Американский киноактер.
Снимался в фильмах: «Марокко», «Мистер Дидс переезжает в город», «Познакомьтесь
с Джоном Доу», «Сержант Йорк» (премия «Оскар»), «По ком звонит колокол», «Ровно
в полдень» (премия «Оскар»). Награжден специальной премией «Оскар» за большой
вклад в искусство кино (1960).
Фрэнк Джеймс (Гари) Купер
родился 7 мая 1901 года. Детство его прошло на семейном ранчо в штате Монтана.
Умение лихо управляться с лошадьми пригодилось ему в актерской карьере.
Образование Гари получил в Великобритании и США. В колледже, где он изучал
живопись и историю искусств, его называли «Ковбой Купер».
Гари попытался стать
газетным карикатуристом, но без особого успеха. В конце 1922 года он очутился в
Лос-Анджелесе без работы и без денег Случайно встретившиеся приятели-ковбои
посоветовали ему устроиться на киностудию статистом.
В течение нескольких лет
Купер за десять долларов в день исполнял трюки на лошадях. Удача улыбнулась ему
в 1926 году на съемках вестерна «Завоевание Барбары Уорт». Актер Гарольд
Гуд-вин, утвержденный на роль, не смог принять участие в этом фильме. И тогда
статист Гари Купер осмелился предложить режиссеру Генри Кингу свою кандидатуру.
Результат превзошел все ожидания: «Завоевание Барбары Уорт», первая картина с
участием Купера, имела оглушительный успех. В этой мелодраме были заняты звезды
того времени Вильма Бэнки и Рональд Колман. Но публике и критике больше всех
понравился Гари Купер.
Голливудская студия
«Парамаунт» тут же подписала с ним долгосрочный контракт, чтобы занимать его
исключительно в вестернах. Прежде всего подкупала внешность актера: высокий
рост, стройная фигура, сухощавое мужественное лицо с прямым — римским — носом,
волевым, но отнюдь не массивным подбородком и красивыми светлыми глазами. О его
походке можно было бы написать целое исследование. Не менее подкупающим было и
его экранное поведение: полная естественность поз и жестов, уверенная
неторопливость движений, то спокойное достоинство, которое свидетельствовало о
незаурядной силе личности и внушало веру в возможность совершения им любого
подвига. Этот привлекательный образ — в самых разных вариантах Гари Купер
пронесет через всю актерскую биографию.
Не прошло и двух лет, как
за исполнение роли в «Виргинце» он был признан лучшим актером года.
В 1929 году после картины
Виктора Флеминга «Песни волка» о Купере заговорили уже как о выдающемся актере.
Он был счастлив и, наконец, влюблен в свою партнершу, актрису Люпе Веллес,
мексиканку с изящной талией и шикарным бюстом. Уже тогда в «Парамаунте»
забеспокоились, как бы слишком вольное поведение актера «с этой мексиканкой» не
повредило его имиджу героя-праведника. Внимание всей лос-анджелесской прессы
было приковано к этому роману. Поползли слухи, что Купер и Веллес собираются
пожениться.
А вечером 13 сентября
1930 года в прессе появилось сенсационное сообщение: «Актриса Люпе Веллес на
вокзале выстрелила в упор в своего любовника (и без пяти минут мужа)
голливудского актера Гари Купера. К счастью, она промахнулась».
Люпе не знала, что студия
«Парамаунт» фактически поставила ему ультиматум: расстаться либо с ней, либо с
амплуа ведущего актера. Купер — любимец публики, благородный ковбой, рыцарь без
страха и упрека — был заложником собственного имиджа и не имел права разрушать
этот миф скандальными приключениями. Студия посылает Купера в Европу, подальше
от Люпе. Для публики — он едет в отпуск
В июле 1931 года
«Парамаунт» возвращает своего актера в Лос-Анджелес, где начинаются съемки
картины «Его женщина». Джек Мосс посоветовал Куперу коллекционировать. .
спортивные машины, а в перерывах между фильмами — их стало теперь не меньше
пяти в год — уезжать в Африку охотиться. На страницах иллюстрированных журналов
появляются фотографии квартиры актера в Лос-Анджелесе Полы и кресла устланы
шкурами тигров и зебр, стены украшены головами львов, гепардов, антилоп.
На приеме по случаю
завершения картины «Мы живем сегодня» Купер знакомится с 20-летней Вероникой
Бэлфе, девушкой из высшего общества: ее дед был богатейшим фруктовым
плантатором, а отчим — влиятельным финансистом с Уолл-стрит. Юная Рокки, как ее
называли домашние, в восторге от Гари. 15 декабря 1933 года они поженились.
Этот брак по расчету стал
для Купера почти непосильной обузой. «Гари втиснул себя в образ жизни, который
полностью противоречил его природе, но который навязала ему жена: бесконечные
обеды, приемы, роскошные привычки. Мы, партнерши Гари, чувствовали его истинную
натуру: он был создан для бескрайних прерий, а не для унылых гостиных,
сдержанная и утонченная светская беседа утомляла его до смерти. Больше всего он
походил на страдающего дикого зверя в клетке», — вспоминала Ингрид Бергман.
Газеты и журналы охотно
публиковали фотографии, на которых Гари изображен рядом с молодой безупречно
одетой женой и очаровательной дочуркой Марией.
На протяжении конца 20-х
и 30-х годов, снявшись более чем в тридцати фильмах, Купер не только становится
одной из главных звезд Голливуда, но и завоевывает репутацию крепкого
профессионала, способного придавать самые разнообразные оттенки своему
постоянному амплуа. Влиятельнейший голливудский кинокритик заявил, что есть два
непревзойденных символа американского кино: Гари Купер и Чарли Чаплин.
Купер с равной
естественностью чувствует себя в приключенческом и военном фильме, комедии и
психологической драме. Приход в кино звука увеличивает его популярность.
Оказывается, что он так же растягивает слова, как и жесты, вдумчиво и с
уверенностью в собственной правоте.
Герои Купера
неукоснительно чтили ковбойский кодекс. Это не зависело от того, изображал ли
актер известного западного искателя приключений Дикого Билла Хикока в фильме
Сесиля де Милля «Житель равнин» (1936) или никогда не существовавшего
техасского рыцаря Коула Хардена из картины Уильяма Уай-лера «Человек с Запада»
(1940). Все равно оба они были одинаково безупречны и одинаково легендарны.
От серийных вестернов он
быстро переходит к крупным картинам, работает с ведущими мастерами американского
кино: Льюисом Майлстоуном («Предательство», 1929), Джозефом фон Штернбергом
(«Марокко», 1930), Рубеном Ма-муляном (Городские улицы», 1931), Фрэнком
Борзеджем («Прощай, оружие», 1933), Кингом Видором («Свадебная ночь», 1934),
Эрнстом Любичем («Восьмая жена Синей Бороды», 1938). За роль миллионера Дидса в
социальной комедии Фрэнка Капры «Мистер Дидс переезжает в город» («Во власти
доллара», 1936) он впервые претендовал на премию «Оскар». Престижный приз
принесла ему роль в фильме Хауарда Хоукса «Сержант Йорк» (1941)...
Конечно, в потоке
фильмов, рассчитанных на эксплуатацию его внешних данных и популярности, актера
постоянно подстерегают штампы, будь то образ ковбоя или офицера Но в основе
всегда лежит тип стопроцентного американца Не случайно Фрэнк Капра поручил
Куперу главную роль в своей социальной комедии «Познакомьтесь с Джоном Доу»
(1941).
Купер никогда и ни при
каких обстоятельствах не отказывается от съемок. Днем играл в одном фильме,
ночью — в другом. Как-то он пришел на съемки фильма «Дьявол и пучина»
совершенно больным, с высокой температурой. Купер несколько часов подряд провел
в седле, бешено галопируя по невадской пустыне. И лишь после того как оператор
выключил камеру, Гари упал, потеряв сознание.
Когда «Парамаунт» решает
экранизировать роман Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол» (1943), на
главную роль прочат Гари. Хемингуэй и Купер были друзьями с той поры, когда
Гари впервые сыграл молодого солдата в фильме «Прощай, оружие!». Они ездят
вместе в Африку на сафари, общаются домами. Для Хемингуэя Купер был
единственным, кто мог сыграть Роберта Джордана — преподавателя-идеалиста
американского колледжа, влюбленного в Марию. Потребовались значительные усилия,
чтобы «Парамаунт» смог вытащить Купера из «МГМ».
За роль в картине «По ком
звонит колокол» Гари Купер вновь оказался среди претендентов на премию «Оскар»,
но на этот раз киноакадемики присудили ее Лукасу.
Он продолжал сниматься в
вестернах. Во время съемок актер упал с лошади и чудом не разбился насмерть. Из
больницы он выходит другим человеком. Желчным, раздражительным. А вскоре
случается невозможное: 47-летний Гари Купер избивает жену Рокки. Америка в
шоке: как горько она разочарована в своем рыцаре, в своем благородном герое1
Партнеры по картине
теперь опасаются Гари, актрисы, обычно охотно флиртующие с ним на съемках,
стараются держаться от него подальше. Его срывы учащаются, и вновь наступает
момент, когда он впадает в бешенство. Партнерша Патриция Нил, чтобы успокоить
Гари, уводит его в свою гримерку...
Теперь их часто видят
вместе в кафе, на набережной. Впервые после истории с Люпе Гари чувствует, что
по-настоящему влюблен. Патриция Нил моложе Гари на 25 лет.
Купер бросает семью и
уходит к своей любовнице. Первый раз за тридцать лет своей актерской карьеры
Купер прерывает съемки и увозит Нил во Флориду. Он заявляет журналистам, что
Патриция — самая большая любовь его жизни.
Во флоридском уединении
Куперу попадается на глаза статья о том, что, по всей вероятности, карьера его
закончилась Картина «Яркий лист», в которой Гари снялся вместе с Пат, принесла
кассовый сбор вдвое меньше, чем ожидалось. Студия «Парамаунт» впервые понесла
убытки на фильме с участием Купера. «Вряд ли американцы захотят теперь видеть в
роли благородного рыцаря этого лицемера, бросившего жену и ребенка», — писала
«Лос-Анджелес тайме».
В 1952 году на экраны
вышел вестерн Фреда Циннемана «Ровно в полдень» с Гари Купером в роли шерифа
Кейна. Пятидесятилетний актер остро переживал затянувшуюся размолвку со своей
супругой Рокки и уже не находил особой радости в новом романе с Патрицией Нил.
Его донимали артрит, боли в спине и язва желудка, а как выяснилось уже после
окончания съемок, вдобавок ко всему Купер нуждался в удалении грыжи. По
Голливуду поползли слухи, что «старина Куп» свое отыграл. Две его последние
картины оказались полным провалом, и, чтобы работать у продюсера Стенли
Крамера, актер был вынужден существенно снизить свой гонорар. «Я сказал ему
«Просто выгляди усталым», — вспоминает Циннеманн. — И он так и сделал, причем
великолепно»
Первая же неожиданность
картины заключалась в том, что герой находился не в преддверии его мужественной
карьеры, а в ее конце. Шериф, слагая с себя все полномочия, собирается уезжать.
Когда появился фильм «Ровно в полдень», заговорили о «сверхвестерне». Главный
персонаж картины уже не тот непобедимый чемпион, которому все легко дается;
маска «виртуоза прицельной стрелы» слетает, и мы видим лицо одинокого
израненного человека, которому страшно Гари Купер великолепно передает новое
воплощение героя вестерна; великий актер сумел несколькими скупо намеченными
чертами придать своему герою удивительную человечность.
За свою роль в фильме
«Ровно в полдень» Гари Купер удостоился «Оскара». Его игра была одновременно
человечной и героической, что тотчас поставило картину в ряд классики «Стоило
только взглянуть на его лицо, как вы уже читали его мысли», — сказала его
партнерша по фильму Грейс Келли.
Узнав о болезни дочери
Марии, он немедленно возвращается в Лос-Анджелес. В прессе появилось сообщение:
актер Гари Купер, лечившийся во Флориде от нервного расстройства, прервал
отдых, едва узнав о болезни своей любимой дочери Марии. Теперь семья снова
вместе.
Жена Рокки, используя
свои высокие связи в Ватикане, устроила для Купера частную аудиенцию у Папы Пия
XII. Это наивысшее признание, которое Гари получил не просто как актер, но как
национальный символ Америки.
9 апреля 1959 года он
совершит шаг, который его мать Алиса Купер не простит ему до самой смерти:
поддавшись уговорам жены и дочери, Гари переходит в католичество. Церемония
состоялась в одной из церквей Лос-Анджелеса.
Купер выглядел вечно
усталым. Он страдал от язвы желудка и многочисленных травм, полученных за
десятилетия езды на лошадях, прыжков и падений, но продолжал сниматься в
нескольких фильмах ежегодно. Несмотря на пошатнувшееся здоровье, он все так же
работал без каскадеров, сам проделывая сложнейшие трюки.
Морщины, усталость
придадут его героям 50-х годов психологическую глубину и драматизм. В течение
трех десятилетий Купер оставался в пятерке самых кассовых актеров Америки. Он
может уже диктовать свои условия фирмам и режиссерам. Хотя в большинстве своих
лент Гари продолжает воплощать идеальных героев, их судьба становится все более
драматичной. Шериф в фильме Фреда Циннемана «Ровно в полдень» (1952) побеждает,
но разочаровывается в людях. «Веракрус» (1954), «Дружеское увещевание» (1956) и
«Человек с Запада» (1958) вносят свой вклад в модернизацию вестерна и
переоценку воплощенных в нем ценностей, «Любовь после полудни» (1957) Билли
Уайдлера возвращает актера к его комедийным пристрастиям, а последний фильм —
английский триллер «Обнаженное лезвие» (1961) — приобретает трагическое
звучание.
В апреле 1961 года Куперу
был присужден третий «Оскар» — за многие памятные роли и личный вклад в
международное признание киноискусства. Премию за него получал его друг и
соратник Джеймс Стюарт. Через месяц, 13 мая, Гарри Купер скончался от рака.
Он умирал долго и
мучительно. От Папы Пия XII пришла ободряющая телеграмма, актеру звонил
президент Джон Кеннеди, у его постели неотлучно находились жена и дочь.
Смерть пришла около
полудня. Журналисты нашли это примечательным: один из самых знаменитых
вестернов Купера назывался «Ровно в полдень». И на следующий день газеты
написали: «Жизнь Гари Купера оборвалась ровно в полдень, когда солнце находится
в самой высокой точке небосклона. Разве это не достойная смерть для самого
безупречного рыцаря Америки?»