ночью при малой видимости они должны быть различимы с
дистанции не менее 3 миль.
Немало
аварий судов происходит в тумане. Поэтому суда должны непременно подавать
туманные сигналы — длинный гудок через каждые две минуты.
На
современных судах установлены радары и эхолоты. Поскольку звук в воде
распространяется с большей скоростью, чем в воздухе, сигнал об опасности по
гидролокатору поступает гораздо быстрее. Существуют и множество других средств
безопасности. Тем не менее корабли продолжают идти ко дну. В чем же причина?
К
катастрофе приводят неправильные действия экипажа аварийного судна, а также
других судов, ответственных лиц и организаций. Часто эти правила моряки
вынуждены нарушать, чтобы принести хозяевам щедрую прибыль. Таким образом, с
развитием техники человеческий фактор оказывается одной из главных причин
гибели кораблей.
Последние
крупные катастрофы произошли с грузопассажирскими паромами. Потерпели крушение
«Эстония», «Дона Пас», «Скандинавиан стар», «Геральд оф Фри Энтерпрайз»
Известный
писатель‑маринист Лев Николаевич Скрягин, посвятивший теме кораблекрушения
немало книг, утверждает: «Истоки последних катастроф с паромами кроются в
основном в поведении людей, отвечавших за безопасность судна, которые в свою
очередь находились под воздействием нездорового коммерческого ажиотажа,
царящего на многих регулярных линиях… Она побуждает одних и вынуждает других
„срезать углы" с действующих правил безопасности плавания — лишь бы вырваться
вперед и „сломать" конкурента».
В
условиях высокой конкуренции приносят прибыль большое количество рейсов судна и
скорость хода. Безопасность людей отходит на второй план. А это приводит к
печальным последствиям… |