Лишь спустя восемь месяцев
Чаплин вернулся в Беверли-Хиллз. В июле 1932 года он познакомился с актрисой
Полетт Годдар. Она была весела и забавна. Их связывало одиночество — Полетт
никого не знала в Голливуде. По выходным они совершали дальние автомобильные
прогулки, ходили на яхте на Каталину.
После путешествия Чаплин
начал снимать новый немой фильм — «Новые времена» (1936) с Полетт Годдар в
главной роли. Обладая крупным состоянием, он особенно интересовался проблемами
экономики. В 1928 году Чарли обратил свои акции в ценные бумаги и ликвидный
капитал, избавив себя тем самым от последствий биржевого краха. Фильм «Новые
времена» — это эмоциональный, выдержанный в комическом ключе отклик на
проблематику эпохи. Он начинается с символического сопоставления стада баранов
с толпой рабочих, извергаемых фабрикой. Бродяжка Чарли попадает на американский
завод, где вынужден до безумия повторять одно и то же движение у стремительно
мчащегося конвейера.
Едва-едва вырвавшись из
тисков машины, бродяжка не теряет достоинства, находит в себе силы
покровительствовать юной и столь же беззащитной девушке, возвышается над
горестными обстоятельствами благодаря силе духа и чистоте своей любви. Он
гордо, несмотря на свой малый рост, тихую походку и убогую одежду, берет свою
любимую за руку и уводит ее навстречу солнцу, навстречу светлому будущему.
Столь сложную характеристику
своего героя Чаплин умудряется дать без слов, без текста, только через
изображение, мимику, композицию кадров и музыку.
Десятилетний Чарлз-младший
поражался, до какого физического и эмоционального истощения доводил себя Чарли,
работая над картиной. То, чем Чаплин лечил переутомление, могло само по себе
свалить с ног любого. Он, например, запирался в парилке на три четверти часа,
после чего чаще ложился и ужинал в постели.
5 февраля 1936 года «Новые
времена» начали демонстрироваться при аншлагах в зале «Риволи» в Нью-Йорке, а с
11 февраля — в лондонском «Тиволи». Публика принимала фильм так, как можно
только мечтать. Первая неделя проката побила все рекорды, но уже на второй
неделе интерес публики ослабел. Чаплин решил побывать в Китае, а вернувшись из
путешествия, обнаружил, что «Новые времена» пользуются огромным успехом. Много
лет спустя Чаплин раскрыл, что во время этой поездки они с Полетт поженились —
в Кантоне.
Античаплинские настроения
усилились, когда, гастролируя сфильмом «Огни большого города», он начал
высказываться по политическим вопросам. Например, патриотизм Чарли называл
«самым большим безумием, от которого когда-либо страдал мир». То, что Чаплин
так и не стал американским гражданином, злило многих голливудских консерваторов.
А он снова в мучительном
раздумье — снимать ли еще один немой фильм? «Бьшо очень уж нелегко придумать
немой сюжет на час сорок минут, воплощая остроумие в действии... С другой
стороны, я думал и о том, что, как бы хорошо я ни сыграл в звуковом фильме, мне
все равно не удастся превзойти свое мастерство в пантомиме... Вот какие
грустные мысли одолевали меня. Мы с Полетт были женаты всего год, но в наших
отношениях уже намечался разрыв. Отчасти этому способствовало мое дурное
настроение и тщетные попытки продолжить работу. После успеха «Новых времен»
«Парамаунт» пригласил Полетт на несколько фильмов. А я не мог ни работать, ни
развлекаться».
Чаплин решил снимать
сатирический фильм «Великий диктатор» (1940), высмеивающий Гитлера. В разгаре
работы режиссера начали предупреждать, что у него будут неприятности.
Чаплин сыграл в этом фильме
две роли — скромного еврея-парикмахера Чарли и фашистского диктатора Хинкеля, в
котором без труда узнавался Гитлер. Незабываемы остропародийные сцены бравурных
фашистских парадов, и особенно эпизод, где, упиваясь своей властью, Хинкель
жонглирует огромным глобусом, демонстрируя стремление овладеть и манипулировать
планетой Земля. Оставаясь верным своей поразительной изобретательности в
области движения, мимики, трюков, музыкального сопровождения, Чаплин прибавил к
ним яркий публицистический текст, прочтенный с гневным темпераментом.
Как свидетельствовали
коллеги, Чаплин, актер в высочайшем значении этого слова, всегда полностью
вживался в роль. Когда он впервые надел мундир и личину деспотичного злодея,
даже он сам был обескуражен полученным эффектом. По воспоминаниям Р. Гардинера,
Чаплин, впервые появившийся на площадке в мундире Хенкеля, был заметно холоднее
и резче с людьми, чем выступая в роли еврейского парикмахера.
«Великий диктатор» имел успех
у зрителей, особенно в Англии. Например, Бэзил Райт в «Спектейторе» видел в
«фильме «неоспоримое величие, как в чистоте его комедийности, так и в смелом
противопоставлении маленьких людей из гетто и трущоб бонзам фашистских канцелярий.
Любимый нами Чаплин решает это уравнение уникальными, присущими лишь ему
средствами фантазии».
В годы войны Чаплин как мог
боролся против фашизма: писал статьи, произносил речи, появлялся перед
солдатами, уходящими на фронт.
Много сил отнимали у него личные
дела. В 1942 году Полетт получила развод в Мексике, указав причиной
несовместимость характеров, а также факт раздельного проживания в течение более
чем одного года.
Чаплин тем временем ищет
актрису на главную роль в фильме «Призрак и действительность». Ему предложили
познакомиться с 17-летней Уной О'Нил, дочерью известного драматурга. Природа
наделила ее красотой, очарованием и тонким умом, сочетавшимися с исключительной
застенчивостью.
Однако в это время разразился
очередной скандал. Молодая актриса Джоан Барри, отличающаяся вздорным
характером, подала на Чаплина в суд, настаивая на том, что он является отцом ее
ребенка. Чаплин оказался вовлеченным в очередной любовный роман. Судья вынес
решение о необходимости проведения анализа крови. Результат разочаровал всех
скандалистов и врагов Чарли: ребенок был не его. И все же судья вынес вердикт —
Чаплин должен выплачивать матери ребенка пособие. Многие увидели в этом решении
суда подтверждение того, что Голливуд никогда не любил гениального актера. Все
чаще стали раздаваться голоса за депортацию Чаплина из-за его левой ориентации
и тяги к нимфеткам.
В самый разгар скандала, 15
июня 1943 года, Чаплин и Уна О'Нил сочетались браком. Девушка говорила, что
сейчас, как никогда, она должна быть рядом с человеком, которого любит и
который любит ее. Чарли бьшо тогда пятьдесят пять лет, Уне едва исполнилось
восемнадцать. Но ни возраст жениха, ни его маленький рост не смущали Уну.
Судебный процесс с Джоан
Барри совершенно вымотал Чаплина. «Я был не в состоянии с кем-либо встречаться
или разговаривать. Я чувствовал себя опустошенным, оскорбленным, выставленным
на посмешище. Даже присутствие слуги смущало меня». Но, к счастью, вскоре
Чаплин вернулся к делам. Он дописал сценарий «Мсье Верду», начатый еще в 1942
году. Главный герой картины считает убийство логическим продолжением бизнеса.
Он убивает богатых вдов и вкладывает в дело их капитал. «Он призван выразить
дух нашего времени — катастрофы порождают людей, подобных ему, — заявил Чаплин
перед выпуском фильма. — Он олицетворяет психологический недуг и общий кризис
современности. Он подавлен, ожесточен и в конце концов становится пессимистом.
Но в нем нет патологии, как нет патологии и во всей картине... При определенных
обстоятельствах убийство приобретает оттенок фарса, комедии...»
Фильм «Месье Верду» (1947)
был хорошо встречен публикой, но пресса и многие критики его не приняли Мало
того, на Чаплина обрушились обвинения в том, что он пособник коммунистов. Члены
Католического легиона пикетировали кинотеатры, и картину всюду снимали с
проката. В мае 1947 года журналисты вновь начали приставать к Чаплину с
вопросом, почему он не желает принять американское гражданство, на что он
отвечал. «Я интернационалист, а не националист, поэтому гражданства не
добиваюсь». Эн-Би-Си организовала подслушивание его разговоров по телефону.
В атмосфере нарастающего
страха Чаплин держался мужественно. Секрет стойкости Чаплина перед лицом бурь и
кризисов конца 1940-х годов — в счастливой женитьбе. Его семья росла. Первой
появилась на свет Джералдина (1944), за ней последовали: Майкл (1946),
Джозефина Ханна (1949), Виктория (1951)...
Чаплин говорил, что «Огни
рампы» станут его величайшей и последней картиной. Фильму он придал
автобиографические черты. В образе старого клоуна Кальверо, в его
нравоучительных афоризмах легко узнается облик и мысли самого Чаплина. А сюжет
прост: старый клоун спасает и возвращает к творчеству больную балерину.
Премьера состоялась в зале
студии «Парамаунт». В списке приглашенных — знаменитости, ветераны кино. Сидней
Сколски на страницах журнала «Вераэ-ти» писал: «В воздухе витали история и
драма. Комедия и драма царили на экране, и драматическая подоплека определяла
развитие самого сюжета «Огней рампы»... Зажегся свет. Все знаменитости от Рональда
Колмена до Дэвида Селз-ника, от Джаджа Пекоры до Сильвии Гейбл, поднялись,
захлопали, закричали «Браво!» Похоже, весь Голливуд чествовал Чаплина».
17 сентября 1952 года Чаплин
отплыл с семьей в Англию. Перед отъездом он вел тяжелые переговоры о том, чтобы
иметь право на возвращение в США. Актер находился в море уже два дня, когда
узнал, что для того, чтобы вернуться, он должен пройти через расследование. Он
решил не возвращаться.
Погостив в Лондоне, семья
Чаплина временно обосновалась в лозаннском отеле «Бо Риваж». Чарли скоро
подыскал подходящий дом. Уже в январе они заняли Мануар-де-Бан («Поместье
изгнанника») в Корсье-сюр-Веве — трехэтажную виллу вкупе с 37 акрами земли,
отведенными под парк, сад и цветник. В семье родилось еще четверо детей: Юджина
(1953), Джейн (1957), Аннет (1959) и Кристофер (1962).
В Швейцарии у семьи Чаплина
было много друзей: королева Испании, граф д'Антраг, кинозвезды и писатели.
Весной в гости приезжали англичане и американцы, а сами Чаплины много
путешествовали. Уна бьша для Чаплина не только женой, матерью его детей, другом
в несчастье — она стала его божеством. Старость великого комика прошла в
удивительной гармонии с этой хрупкой, скромной и милой женщиной.
В 1957 году вышел фильм
«Король Нью-Йорка». В образе короля Шедоу, изгнанного из своего королевства и
прозябающего в Нью-Йорке, возродились некоторые черты бродяжки Чарли
Беспомощность и незащищенность по-прежнему сочетались в нем с чувством
собственного достоинства и человечности. Фильм, однако, был запрещен к показу в
США.
Чаплин и Уна время от времени
совершали вылазки в Париж или Лондон. В июле—августе 1961 года они с детьми
побывали на дальнем Востоке, а весной 1962-го впервые посетили Ирландию, где
Чаплин пристрастился к ловле лосося. Оксфордский университет присудил ему
почетную степень доктора литературы (1962). Десять дней спустя Даремский
университет последовал примеру Оксфорда. Вышла книга Чаплина «Моя
автобиография».
В 1966 году он поставил фильм
«Графиня из Гонконга» — салонную комедию с участием Софии Лорен, Марлона Брандо
и нескольких комиков. За неделю до конца съемок Чарли облачился в костюм для
своей последней роли в кино. Он играет пожилого стюарда, подверженного сильным
приступам морской болезни. Персонаж относится к его любимому комическому типу,
и он воплотил его в пантомиме без слов, как делал это в самых первых своих
ролях на экране.
Критика единодушно признала
картину неудачной. Однако имя Чаплина обеспечило ей прокат почти во всем мире.
Постепенно силы покидали
великого актера Изредка появлялись сообщения о его новых замыслах, планах. Но
все они остались неосуществленными. Гораздо чаще появлялись сообщения о знаках
внимания и признательности, поступавшие из разных стран. На Каннском фестивале
1971 года он получил специальный приз за творчество в целом и тогда же был
удостоен ордена Почетного легиона. На международном кинофестивале в Венеции он
получил «Золотого льва» (1972).
В 1972 году американская
киноакадемия с опозданием воздала Чаплину должное, присудив ему «Оскар» «за выдающийся
вклад в превращение кино в искусство». Актер, наученный горьким опытом,
приготовился к нападкам, но появление его на церемонии вызвало бурные овации
Пораженный таким приемом, он с трудом подбирал слова и продемонстрировал старый
трюк с котелком. Через год о нем снова вспомнили, когда фильм «Огни рампы»
завоевал свой «Оскар» в Лос-Анджелесе.
В октябре 1974 года Чаплин
приехал в Лондон на представление своей книги «Моя жизнь в кино». В марте
следующего года королева возвела его в рыцарское звание. Церемония вылилась в
безусловный триумф Чаплина.
Еще при жизни о нем
складывали легенды. Например, рассказывали о том, что американский Институт
общественного мнения вычислил трех самых знаменитых людей всех времен: на
первом месте оказался Иисус Христос, на втором — Чарли Чаплин, на третьем —
Наполеон Бонапарт. Или легенда о том, что в Лондоне был устроен международный
конкурс подражателей Чаплину, на котором участвовало девяносто человек, а сам
Чарлз Спенсер, выступавший инкогнито, был лишь третьим.
Величайший актер кино,
гениальный комик тихо скончался в рождественскую ночь, 25 декабря 1977 года.
Его скромно похоронили на кладбище при англиканской церкви в Веве.
Узнав о его смерти, Лоренс
Оливье сказал. «Может быть, он являлся величайшим актером всех времен». Жан-Луи
Барро назвал его «высочайшим образцом актерского совершенства и творческого
гения как на театральных подмостках, так и в кинематографе. Но прежде всего он
непревзойденный мим, и своим мимическим искусством он учит, что можно добиться
максимального эффекта без единого жеста — неподвижностью полной и завершенной»
Для Федерико Феллини Чарли был «в известном смысле Адамом, от которого все мы
ведем родословную.. Он был двуедин: Бродяга — и одинокий аристократ, пророк,
проповедник, поэт». Американец Боб Хоуп был краток: «Нам посчастливилось быть
его современниками».