Английский актер театра и
кино. Среди его лучших сценических ролей: Шут («Король Лир», Дмитрий («Братья
Карамазовы»), Эндрю Эгьючик («Двенадцатая ночь»), доктор Уикстид («Да имеешь
тело») и др. Снимался в фильмах: «Большие надежды», «Добрые сердца и короны»,
«Мост через реку Квай» (премия «Оскар»), «Кромвель», «Звездные войны», «Крошка
Доррит» и др.
Алек Гиннес родился 2 апреля
1914 года в Лондоне. В 14 лет он потерял отца. Вместе с матерью они меняли один
жалкий пансион за другим, исчезая в день уплаты. Однажды парализованная старая
актриса, разговорившись с юным Алеком Гиннесом, удивилась его способности
замечать все: человеческие причуды, пластику движений, связь между людьми и вещами
— и предрекла ему сценическую карьеру.
Мечта стать актером порой
казалась несбыточной. Даже когда его приняли по рекомендации Джона Гилгуда в
театральную школу, было неизвестно, сможет ли он учиться. Все зависело от того,
найдет ли он работу, которая могла бы дать ему средства к существованию. Не
имея связей и средств (он даже не знал имени своего отца), Алек мог сколько
угодно мечтать о театре, но после школы стал клерком в одном из лондонских
офисов.
Затем, оставив службу, Алек
голодал, чтобы оплачивать уроки у известной актрисы. Он не пал духом ни тогда,
когда перед самым экзаменом узнал, что стипендию Леверхьюма (единственный шанс
учиться бесплатно) отменили, ни тогда, когда эта история повторилась в студии
Фей Комптон, где он с блеском проучился год. Забывая о гордости в который раз,
Алек просил помощи у Джона Гилгуда.
Пять лет Гиннес провел в «Олд
Вике». Вначале поднимал и опускал занавес, а затем исполнял крошечные роли. Уже
на ранних этапах творческого пути он тесно связал свою судьбу с пьесами
Шекспира. В 1934 году Гиннес дебютировал в поставленном Гилгудом «Гамлете» в
роли Озрика. Но лишь в феврале 1937 года ему доверили крупную роль сэра Эндрю
Эгьючика, глупого рыцаря, забияку и труса, в комедии Шекспира «Двенадцатая
ночь». Это была не очень удачная премьера: несмотря на опыт и талант режиссера
Тайрона Гатри, пьеса утратила присущую ей жизнерадостность. Гатри счел, что в
его «небрежной, незрелой постановке» Гиннес сыграл остроумнее всех.
После этого Гиннес с успехом
сыграл в других шекспировских пьесах: «Ричард Ш», «Венецианский купец», «Школа
злословия», а также в чеховских «Трех сестрах». В 1938 году актер блистал в
главной роли в модернизированной версии «Гамлета» (постановка Гатри), а затем
получил роль Фердинанда в «Буре» Шекспира.
Алек Гиннес, мечтая о
собственной труппе из молодых актеров, написал инсценировку «Больших надежд»,
но началась война.
В 1941 году он ушел воевать.
Гиннес служил на Средиземном море, участвовал в высадке на Сицилию, доставлял
боеприпасы партизанам Греции и Югославии.
Вернувшись в 1946 году в
Лондон, он сыграл в «Короле Лире» Шута. Критики приняли его работу с восторгом.
Понадобилось всего пять лет, чтобы Гиннес стал одним из выдающихся мастеров
английского театра. За эти пять лет он сыграл немного ролей, но каждая из них
была отмечена своеобразным подходом к образу. Причем в каждой из них в ярком
таланте актера раскрывались новые грани.
Поражала широта дарования
Гиннеса: вслед за римским патрицием Агрип-пой он играл Хлестакова... И в
последующем театральном репертуаре актера имеются герои самые разнообразные —
от острохарактерных до высокотрагических. Запоминающимся были его Дмитрий в
«Братьях Карамазовых» и Дофин в «Святой Иоанне» Шоу. И все же Алек Гиннес —
прежде всего трагикомический актер. К тому же он англичанин до мозга костей, а
следовательно, прямой наследник английских иронистов. Он умеет ловко
подтачивать насмешкой драматизм положений, в которые попадают его герои. В то
же время трагизм ощущается порой в их самых эксцентричных причудах и выходках.
Эксцентрикой Гиннес пользуется на сцене с той свободой и увлеченностью, которые
всегда были свойственны большим английским художникам.
Конечно, пройти мимо этого
одаренного, интересного артиста кинопродюсеры не могли.
В 1946 году Дейвид Лин,
снимавший фильм «Большие надежды», пригласил актера на роль Герберта Покета.
Герберт в исполнении Гиннеса — юноша с мягким характером, способный радоваться
победе друга в драке, разделять с ним смертельную опасность, тактично обучать
его правилам хорошего тона. Трудно поверить, что тот же самый актер мог сыграть
и Фейджина в «Оливере Твисте» (1947) — высокого мрачного старика со скрипучим
голосом. Герой Гиннеса со странным упоением обучал воровству детей лондонского
дна. Его шутовство вызывает больше ужаса, чем смеха.
Первые кинороли позволили
Гиннесу проявить одну из сильнейших сторон своей актерской индивидуальности —
умение создать запоминающийся, характерный образ. Его герои необычны,
чудаковаты. В этой чудаковатости Гиннес находит неповторимые черты персонажа,
помогающие ему раскрыть суть человека, найти индивидуальную окраску для каждого
образа.
Характерность Гиннеса, его
склонность к гротеску привлекли внимание мастеров английской кинокомедии. В
1949 году режиссер Роберт Хеймер снимает актера в фильме «Добрые сердца и
короны». Герой картины, Луи, решает добиться титула и богатства, уничтожив всех
законных наследников семьи Д'Ас-койн, образы которых и создал флегматичный
Гиннес. Актеру пришлось исполнить одну немую и восемь говорящих ролей: он был
адмиралом, генералом в отставке, банкиром, викарием, герцогом,
фотографом-любителем, молодым влюбленным и даже суфражисткой в кринолине. Для
каждого персонажа Гиннес нашел свежие и индивидуальные характеристики и каждый
раз вызывал смех.
Классический образец
английского юмора является вариацией на тему «убийство как произведение
искусства». Комедия имела большой успех. Еще большим успехом пользовался
Гиннес, поразивший всех изяществом и убедительностью перевоплощений. Критики
называли его «кинохамелеоном», актером «без лица», «труппой в одном лице» и
неоднократно сетовали, что актеру не поручили всех ролей в этой картине.
За комедийную роль в фильме
«Банда с Лавендер Хилл» (1951) американские киноакадемики включили Гиннеса в
число претендентов на премию «Оскар». Виртуозная игра актера неизменно вызывала
смех.
Решив, что Гиннес может
играть любые роли, его приглашают в фильм «Карта» (1952) на амплуа
героя-любовника, а затем в мелодраму «Мальтийская история» (1953), в которой
рассказывалось о влюбленном в красавицу летчике, погибающем в бою.
Гиннеса продюсеры полюбили,
часто снимали, но при этом заставляли обязательно бегать, падать, драться в
духе ранних комических фильмов, как, например, в картине Хеймера «Отец Браун»
(1954), поставленного по мотивам рассказов Честертона.
Панорама гиннесовских
персонажей в фильме Хеймера породила у режиссеров уверенность, что одно умение
Гиннеса наделить жизнью и обаянием эксцентричных героев само по себе обеспечит
картине верный успех. Поэтому не случайно, что в ряде фильмов Гиннес варьирует
один и тот же образ разочаровавшегося неудачника, волей случая неожиданно
ставшего богатым, обретшего любовь или семейное счастье и столь же неожиданно
лишившегося всего этого.
В фильме «Козел отпущения»
(1959) Алек Гиннес исполнял две роли — французского аристократа и английского
профессора, приехавшего в Париж в отпуск и по недоразумению принятого за своего
двойника. Профессор стал главой семьи аристократа, столкнулся с целым рядом
неожиданностей. В частности, он обнаружил, что его мнимая мать — морфинистка.
Эту недостойную даму играет Бетт Дэвис.
Редчайший дар перевоплощения
Гиннеса становился аттракционом, чудаковатость — стандартной маской персонажей
Гиннеса. Лучше других понимал гибельность такого пути сам актер, которому хотелось
бы видеть в неудачнике — романтика, столкнувшегося с прозаическим и жестоким
веком, в чудаковатости — одержимость благородными идеями, в комедийных
ситуациях — трагическое в его неожиданном, непривычном аспекте.
Гиннес создал серию ярких,
наделенных интеллектом, и нестандартных персонажей, фанатически преданных своей
мечте или идее: изобретатель вечной материи Сид Стреттон («Человек в белом
костюме»), гений преступного подполья Маркус («Убийцы леди»), полупьяный и
вечно голодный художник-авангардист Галли Джимсон («Устами художника»).
Выступление в сложных
психологических ролях в таких фильмах, как «Большие надежды», «Мост через реку
Квай», «Мелодии славы», «Падение Римской империи», принесли Гиннесу славу
одного из самых своеобразных и глубоких драматических актеров современности.
Закономерно, что лучшей из
«полнометражных», драматических ролей Гиннеса стал несгибаемый полковник
Николсон в фильме «Мост через реку Квай» (1957), который строит стратегически
важный мост в японском плену, чтобы сохранить моральный дух солдат и доказать
коменданту концлагеря Саито абсурдность японской версии расизма. За роль
Николсона Алек Гиннес получил премию «Оскар» как лучший актер года.
Через два года Алек Гиннес
повторил образ «идеального военного» в фильме Нима «Мелодии славы» (1960). Его
герой — властный, предельно эгоистичный человек. Гораздо решительнее, нежели в
предыдущем фильме, Гиннес раскрывает двойственность фанатизма, бездумной
преданности, воспитываемых в британской армии. Герой «Мелодий славы» ведет
отчаянную и беспринципную борьбу за свой престиж, за власть и славу. На этот
раз одержимость оборачивается эгоизмом, жестокостью и подлостью.
Алек Гиннес снимался и в
острохарактерных ролях второго плана, но зачастую его «проходные» персонажи заполняют
все пространство фильма — как, например, король Фейсал в «Лоренсе Аравийском»
или злосчастный король Карл I в «Кромвеле».
В 1960 году Алек Гиннес был
возведен английской королевой в рыцари.
Несмотря на то что он щедро
делит себя между театром и кино, можно сказать, что прежде всего Алек Гиннес
принадлежит театру. Но он по-своему театрален в высоком эстетическом смысле
также в лучших ролях, созданных им в фильмах. И в этом отношении он близок
Скофилду, а еще больше Оливье.
В начале 1970-х шумный успех
имел спектакль «Да имеешь тело» Алана Бен-нета. В интервью с Майклом Личем,
опубликованном в 1973 году «Плейз энд плейерз», Алек Гиннес сказал, что,
прочитав «Да имеешь тело», он не сразу решил взяться за роль доктора Уикстида.
Интерес к пьесе появился лишь после того, как в предложенном характере ему
захотелось открыть черты, прямо противоположные легкомыслию, беспечности,
повышенной возбужденности и жизнерадостности.
Гиннес обратил внимание на
возраст героя, близкий его собственному. Сексуальные приключения доктора так
или иначе подходят к концу, и он не может не сетовать по этому поводу. Актер
нашел для молодящегося худощавого Уикстида, в светлом цилиндре, с бутоньеркой в
петлице, состояние своеобразной грациозной меланхолии, созерцательного раздумья.
Он наделил его взглядом, устремленным то на собеседника, то на зрителей, в
котором запечатлелись слитые воедино развязный цинизм и сожаление о прожитом. В
его герое чувствуется что-то жалкое и потерянное одновременно. А в блуждающей и
кривой улыбке Уикстида — Алека Гиннеса можно прочитать скептическую насмешку
над самим собой. Даже заключительные куплеты Уикстида, исполняемые под занавес,
о том, что «способный вожделеть дольше проживет больше», звучат вовсе не так уж
весело. Актер напоминает о бренности всего сущего, в том числе и человеческой
плоти.
Однако Алек Гиннес выходил на
сцену все реже, хотя и продолжал играть в различных театрах Англии. Чаще он
снимался в кино и на телевидении, где, по словам актера, нагрузки гораздо
меньше, чем в театре.
Тонкий характерный актер, он
играл таинственного агента в телевизионной версии романа Ле Карре «Жестянщик,
Портной, Солдат, Шпион» (1979) и «Улыбающиеся люди» (1981). В течение
нескольких лет Алек Гиннес оставался «агентом британской разведки — Джорджем
Смайли» — героем двух больших сериалов, которые снимались по произведениям
Джона Ле Карре.
На большом экране Гиннеса
можно видеть в фильмах «Крошка Доррит», «Калигула», «Горсть пыли», «Кромвель»,
«Больной от любви», «Комедианты». Запомнился зрителям его Бен Кеноби в легендарном
сериале «Звездные войны» — «Звездные войны» (1977), «Империя наносит ответный
удар» (1980), «Возвращение Джидая» (1983).
В 1989 году, после
десятилетнего отсутствия, 75-летний актер вернулся в Уэст-Энд (западная часть
Лондона, в котором находится несколько театров), где его ждала роль русского
дипломата в пьесе Ли Блессинга «Прогулка в лесу». На вопрос о том, не считал ли
он для себя такое возвращение на подмостки рискованным, он отвечал: «Вообще-то
многие говорили о риске, но я не совсем понимаю, что они имеют в виду. Я делаю
любую работу профессионально. Никаких нервных перегрузок при этом не испытываю.
Главное — всегда быть в форме, и тогда неважно, играешь ли ты перед камерой,
или перед залом... Да, роль действительно сложная — пьеса представляет собой
напряженный диалог. Текста очень много, его не так легко запомнить. Однако я
справился с этим делом, чем весьма горжусь».
Гиннес создал выигрышный
образ пожилого русского дипломата, чьи тонкие, остроумные замечания звучат
весьма эффектно. «Мне не хотелось слишком утрировать русский акцент, но в то же
время надо было найти какие-то характерные интонации, — рассказывал актер о
своей работе над ролью. — Я написал письмо в советское посольство, и меня очень
любезно пригласили на обед. Там, правда, как и следовало ожидать, почти все
говорили на прекрасном английском. Однако отдельные звуки «выдавали» русских.
Они-то и помогли мне «подобрать ключ» к персонажу».
В 1999 году Британский
институт кино признал Алека Гиннеса лучшим ан-? глийским актером всех времен (в
список самых популярных фильмов вошли * девять картин с его участием).