Французская актриса. С 1717
г.— в театре «Комеди Франсез». Прославилась в трагедиях П. Корнеля, Ж. Расина,
комедиях Мольера.
Адриенна Куврер родилась 5
апреля 1692 года в деревне Дамри в Шампани. Ее отец, шляпник Робер Куврер,
вскоре обосновался в Фиме (провинция Суассон), а затем вместе с семьей переехал
в Париж, где открыл мастерскую.
В Париже Адриенна обучалась
грамоте у монахинь. Но она мечтала о театральных подмостках. В четырнадцать лет
Куврер выступала в любительской труппе. Среди ролей — Паулина в «Полиевкте»
Корнелия. На талантливую девушку обратил внимание Марк Антуан Легран, актер
«Комеди Франсез». Не будучи сколько-нибудь выдающимся актером, он обладал
преподавательским талантом. Адриенна с согласия родителей стала учиться у
Леграна и быстро овладела азами актерского мастерства.
Через два-три года Леграну
стало ясно, что ему уже нечему учить подопечную. Театральную карьеру Куврер
надо было начинать в провинции: лучших своих актеров королевский французский
театр получал оттуда. По рекомендации Леграна, Элизабет Клавель, открывшая
театр в Лилле, включила Адриенну в свою труппу. Так Адриенна Куврер, чью
фамилию снабдили для сцены облагораживающей приставкой Ле, стала актрисой
Лилльского театра.
Сначала ей приходилось играть
в комедиях. Зрители ее заметили и оценили. В 16— 17 лет ей все чаще поручались
главные роли. Вскоре после своего дебюта в 1708 году Лекуврер сошлась с молодым
актером Кпавелем. Он добился того, чтобы Адриенна получила приглашение на
первые роли в Люневиль в труппу герцога Лотарингского.
В Люневиле Лекуврер встретила
капитана Рикардийского полка, барона Д. В ее глазах он был героем: в сражении
при Рамильи ему прострелили навылет грудь. После падения с лошади рана
открылась, и барон умер на руках Адриен-ны. На какое-то время она оставила
сцену. И только осенью 1711 года подписала соглашение с дирекцией театра
Страсбурга, где перешла на положение первой актрисы.
Адриенна пользовалась
успехом. Талантливую актрису окружали поклонники. Самым упорным оказался
молодой граф Франсуа де Кленглен, сын аристократа. В результате этой связи на
свет появилась Франсуаза-Екатерина-Урсула. Однако именно рождение Франсуазы
стало одной из причин разрыва отношений между актрисой и графом. Кстати, есть
упоминание и о другой дочери Адриенны, родившейся в 1710 году, —
Елизавете-Адриенне. Об отце этой дочери нет сведений, кроме имени (Филипп
Ле-Руа), которое могло быть и вымышленным.
В конце 1716 года Адриенна Лекуврер
переехала в Париж. Ее дебют на сцене «Комеди Франсез» состоялся 17 мая 1717
года. Адриенна выбрала роль Электры из трагедии под тем же названием
Кребильона-старшего и роль Анжелики в мольеровском «Жорже Дандене»,
единственную из комических ролей, которую она по-настоящему любила.
Хорошо зная, что именно
принесло ей славу в провинции, Адриенна Лекуврер решила и в «Комеди Франсез»
отойти от господствовавшего на этой сцене декламационного стиля. И в решающий
для ее карьеры вечер она по-настоящему играла, двигалась и жила, произносила
стихи с интонацией и чувством, каких требовала в данном случае драматическая
ситуация. Публика пришла в восхищение.
После успешного дебюта
Адриенна бывала занята в театре очень часто. Мо-нима в «Митридате» Расина,
главная роль в его же «Беренике», Ирина в «Андронике» Кампистрона, Алкмена в
мольеровском «Амфитрионе», наконец, Паулина из «Полиевкта» Корнеля. Все это
имело у публики такой успех, что уже 20 июня ее формально приняли в
Товарищество господ королевских актеров с половинной долей, а через год после
дебюта она стала полноправной и весьма влиятельной сосьетеркой.
В течение тринадцати лет
Адриенна была лучшей исполнительницей героинь Расина. Конечно, она не могла не
ощущать и не понимать исключительной близости Расина именно ее дарованию.
«Федра» и «Ифигения», «Митридат» и «Баязет», «Андромаха» и «Береника» — вот
трагедии, где Адриенна выступала чаще всего. Кроме Расина в ее репертуаре
достойное место занимал Корнель: помимо «Полиевкта», где она оставалась
неподражаемой Паулиной, Адриенна играла и в других не сходящих со сцены
трагедиях Корнеля — в «Сиде», «Цинне», «Горации», «Родогуне», «Никомеде».
Зрителей поражала
убежденность актрисы, что действие, в котором она участвует, есть изображение
жизненной правды. Публику восхищало умение «входить в роль», изображать
переживания так, чтобы они становились органическими и полноценными. В начале
XVIII века психологическая правдивость казалась дерзновенным новаторством,
которое потрясало и восхищало всех, кто был способен его понять и оценить. Еще
одной особенностью игры Адриенны, которую тоже отмечали почти все, была
способность отзываться на слова партнера и собеседника, когда ответ на них еще
не зазвучал, но уже существует, уже дается актрисой, уже угадывается и
понимается зрителем.
Адриенну Лекуврер считают до
некоторой степени реформатором театрального костюма. Например, изображая
Елизавету Английскую в трагедии Тома Корнеля «Граф Эссекс», она вышла на сцену
в придворном туалете и с синей лентой ордена Подвязки, а для роли Корнелии из
трагедии старшего Корнеля «Смерть Помпея» облачилась вопреки всем обычаям в
траурное черное платье и распустила волосы.
Комедиограф и театральный
критик д'Эгбер писал об игре Лекуврер: «Едва появляясь на сцене, она была уже
захвачена своей ролью. Но при этом полностью владела и своим сердцем и
чувствами. Без малейшей натуги переходила она от бурного порыва к ясному
спокойствию, от нежности к ярости, от внезапного испуга к притворству. На лице
ее последовательно сменялись выражения спокойствия, смущения, покорности,
гордости, подавленности, угрозы, гнева, сострадания. И публика сразу же
заражалась всеми этими чувствами, не пытаясь сопротивляться, удивлялась ее
удивлением, страшилась, жаловалась и трепетала вместе с нею. Зрители плакали
еще до того, как она начинала проливать слезы. Ибо в ней не было ничего, что не
казалось бы реально существующим... Но свое страстное чувство она всегда
согласовывала с общим характером действия, никогда не забывала одного ради
другого, и в самых исступленных порывах оставалась благородной: ее Федра
предавалась гневу и любовной страсти, ни на один миг не теряя царственного
величия...»
Лекуврер повезло и в том, что
она обрела партнера, равного ей по таланту и разделявшего ее взгляды: в 1721
году в театр вернулся знаменитый артист и необыкновенный человек Мишель Барон.
Но самым верным и постоянным другом Адриенны Лекуврер стал молодой Вольтер.
Адриенна была всего на два года его старше. Вольтер в письме, написанном через
год после смерти Лекуврер, называет себя «человеком, который был поклонником ее
таланта, ее другом и возлюбленным».
В 1721 году Вольтер заболел
ветряной оспой — по тем временам это была довольно серьезная болезнь. Адриенна
ухаживала за ним, не считаясь с опасностью заразиться. В театре они часто
работали вместе, деля успех и неудачу.
Лекуврер пользовалась успехом
в высшем свете. Своим положением она была обязана исключительно себе. Она много
читала, причем не только романы и стихи, но и книги по истории. Адриенна не
славилась острословием и ироническим блеском речей, но ее суждениям всегда
хватало своеобразия, меткости и глубины. Ее отличали душевная чуткость, такт,
искренность и, простота.
Помимо друзей — литераторов и
философов, были у нее и влиятельные поклонники. Это Пренжан, управляющий делами
герцогини Брауншвейгской, затем британский аристократ, влюбленный в Париж и
Адриенну, лорд Питер-боро, который говорил ей: «Мне в Вас нужно как можно
больше ума и как можно больше любви ко мне». И в эту область своей жизни
актриса сумела не дать доступа пошлости и грубости.
В 1721 году Адриенна Лекуврер
встретилась и сблизилась с Морисом Саксонским, будущим маршалом Франции. Сын
курфюрста Саксонского, короля Польского Августа II и его фаворитки Авроры фон
Кенигсмарк появился в Париже после того, как его услали из Дрездена за слишком
веселую и широкую жизнь. Адриенна Лекуврер полюбила Мориса за то, что он был
королевский сын, но в то же время изгнанник, за то, что он был герой, но
обреченный ставить свое геройство на службу людям, куда менее достойным, чем он
сам.
Морис мечтал о собственном
княжестве, и для него оно стало принимать реальные очертания в виде герцогства
Курляндского. Узнав, что Морису нужны деньги, Лекуврер немедленно продала свои
драгоценности, серебряную посуду и послала в Курляндию 40 000 ливров. Адриенна
не могла себя обманывать: если бы Морис достиг цели, она потеряла бы его
навсегда. Деньги не помогли. То ли было уже поздно, то ли попытка Мориса
завладеть Курляндией была обречена с самого начала.
И вот судьба столкнула
Лекуврер и графа Мориса Саксонского с «роковой» женщиной. Это была очень
знатная, очень молодая и очень красивая, четвертая жена престарелого герцога
Бульонского. Несмотря на свою ревность, Адриенна готова была мириться с этим
приключением Мориса. Но случилось непредвиденное, очередной каприз герцогини
превратился в серьезное увлечение, а она не терпела никаких препятствий.
В воскресенье 24 июля 1729
года горничная передала Адриенне записку. Некий аббат Буре сообщал, что враги
имеют намерение ее отравить. Позднее он назвал имя злодейки — герцогини
Бульонской. Адриенна всерьез поверила в жестокий замысел соперницы. Морис
Саксонский также готов был верить в ее коварство. Весь Париж шумел и волновался
по поводу того, что герцогиня Бульонская пыталась отравить мадемуазель
Лекуврер. Все — и дворяне, и буржуазия, и простой народ, — разумеется, стояли
на стороне жертвы.
Адриенна всегда была слабого
здоровья и после всех пережитых волнений она целых три недели не появлялась на
подмостках «Комеди Франсез». Первое после столь длительного перерыва
выступление ее состоялось 10 ноября в роли Федры — любимой роли из любимой
трагедии Расина.
Спектакль из обычного
превратился в парадный. На нем присутствовали принцы крови, придворные,
литераторы, знатные дамы, гордившиеся своей дружбой с мадемуазель Лекуврер.
Пришли близкие друзья-мужчины — д'Ар-жанталь, Вольтер, Фонтенель, Дю Марсэ и
другие. Адриенна ощутила небывалый подъем, острое нервное возбуждение.
Когда началось третье
действие, в ложу вошла герцогиня Бульонская. По-видимому, она хотела своим
присутствием продемонстрировать всем презрение к клевете.
Первые две сцены прошли
благополучно, но в третьей сцене к Федре, узнающей о том, что Тезей жив,
возвращаются и ужас, и растерянность, Адриенне снова надо было переживать на
сцене смятение чувств. Внезапно она забыла, что изображает Федру, и с гневом
бросила в ложу герцогини те слова, которые должна была произнести в диалоге с
Эноной:
Я не из женщин тех, беспечных
в преступленье, Что, гнусность совершить готовые всегда, Умеют не краснеть от
тяжкого стыда
Демократичный в массе своей
партер разразился неистовыми аплодисментами. Люди «большого света», в том числе
и друзья Адриенны, с ужасом переглядывались в своих ложах. Герцогиня Бульонская
встала и покинула театр.
Спектакль, впрочем,
продолжался. Адриенна блестяще провела труднейшую сцену четвертого действия.
Несмотря на скандальный эпизод в третьем действии, спектакль закончился для
Адриенны триумфально. Однако между «Комеди Франсез» и герцогиней Бульонской началась
довольно длительная война.
После скандала,
разыгравшегося на представлении «Федры», мадемуазель Лекуврер несколько раз
выступала на сцене — сначала в «Горации» Корнеля, затем в «Электре» и
«Флорентинце». Правда, потом в течение месяца она не могла играть.
Наступил роковой март 1730
года. Адриенна, словно стараясь нагнать упущенное, играет 5-го, 13-го, 14-го и,
наконец, — в последний раз — 15-го.
В тот вечер давали «Эдипа»
Вольтера. Адриенна, исполнявшая роль Иокас-ты, весь день чувствовала себя неважно,
а в театре ей стало совсем плохо. И все же она продолжала играть, хотя многие в
зрительном зале заметили и ее состояние, и ее героические усилия довести
спектакль до конца.
Вернувшись домой, Адриенна
слегла и уже не вставала. Морис Саксонский, Вольтер, д'Аржанталь все время
находились при ней. Утром 20 марта 1730 года Адриенна скончалась.
На следующий день «Комеди
Франсез» была в трауре: спектакль, назначенный на вечер, отменили. С новой
силой поднялась молва о злодейском отравлении.
Вольтер и друзья Адриенны,
которые не верили в отравление, позаботились, чтобы квалифицированные медики
произвели вскрытие. Никаких следов яда не обнаружилось, медицинское заключение
дало диагноз: «Больная скончалась от воспаления кишечника и внутреннего
кровоизлияния».
Католическая церковь
отказывала в христианском погребении тем людям актерской профессии, которые не
захотели или почему-либо не смогли отречься на смертной одре от своего
греховного лицедейства и раскаяться в нем. С Адри-енной как раз это и
произошло. По распоряжению начальника полиции в ночь со вторника на среду тело
Адриенны завернули в мешковину и отвезли в полицейской карете на ближайший
пустырь на берегу Сены. Тело опустили в приготовленную яму, засыпали негашеной
известью, потом землей. Место захоронения затерялось. Возмущенный Вольтер
написал эпитафию, которая стала прекраснейшим, поистине нерукотворным
памятником актрисе. Гений Франции был убежден, что Лекуврер — актриса, «которой
в Греции воздвигали бы алтари».
Адриенна Лекуврер изображала
на сцене трагических героинь и недаром в письмах к Пирону так решительно
защищала свое право на героику в театре своего времени. Но ее собственная
короткая жизнь и ее внезапная загадочная для большинства смерть из нее самой
делали героиню уже почти готовой драмы.
Романтическая легенда о том,
как великая артистка простого происхождения, дочь народа, пала жертвой
распутной аристократки, уверенной в своей безнаказанности, слишком дорога была
уму и сердцу многих людей, чтобы легко умереть. Она и осталась жить — в
некоторых мемуарах и письмах, в нескольких пьесах с захватывающим сюжетом и
интересными ролями.