30 января 1945 года
Новейший
немецкий теплоход был потоплен советской подводной лодкой. На его борту
находилось около 9 тысяч гитлеровцев, из них 3700 обученных специалистов‑подводников.
По разным данным в этой катастрофе погибли от 6 до 7 тысяч человек.
Эту
катастрофу называют величайшей морской катастрофой за все века мореплавания.
«Если
считать тот случай катастрофой, — писал в книге „Гибель „Вильгельма
Густлова"", которая была издана в ФРГ, бывший на борту лайнера и оставшийся в
живых гитлеровский офицер Гейнц Шен, — то это, несомненно, была самая
большая катастрофа в истории мореплавания, по сравнению с которой даже гибель „Титаника",
столкнувшегося в 1912 году с айсбергом, — ничто». Как известно, на
«Титанике» погибли 1517 человек. На «Вильгельме Густлове» было значительно
больше живой силы противника. Атака подводной лодки под командованием Маринеско
немецкого лайнера 30 января 1945 года повергла гитлеровскую Германию в траур.
Это была атака века…
Александр
Маринеско родился в Одессе. В 14 лет поступил на работу на пароход
«Севастополь», совершавший регулярные рейсы между портами Черного моря. В 1933
году окончил Одесский морской техникум, работал в торговом флоте. Но самые
яркие страницы его жизни связаны со службой на Краснознаменном Балтийском
флоте, где еще в довоенные годы он сумел проявить себя. В 1939 году Александр
Маринеско принял командование подводной лодкой М‑96, так называемой «малюткой».
За отличное выполнение торпедных стрельб нарком ВМФ в 1940 году наградил
капитан‑лейтенанта Маринеско золотыми именными часами.
В
августе 1942 года М‑96 торпедировала фашистский транспорт водоизмещением 7
тысяч тонн. Пройдя около 900 миль (из них 400 миль в подводном положении),
«малютка» вернулась с победой на базу. Маринеско был награжден орденом Ленина,
члены экипажа другими правительственными наградами.
В
1943 году Маринеско принял командование подводной лодкой С‑13. И в первом же боевом
походе, в октябре 1944 года, артиллерийским огнем был отправлен на дно еще один
вражеский транспорт. Но главная победа, ставшая легендарной, была впереди.
9
января подводная лодка С‑13 получила боевой приказ командира бригады подводных
лодок контр‑адмирала С.Б. Верховского, согласно которому ей надлежало к 13
января занять позицию в Данцигской бухте с задачей уничтожать на вражеских
коммуникациях корабли и транспорты противника. Точно в назначенное время С‑13
прибыла на позицию и начала поиск конвоев, производя его, как правило, ночью —
в надводном положении, днем — под перископом. Однако настойчивый поиск вначале
не давал желаемых результатов: кроме кораблей противолодочной обороны,
Маринеско ничего не удалось обнаружить.
Метеорологические
условия во время этого похода крайне не благоприятствовали действиям С‑13. В
первую половину мешали штормовая погода и светлые лунные ночи, а вторая —
сопровождалась снегопадами и дождями, ограничивавшими видимость.
Неизвестно,
что сыграло главную роль — свои, никому не ведомые расчеты, интуиция? Но
Маринеско решил покинуть этот район.
Вечером
30 января С‑13 шла в надводном положении. Около 20 часов гидроакустик старшина
2‑й статьи Шнапцев доложил, что слышит отдаленные шумы винтов. Штурман
подводной лодки капитан‑лейтенант Редкобородов быстро произвел расчет курса на
сближение с кораблями противника и доложил его командиру. Капитан 3‑го ранга
Александр Иванович Маринеско тут же приказал увеличить ход до полного и лечь на
курс сближения с вражеским конвоем.
Рассекая
форштевнем крутую волну, лодка устремилась навстречу врагу. Вскоре среди
множества шумов гидроакустик различил шум винтов большого судна. А в 21 час 10
минут командир отделений рулевых старшина 2‑й статьи Виноградов, несший
сигнальную вахту, обнаружил два топовых огня, а затем и затемненные бортовые
огни. Они принадлежали большому лайнеру, шедшему в охранении боевых кораблей.
Сначала
Маринеско посчитал, что имеет дело с легким крейсером типа «Нюрнберг», —
уж слишком быстро эти огни перемещались в сторону, в западном направлении.
Такие скорости обычно имеют военные корабли.
В
21 час 15 минут по отсекам разнесся сигнал боевой тревоги. Маринеско решил
атаковать лайнер из надводного положения. Определив направление движения
противника, С‑13 легла на параллельный с лайнером курс, чтобы обогнать его и
занять выгодную для торпедного залпа позицию.
Лодка
шла в погоне за вражеским кораблем в темноте, в надводном положении, на
предельной скорости. Лайнер был настолько огромен, что Маринеско теперь принял
его за плавучий судоремонтный завод.
В
22 часа 08 минут С‑13 пересекла курс конвоя за кормой и легла на параллельный
курс уже со стороны берега. Такая позиция для атаки — между берегом и
противником — часто обеспечивает успех, так как враг ожидает нападения главным
образом со стороны моря и ведет усиленное наблюдение со стороны моря. Опасность
в том, что, если лодку заметят, уйти будет невозможно.
Полной
скрытности С‑13 достичь все же не удалось: с одного из кораблей охранения
замигали световые проблески азбуки Морзе. Гитлеровцы, приняв рубку лодки за
один из своих катеров охранения, сделали запрос. Вахтенный сигнальщик
Виноградов не растерялся. Раньше он наблюдал за световыми переговорами двух
фашистских кораблей и запомнил их опознавательные, даваемые проблесками фонаря.
Теперь же Виноградов по приказанию командира четко ответил на запрос
гитлеровского сигнальщика опознавательными фашистского корабля и этим
дезориентировал противника, позволив сблизиться с ним на дистанцию 12
кабельтовых.
Через
час С‑13 прорвалась сквозь охранение и, заняв выгодную позицию, в 23 часа 08
минут произвела залп из четырех носовых торпедных аппаратов. Последовали три
мощных взрыва: одна торпеда взорвалась в носовой части, вторая — в середине и
третья — в кормовой части транспорта. Четвертая торпеда по неисправности
осталась в аппарате — не вышла. Лайнер стал быстро тонуть. К гибнущей
девятипалубной громаде бросились на помощь корабли охранения.
Над
поверхностью моря лихорадочно заметались лучи вражеских прожекторов. Подводная
лодка сразу ушла на глубину. Маринеско решил поднырнуть под конвой, чтобы шумы
винтов лодки не были опознаны гитлеровскими акустиками среди множества снующих
кораблей, затем, когда лодка выйдет на большие глубины, оторваться от врага и
уйти в море. Однако этот план удалось осуществить только частично: как только С‑13
стала удаляться от конвоя, ее нащупали вражеские гидролокаторы. Маневрируя,
лодка уходила от преследования. Командир направил ее к месту погружения
атакованного лайнера с целью лечь рядом с ним на грунт и отлежаться. Но
противник не позволил осуществить это намерение. В 23 часа 26 минут акустик
подводной лодки доложил о приближении к месту потопления лайнера миноносца,
четырех сторожевых кораблей, двух тральщиков и многих сторожевых катеров,
которые установили с лодкой гидроакустический контакт и начали ее
преследование. Оно продолжалось до четырех часов утра 31 января. На лодку
гитлеровцы сбросили более двухсот глубинных бомб, и только благодаря искусному
маневрированию командира лодка оторвалась от преследования, почти не получив
повреждений.
По
донесению командира, 30 января лодка потопила транспорт водоизмещением 20 тысяч
тонн. Однако Маринеско, довольно точно определивший элементы движения цели,
ошибся в определении водоизмещения транспорта…
30
января 1945 года в Данцигский залив Балтийского моря вышел один из самых
крупных кораблей Германии «Вильгельм Густлов». Туристско‑экскурсионный теплоход
был построен на гамбургской верфи в 1938 году. Это был непотопляемый
девятипалубный океанский лайнер, водоизмещением 25484 тонны, построенный по
последнему слову техники. Два театра, церковь, танцплощадки, бассейны,
гимнастический зал, рестораны, кафе с зимним садом и искусственным климатом,
комфортабельные каюты и личные апартаменты Гитлера. Длина — 208 метров, запас
топлива — до Иокогамы: полсвета без заправки. Он не мог затонуть, как не мог
затонуть железнодорожный вокзал.
Судно
было названо и построено в честь Вильгельма Густлова — лидера швейцарских
нацистов, одного из помощников Гитлера. Однажды в его штаб‑квартиру явился
еврейский юноша из Югославии Давид Франкфутер. Назвавшись курьером, он вошел в
кабинет Густлова и всадил в него пять пуль. Так Вильгельм Густлов стал
мучеником нацистского движения.
В
войну «Вильгельм Густлов» стал учебной базой высшей школы подводников.
Был
январь 1945 года. Железные дороги забиты, гитлеровцы бегут и вывозят
награбленное морем. 27 января на совещании представителей флота вермахта и
гражданского начальства командир «Вильгельма Густлова» оглашает приказ Гитлера
переправить на западные базы экипажи новоиспеченных специалистов‑подводников.
Это был цвет фашистского подводного флота — 3700 человек, экипажи для 70—80
новейших подлодок, готовых к полной блокаде Англии. Погрузились и
высокопоставленные чиновники — генералы и высший офицерский состав,
вспомогательный женский батальон — около 400 человек. Среди избранников высшего
общества — 22 гауляйтера земель Польских и Восточной Пруссии. Известно, что при
погрузке лайнера к нему подъезжали машины с красными крестами. А по данным
разведки на лайнер загружали перебинтованные муляжи. Ночью на лайнер грузилась
гражданская и военная знать. Были там и раненые, и беженцы. Цифра 6470
пассажиров взята из судового списка.
Уже
на выходе из Гдыни, когда 30 января четыре буксира стали выводить лайнер в
море, его окружили малые суда с беженцами, и часть людей приняли на борт. Далее
лайнер зашел в Данциг, где принял раненых военнослужащих и медперсонал. На
борту оказалось до 9000 человек.
Много
лет спустя в германской печати обсуждали: если бы на корабле были красные
кресты, потопили бы его или нет? Спор бессмыслен, госпитальных крестов не было
и не могло быть. Судно входило в состав военно‑морских сил Германии, шло под
конвоем и имело вооружение — зенитки. Операция готовилась настолько тайно, что
старшего радиста назначили за сутки до выхода.
Во
время перехода между высшими чинами вспыхнул конфликт. Одни предлагали идти
зигзагами, постоянно меняя курс, сбивая со следа советские подводные лодки.
Другие полагали, что лодок бояться не надо — Балтика была начинена минами, в
море курсировало 1300 немецких кораблей, бояться надо самолетов. Поэтому
предлагали идти напрямую, полным ходом, чтобы скорее миновать опасную воздушную
зону.
После
попадания трех торпед на лайнере странным образом вдруг вспыхнули все лампы в
каютах, вся иллюминация на палубах. Прибыли корабли береговой охраны, с одного
из которых был сделан снимок тонущего корабля. «Вильгельм Густлов» тонул не
пять и не пятнадцать минут, а один час и десять минут. Это был час ужаса.
Капитан пытался успокоить пассажиров, объявляя, что корабль просто сел на мель.
Но уже завыли сирены, заглушая голос капитана. Старшие офицеры стреляли в
младших, прокладывая себе путь к спасательным шлюпкам. Солдаты стреляли в
обезумевшую толпу.
При
полной иллюминации «Вильгельм Густлов» ушел на дно.
На
следующий день об этой катастрофе сообщили все зарубежные газеты. «Величайшая
катастрофа на море»; «Гибель „Титаника" в 1912 году — ничто в сравнении со
случившимся на Балтике в ночь на 31 января», — так писали шведские газеты.
19
и 20 февраля в финской газете «Турун Саномат» было помещено сообщение:
«…согласно шведскому радио во вторник вышедший из Данцига „Вильгельм Густлов"
водоизмещением в 25000 тонн был утоплен торпедой. На борту парохода находилось
3700 обученных специалистов‑подводников, следующих для участия в операциях
германского флота, и еще 5000 эвакуируемых… Спаслись всего 998 человек… После
попадания торпед лайнер повалился на борт и утонул через 5 минут».
Гибель
лайнера всполошила весь фашистский рейх. В стране был объявлен трехдневный
траур.
В
экстренном сообщении берлинского радио говорилось, что командир подводной
лодки, торпедировавшей лайнер, приговорен заочно к расстрелу и объявлен «личным
врагом Германии». Приближенные Гитлера в своих воспоминаниях рассказывают, что
у него велся специальный учет «личных врагов Германии», нанесших урон «третьему
рейху». В этот список и попал Маринеско.
Гитлер
в припадке ярости приказал расстрелять командира конвоя. В 1938 году, когда в
Гамбурге это «чудо германской техники» спускали со стапелей, фюрер лично принял
участие в его «крещении» и на банкете поднял тост за величие Германии.
Спешно
была создана специальная комиссия по расследованию обстоятельств гибели
корабля. Фюреру было от чего сокрушаться. На лайнере погибли более шести тысяч
эвакуировавшихся из Данцига представителей военной элиты, в своем бегстве
опередивших отступающие гитлеровские войска.
Потопление
лайнера «Вильгельм Густлов» было крупнейшей, но не единственной победой С‑13 в
январско‑февральском походе. Оторвавшись от преследователей, командир приказал
устранить полученные во время бомбежки глубинными бомбами повреждения, после
чего подводная лодка продолжала поиск противника.
9
февраля С‑13 продолжала боевые действия в южной Балтике. Свирепый шторм со
снегопадом мешал вести наблюдение. Казалось, что в такую погоду вряд ли кто
отважится выйти в море. Но к вечеру метель немного стихла.
В
22 часа 15 минут гидроакустик Шнапцев уловил шум винтов большого корабля.
Маринеско определил сторону движения противника и начал с ним сближение, дав 18‑узловой
ход дизелями. Носовые торпедные аппараты были приготовлены к выстрелу.
В
это время видимость немного улучшилась, и силуэт огромного корабля четко
определился прямо по курсу лодки. Чтобы не быть преждевременно замеченным,
Маринеско изменил курс с расчетом уйти в темную часть горизонта.
2
часа ночи, почти сорок минут напряженного маневрирования. Наконец С‑13 снова со
стороны берега, как и при атаке лайнера, заняла выгодное положение для залпа.
В
момент, когда уже была дана команда приготовиться к атаке, цель неожиданно
повернула на новый курс. Маринеско понял, что противник, опасаясь быть
атакованным, идет противолодочным зигзагом. Командир увеличил скорость лодки до
19 узлов и начал готовиться торпедировать кормовыми аппаратами.
2
часа 49 минут. Маринеско приказывает остановить дизеля. Стрельба кормовыми
аппаратами позволяет делать залп и на 19‑узловой скорости. У кормовых торпедных
аппаратов нет лобового сопротивления, но все же лучше стрелять на небольшой
скорости подводной лодки. Затем звучит команда «Пли!»
Торпеды
из кормовых аппаратов устремляются к цели. Расчеты Маринеско безошибочны. Две
торпеды почти одновременно поразили цель, а через несколько секунд раздались
еще три сильных взрыва. Произошла детонация боезапаса или взорвались котлы.
Сильное пламя, словно молния во время грозы, осветило место боя.
К
тонущему кораблю устремились миноносцы охранения. Освещая весь район
прожекторами и осветительными снарядами, они пытались подойти к нему, но он
перевернулся через левый борт, на какую‑то минуту задержался на воде вверх
килем, а затем пошел на дно.
Только
после войны стало известно, что в ночь на 10 февраля 1945 года, в 2 часа 50
минут по московскому времени, был потоплен вспомогательный крейсер «Генерал фон
Штойбен» водоизмещением 14660 тысяч тонн. На нем находилось 3600 гитлеровских
солдат и офицеров, спешивших с Курляндского плацдарма на защиту Берлина.
Подошедшие к месту гибели транспорта немецкие миноносцы смогли поднять всего
лишь 300 человек.
И
на этот раз С‑13, благодаря искусному маневрированию, осуществляемому
Маринеско, удалось уйти от противника.
К
сожалению, судьба командира легендарной подводной лодки сложилась трагически.
Сразу после окончания войны Маринеско был арестован. И впоследствии имя его и
его подвиг незаслуженно пребывали в забвении.
Время,
впрочем, все расставило по своим местам. 5 мая 1990 года был опубликован Указ о
присвоении звания Героя Советского Союза Маринеско Александру Ивановичу —
капитану 3‑го ранга. Посмертно… |