Эта былина дошла до нашего времени в
нескольких вариантах. В одном говорится, что действие происходит в
Киеве, в другой — в столице Византии Царьграде. В образе Идолища
поганого, как считают ученые, отображен обобщенный образ иноземного
врага, захватчика. Им мог быть татарский хан или печенег. Илья Муромец
отправился в Царьград, чтобы освободить город от захватившего его
страшного Идолища, рать которого держала в плену царьградского князя
Константина Боголюбовича.
Ехал однажды Илья в чистом поле и
повстречал на дороге калика перехожего, могучего мужика по прозвищу
Иванище. Идет этот Иванище себе спокойненько, на клюку опирается,
песенку мурлычет. А клюка у него в девяносто пудов. Не каждый богатырь с
такой справится. Подъехал к нему Илья и спросил, откуда идет, куда
направляется. Иванище ответил ему, что побывал он в славном граде святом
Иерусалиме, поклонился Гробу Господню, окунулся в святой реке Иордан,
обсушился под деревьями кипарисовыми, а на обратном пути заглянул в
Царьград, видел Идолище поганое, которое со своей ратью несметной держит
в страхе весь город.
Сковал он железными цепями князя царьградского Константина Боголюбовича.
— А каков же этот Идолище? — поинтересовался Илья.
— О, он страшнее черной ночи. Ноги у него, как деревья, руки, как
грабли, голова, как котел медный, глаза горят, нос крючком с локоть в
длину. А как на коня он садится, так земля под ним прогибается. И
выводят того коня двадцать человек. От такого страшилища потускнело
солнце над Царьградом. Воины Идолища захватили все церкви, бесчинства
творят. Все боятся его.
— И ты, Иванище, мужик неотесанный,
калик перехожий, богатырь русский, тоже забоялся его? Почему не
схватился ты с Идолищем? Не побил его воинов и его самого, не освободил
Царьград?
Ничего не ответил на это Ива-нище. Вздохнул Илья, слез со своего коня и говорит:
— Пойду я в Царьград, вызову на бой это Идолище, а ты, Иванище, бери
моего коня, моего Бурушку. Можешь ездить на нем куда хочешь, только дела
твори богоугодные. Бери и одежду мою богатырскую, а мне давай свою
одежду мужицкую, калицкую.
Дошел Илья до Царьграда, схватил тайно
одного воина, вытащил его в чисто поле и давай расспрашивать-выпытывать,
где сидит этот Идолище, каков он. Тот рассказал, что огромное Идолище
сидит в княжеском дворце, ест и пьет там, и нет на земле человека,
который сумел бы одолеть его. Бросил Илья его об землю, и дух из него
вылетел. Направился он в Царьград, прямо в княжеский дворец. А его не
пускают. Услышал Идолище шум у ворот, сам спустился. Увидел мужика в
простой одежде и спрашивает, кто он такой, зачем пожаловал в его
владения.
Илья ему отвечал, что он калик
перехожий, пришел из русского города Мурома. Спрашивало его Идолище, а
правда ли, что на Руси есть богатырь, которого зовут Илья, он тоже из
города Мурома, и он сильнее всех русичей.
Рассказал ему Илья, что Муромец из тех
же мест, откуда пришел он, калик перехожий, Муромец одного с ним роста,
ест и пьет он умеренно. Рассмеялся тут Идолище, говорит, что такой
богатырь ему не страшен. Сам Идолище съесть может быка запеченного и
выпить семь ведер пива. И говорит далее:
— Если Илья Муромец такой богатырь, как и ты, то возьму я его одной
рукой, посажу на ладонь и другой прихлопну. От него одно только мокрое
место останется.
— Смотри, как бы ручки твои не оторвались,— сказал Илья.
Обозлилось Идолище на такие слова, метнуло нож обоюдоострый в Илью.
Увернулся от него богатырь и метнул клюку девяностопудовую и убил
Идолище. А потом схватил поганого, вышел во двор и давай лупить им всех
его воинов. Всех перебил. Потом освободил он князя царьградского
Константина Бого-любовича. Тот благодарил его, просил остаться в
Царьграде, править с ним, предлагал ему великие милости. Только
отказался от всего Илья и отправился к себе домой.
В том же чистом поле встретил он мужика
Иванище и своего коня Бурушко. Переоделся он в свое богатырское платье и
отправился в стольный град Киев, служить своему князю Владимиру. |