Итальянская актриса.
Выступала с огромным успехом во многих странах мира. Играла в пьесах А.
Дюма-сына, Г. Д'Аннунцио, М. Метерлинка и др.
Элеонора Джулия Амалия Дузе
родилась 3 октября 1858 года в гостинице «Золотая пушка» в Виджевано,
ломбардском городке, находившемся в то время в подчинении у Австрии. Дед Элеоноры, Луиджи Дузе,
был последним из крупных представителей комедии дель арте. Отец Элеоноры,
Винченцо Алессандро, страстно любил театр и живопись. Его жена, Анджелика
Каппеллет-то, происходившая из крестьянской семьи, никогда не выступала на
сцене. Лишь выйдя за Алессандро, она стала иногда участвовать в спектаклях.
Маленькой труппе, к которой
принадлежали Алессандро Дузе и его жена, приходилось все время кочевать с места
на место, голодать и переживать вечную неустроенность бродячей жизни
бедняков-актеров.
В семь лет Элеонора Дузе уже
изъездила вдоль и поперек Ломбардию, Пьемонт, Венецианскую область, Истрию и
Далмацию. Еще не научившись как следует говорить, она уже сделала первые шаги
на сцене. Дузе выступала в роли Козетты в «Отверженных» Гюго. После смерти
матери двенадцатилетней Элеоноре, как дочери капокомико (руководителя группы),
пришлось заменить ее в театре.
Окончательное утверждение
молодой актрисы на сцене произошло 1 августа 1879 года после исполнения ею роли
Терезы Ракен в одноименной мрачной драме страстей Эмиля Золя. В мае 1881 года
Элеонора вышла замуж за актера Тебальдо Кекки.
Некоторые критики сравнивали
Дузе с Эме Дюкле, исполнительницей пьес Дюма-сына. Элеонора сразу почувствовала
в ней родственную душу и загорелась желанием продолжать ее деятельность,
прерванную преждевременной смертью. Дузе возобновила «Жену Клода», «Свадебный
визит» Дюма-сына. Затем добилась постановки «Сельской чести» Верга. Эта
лаконичная драма привлекла ее простотой формы и глубокой поэзией чувств:
«...Две женщины— торжествующая соблазнительница и маленькое доверчивое существо
— соблазненная. Вина наглая и вина стыдливая, жестокость красоты и бессилие
доброты. Двое мужчин, и ни один из них не встает на защиту жертвы». Премьера
спектакля состоялась на сцене театра «Кариньяно» 14 января 1884 года.
Многочисленные зрители были охвачены неописуемым восторгом.
Через год, во время гастролей
в Риме, граф Примоли прочитал актрисе новую драму Дюма-сына «Дениза». Дузе
показалось, что героиня пьесы — это она сама, целомудренная, замкнутая
девушка-подросток. Она тотчас приступила к репетициям.
«Дениза» была поставлена на
сцене театра «Балле». По окончании последнего спектакля перед театром собралась
толпа зрителей, встретившая появление актрисы криками: «Да здравствует Дузе! Да
здравствует наша Дузе!» Шумная процессия с бенгальскими огнями проводила
триумфаторшу до самого дома.
Летом она с труппой Чезаре
Росси отправилась в Южную Америку. Этими первыми заграничными гастролями
начались для Дузе бесконечные скитания по свету. Рио-де-Жанейро, Монтевидео,
Буэнос-Айрес... Когда у нее спрашивали, какую страну она предпочитает, актриса
отвечала: «Переезд».
В это время на долю Элеоноры
выпало тяжелое испытание. Чувство, соединившее ее и актера Флавио Андо,
неизбежно привело к разрыву с мужем. Тебальдо Кекки остался в Аргентине. Она
пообещала погасить его долги и заботиться о содержании маленькой дочери,
которая осталась на попечении отца.
В марте 1886 года Дузе
создала «Труппу города Рима», директором и премьером которой стал Флавио Андо.
В течение шести-семи лет жизнь актрисы протекала, пожалуй, довольно
благополучно. Переходя из театра в театр, она от спектакля к спектаклю завоевывала
все большую популярность. Итальянский театральный критик Ярро писал:
«По-видимому, из всего, что замечаешь в ней, самым своеобразным является жест.
В некоторых сценах, особенно в эмоциональных, почти каждое слово у нее
сопровождается жестом. Я бы сказал, что ее длинные руки — это крылья разума,
которые служат ей, чтобы доносить до каждого зрителя смысл того, что она
говорит...»
22 ноября 1888 года, в
бенефис Элеоноры в миланском театре «Мандзони», состоялась премьера «Антония и
Клеопатры». Спектакль принес Дузе невиданный успех. Однако, счастливо закончив
турне по Италии, в последующие месяцы она не смогла найти на родине театра,
который пожелал бы пригласить ее. Поэтому снова уехала за границу, где почти
целый год играла на сценах Египта и Испании.
13 марта 1891 года состоялось
первое выступление Дузе в Петербурге. На сцене Малого театра она играла в «Даме
с камелиями». Итальянка заставила зрителей плакать навзрыд над горестными
переживаниями Маргерит Готье. На следующий вечер давали «Антония и Клеопатру».
Зал был переполнен. То же самое повторялось на всех сорока пяти спектаклях,
несмотря на повышенные Цены билетов. В тот вечер в зале находился молодой А.П.
Чехов. В ночь на 17 марта, то есть сразу после спектакля, он написал своей
сестре Марии Павловне: «Сейчас я видел итальянскую актрису Дузе в шекспировской
«Клеопатре». Я по-итальянски не понимаю, но она.так хорошо играла, что мне
казалось, что я понимаю каждое слово. Замечательная актриса! Никогда ранее не
видал ничего подобного...»
Затем Дузе выступала в
Москве, Харькове, Киеве, Одессе. Повсюду ее встречали с неподдельным восторгом.
В Петербурге вышла в свет первая русская монография о Дузе; знаменитый
живописец Репин написал ее портрет; ее автографы, Репродуцированные с
благотворительной целью, раскупались нарасхват.
Первое турне Элеоноры Дузе в
России продолжалось почти год. Актриса М.А. Крестовская вспоминала: «Дузе не
гримировалась, никогда не надевала париков, не надевала корсета. У нее была
такая сильная творческая воля, что ей служило все ее существо: взгляд, губы,
брови, лоб, каждое движение. У нее была еще одна особенность — реквизит оживал
в ее руках: цветы, письмо любимого человека, обручальное кольцо Норы — все эти
вещи жили в ее руках. Но самое главное, что ее отличало от всех актрис того
времени, — это то, что она играла не текст роли, а ее подтекст. К.С.
Станиславский пришел к этому термину, когда стал ставить Чехова. На губах Дузе
вы читали не произнесенные ею слова, в ее глазах — не оформленные в слова, но
промелькнувшие мысли».
Дузе интересовалась всем — и
наукой, и литературой, и просто жизнью. Она выписывала книги из разных стран и
на разные темы, в том числе и философские. Элеонора читала очень много. Сыграв
в нескольких пьесах Дюма-сына, она выучила французский язык и вступила с
автором в длительную переписку.
В ноябре 1892 года в
берлинском «Лессинг-театре» состоялся дебют Дузе в «Родине» Зудермана. На
другой день после спектакля автор писал жене в Дрезден: «Это был грандиозный
вечер! Там была моя Магда, чистая, светлая... Теперь уже никто не посмеет ее
обижать. Рассказать тебе о ее искусстве я просто не в силах. Нашу Магду она
видит в идеальном свете, к тому же добавляет от себя тысячи и тысячи находок и
всяких откровений...»
Известно, что из уважения к
величию смерти Элеонора Дузе избегала показывать ее на сцене. Так и в «Родине»
она перенесла сцену смерти отца Магды за кулисы, и зритель догадывался о
случившемся лишь по поведению актрисы, по охватившему ее ужасу и смятению.
В январе 1893 года Элеонора
Дузе прибыла в Нью-Йорк. Первое знакомство с городом буквально ошеломило ее.
«...И я увидела огромный город, — писала она искусствоведу Риччи, — всюду
колеса, экипажи, магазины и странные здания, кругом навязчивая реклама, шум и
грохот... Ни единой улыбки живого искусства, ничего, на чем могли бы отдохнуть
глаз и душа...»
Дузе выступала в Нью-Йорке,
Филадельфии, Чикаго и Бостоне. Она не стала продлевать гастроли, поскольку еще
раньше заключила контракт с лондонским «Лирик-тиетр».
Свое международное турне она
закончила 31 января 1894 года в Мюнхене. Дузе стала признанной властительницей
дум в театральной жизни Германии. Г. Гауптман писал: «Для меня она самая
великая актриса, более того, она — олицетворение самого искусства». В то время
был принят термин «прозрачность», которым определяли все тонкое, нежное,
уязвимое. Как раз этого эффекта прозрачности и достигала Элеонора, особенно
когда передавала душевное состояние женщин, сломленных жизнью.
В Мюнхене Дузе распустила
свою труппу. Расстался с ней и Флавио Андо, который перешел в труппу Лейгеба.
Актеры преподнесли Элеоноре трогательный адрес.
В сентябре 1894 года на
отдыхе в Венеции Анджело Конти представил Дузе двух поэтов — Габриэле
Д'Аннунцио и Адольфо де Бозиса. Встречи в Венеции, разговоры об искусстве
буквально опьяняли Элеонору. Ей казалось, что имен но Д'Аннунцио создаст для
нее произведение, которым она достойно завершит свой путь в искусстве.
Через несколько месяцев, во
время короткого отдыха в Венеции, Дузе снова встретилась с Д'Аннунцио. Они
говорили об искусстве, о театре, о поэзии, а сердца их уже заключили меж собой
тайный договор.
Пригласив на первые роли
актера Альфредо де Санктиса, Дузе отправилась в турне по Европе, исколесив ее
за год из конца в конец, после чего начались новые гастроли по Америке. В
течение всего пребывания в США в 1896 году актрисе оказывались королевские
почести. В Вашингтоне президент Кливленд присутствовал на всех спектаклях Дузе
и приказал украсить ее уборную розами и белыми хризантемами, цветами, которые
она больше всего любила. Изобретатель Томас Алва Эдисон, не пропустивший ни
одного спектакля, предложил записать на фонограф последнюю сцену «Дамы с
камелиями». Увы, запись не удалась. В Нью-Йорке Элеонора познакомилась с
художником Эдоардо Гор-диджани и тот вызвался написать ее портрет.
1 июня 1897 года Дузе уже
выступает в Париже на сцене театра «Ренессанс». Первый спектакль —«Дама с
камелиями». Несмотря на высокую цену за билеты, зал был переполнен. Первые три
акта прошли в нервозной обстановке. Начался четвертый акт — апогей страданий и
несчастной страсти героини. Здесь Дузе была несравненна. И зал был взят.
Спектакль закончился под гром аплодисментов. Среди восторженных криков публики
слышался голос Сары Бернар, из своей ложи кричавшей вместе со всеми: «Браво!
Браво!»
По просьбе Дузе Д'Аннунцио
написал пьесу «Сон весеннего утра». Этот спектакль также имел огромный успех.
На премьеру прибыл президент Французской республики Феликс Фор.
В июле 1897 года Дузе
рассталась со своей прекрасной квартирой в Венеции и переехала в скромную виллу
в Сеттиньяно, неподалеку от Флоренции. В марте следующего года ее соседом стал
Д'Аннунцио, поселившийся в Каппончине. Именно тогда он и окрестил домик Дузе
именем «Порциункола».
Актриса с успехом играет в
«Родине», «Второй жене» Пинеро, «Трактирщице» и «Жене Клода». Она всегда
разная, всегда новая, всегда оригинальная.
12 июня 1898 года имя
Элеоноры Дузе было присвоено болонскому театру «Брунетти». «Хотелось бы, чтобы
он стал храмом подлинного искусства», — сказала она посланцу, сообщившему ей
эту приятную весть.
В сентябре 1899 года вместе с
труппой Луиджи Рази она отправилась в турне по Швейцарии, Германии, Румынии,
Венгрии, Австрии. Дузе писала Д'Аннунцио из Виши: «...Вот я уже в открытом
море, снова вечные гостиницы... А ты работай. Благословен Господь, что
направляет тебя!., жизнь скоротечна. Не мешкай же на своем пути...» И, выражая
ему свою безграничную преданность, добавляет: «...Я бы хотела отдать тебе всю
свою жизнь, чтобы помочь победить тому, что в тебе не должно умереть, — твоему
благородству...»
Теперь Дузе играет в основном
пьесы своего друга. «Джоконда», «Мертвый город», «Франческа да Римини»... В
предисловии к трагедии «Франческа да Ри-мини» Д'Аннунцио посвящал ей следующие
строки- «Это она на звонкий мой смычок, скрутивши, новый волос натянула и
заново покрыла канифолью, чтобы мощнее звуки издавал...» И в заключение
восклицал. «Пусть вечно в тайниках души твоей трепещет, негасим, огонь
священный»
Элеонора целых два года
посвятила репертуару, состоявшему почти исключительно из его пьес. Упорная
неприязнь публики к пьесам Д'Аннунцио создала для Дузе финансовые затруднения,
так что ей в конце концов пришлось включить в свой репертуар несколько пьес,
обеспечивающих более верный успех. Тем временем Д'Аннунцио за двадцать восемь
дней написал свое лучшее произведение для театра — «Дочь Йорио».
Премьера «Дочери Йорио» была
назначена на 2 марта 1904 года в миланском театре «Лирико». Дузе попросила
отсрочить премьеру на несколько дней. И тут Д'Аннунцио, подталкиваемый нетерпением,
отказался перенести день премьеры и поручил главную роль Ирме Граматика.
После успеха «Дочери Йорио»
итальянская публика стала относиться к пьесам Д'Аннунцио с большим доверием.
Дузе телеграфировала из Рима своей подруге Эмме Гарцес: «Ожидаемая и одержанная
победа искупает все... Она ни на день не задержалась, в этом истинное утешение.
Так должно было быть». Она всегда верила в успех его драм, семь лет жила этой
верой, жертвуя ради нее своим временем, славой, деньгами, желая воздвигнуть
пьедестал для его искусства. Играя почти исключительно в пьесах Д'Аннунцио,
Дузе осталась без денег, без репертуара и, более того, — тяжело больной.
Убедившись в том, что больше не нужна поэту, она порвала с ним навсегда.
«Остановиться в искусстве —
это значит отступить», — говорила она. «Обновление или смерть», — таково было
ее кредо. Дузе обратилась к произведениям Шелли. «Какое светлое имя — Шелли!
Как он любил жизнь, не искажая при этом истин». Она читает Еврипида. Потом
находит и выбирает для постановки «Монну Ванну» Метерлинка, которую Адольфо де
Бозис переводит для нее на итальянский.
В мае 1904 года Дузе начинает
сезон в миланском театре «Лирико». Она ставит «Даму с камелиями», «Кукольный
дом» и «Монну Ванну». В одной из рецензий, посвященных ее выступлению,
Лепорелло отмечал, что «романтическая героиня Маргерит Готье благодаря Дузе
приобрела новый аромат юности и элегантности». Заслуга в том, что Маргерит Дузе
помолодела, отчасти принадлежала, несомненно, Жану Филиппу Ворту. Дузе познакомилась
с ним во время своего пребывания в Париже в 1897 году. С тех пор он до конца
жизни остался ее преданным другом, бескорыстным и горячим помощником.
Успех на сцене и хорошие
сборы как будто способствуют тому, что у нее снова появляется вкус к жизни: она
элегантно одевается, встречается с друзьями, бывает в среде писателей и
артистов, оказывая покровительство молодым и малоизвестным.
Дузе играет в Лондоне. На
сцене «Уолдорф-тиетр» она выступила во «Второй жене». Успех был невиданный.
Бернард Шоу писал: «Дузе заставляет поверить, что разнообразие ее поз и
прекрасных движений неистощимо. Все идеи, малейший оттенок мыслей и настроения
выражаются ею очень тонко и в то же время зримо...»
В течение четырех лет Дузе
играет главным образом за границей и почти исключительно в пьесах Ибсена — в
«Росмерсхольме», «Гедде Габлер», «Женщине с моря», наконец, в «Йуне Габриэле
Боркмане». Ибсен стал ее добрым гением, ее светочем, поддержкой в ее трудной
жизни
«Кто-нибудь из других актрис
мог бы, наверное, сыграть Гедду с большей точностью. Но ни одной из них никогда
не под силу подняться до тех высот, до каких поднимается Дузе», — писал
известный немецкий критик Альфред Керр. Возможно, в одиночестве Гедды, в ее
ненависти к окружающему миру филистерства Элеоноре виделось какое-то отражение
ее собственной духовной драмы.
«Вся жизнь была для меня
дебютом, — заметила однажды Дузе, — и когда после спектакля в Берлине я смогла
сказать то, что, мне кажется, никогда уже больше не смогу сказать: «Духи
Росмеров, облагораживая душу, разрушают счастье», — после этого я поклялась в
душе, что уйду со сцены». Правда, из практических соображений она продолжила
гастроли. 1 февраля 1909 года Дузе сыграла в «Женщине с моря». Спектакль шел
под нескончаемые овации. Затем она уехала в Берлин и после нескольких
спектаклей в зените славы оставила сцену.
Дузе без особого успеха
пыталась создать на свои средства «Библиотеку для актрис». Во время войны она
посылала солдатам книги, одежду и многое другое, а в 1916 году отправилась в район
боевых действий, чтобы выступать во «Фронтовом театре». Когда затея
провалилась, Дузе помогала солдатам писать письма, ухаживала за ранеными.
В том же году Элеонора Дузе
по просьбе актера Фебо Мари и компании «Амброзио-фильм» снялась в фильме
«Пепел». «Эта работа полна для меня очарования, и я принимаюсь за нее с таким
увлечением. Как я могла на целых пять лет забыть о своей душе!» — писала
актриса Во время съемок она больше всего боялась «крупных планов», которые
казались ей всегда нескромными, и молила, чтобы ее оставляли в тени, снимали в
манере Гриффита, без подчеркнутых ракурсов.
После окончания войны Дузе
переехала в Англию, к дочери. Но, оставшись почти без средств, вернулась в
театр.
Она отказалась от грима и
парика. «Я появляюсь перед зрителями, не скрывая своего лица, на котором они
увидят следы усталости, не пряча своих морщин и седины. Если они примут меня
такой, какая я есть, я буду рада и счастлива. Если же нет, я снова вернусь в
свое одиночество», — говорила Дузе.
Первый спектакль — «Женщина с
моря» — состоялся 5 мая 1921 года в Турине. При появлении Дузе весь зал
поднялся с мест, и раздался такой ураган аплодисментов, что растроганная
актриса несколько секунд не могла прийти в себя. То же самое повторилось и в
конце спектакля. Это был незабываемый триумф, который сопутствовал Дузе и в
Милане, и в Генуе, и в Риме.
И снова — гастроли. «Чтобы не
умереть, нужно жить», — написала она в одном из писем и приняла приглашение
выступить в Лондоне. Затем была Вена и последние гастроли по Америке.
В Нью-Йорке ее встретили как
королеву — движение на улицах огромного города замерло, пропуская ее
автомобиль, направлявшийся в отель «Маджес-тик» в сопровождении почетного
эскорта конных полицейских.
На первом спектакле —
«Женщина с моря» — огромный зал «Метрополитен» был переполнен. Дузе вышла без
грима, совершенно седая... Публика пребывала в растерянности... Но при первом
же звуке ее голоса поднялись потрясающие аплодисменты и крики: «Да здравствует
Дузе! Браво!» «И через несколько минут, — вспоминает немецкая актриса Ирэна
Триш, — седина была забыта, и вся духовная красота Дузе встала во всем ее
блеске. Успех был безумный; такого успеха она еще не имела в Америке, даже
будучи молодой».
5 апреля 1924 года, приехав
на спектакль в Питтсбург, актриса, из-за фатальной ошибки шофера, оказалась у
театра слишком рано. Двери были еще заперты, шел проливной дождь Она
почувствовала себя плохо, но все равно играла. Заключительные слова пьесы Марко
Прага «Закрытая дверь»: «Одна, одна» — были последними словами, сказанными ею
на сцене. На следующий день Дузе слегла. «Сейчас я не боюсь умереть, только не
оставляйте меня умирать вдали от Италии», — молила она.
В пасхальный понедельник 21
апреля 1924 года, в час ночи, Элеонора Дузе обрела бесконечный покой... По
указанию правительства тело великой актрисы привезли в Италию и похоронили в
Азоло, «между Монтелло и Граппа», как она хотела.