Наиболее древний египетский миф о
Сотворении мира зародился в городе Иуну, расположенном недалеко от
современного Каира. В давние времена Иуну являлся центром поклонения
верховному богу солнца, который в разные времена назывался и Хепри, и
Атум, и Ра. Греки называли его Гелиополь, или Гелиополис, «город
солнца». В нем жители соорудили культовый столб-обелиск, который
почитался ими как символ первозданного холма, созданного древнейшим
богом солнца Хепри и возвысившегося над водами. Заливавший поля Нил
доставлял немало страданий крестьянам, вода уничтожала все их труды. И
только восходившее солнце своими горячими лучами прогоняло воду.
Не случайно поэтому первобытный мир или
хаос представлялся египтянам бесконечным водным пространством и тьмой.
Вокруг ничего не было. И только лучи солнечного бога Хепри пробили тьму.
Тогда появился свет, стало тепло, и мрак рассеялся. Но кругом была
вода. Солнечный бог Хепри принялся за дело — он начал создавать твердь. И
вскоре из воды появился холм, и вода отступила. Так возникла земля. Но
для начала жизни этого было мало. И бог Хепри приступил к созданию
окружающего мира. Из его дыхания родился сын, названный Шу, что означало
«воздух», из слюны — дочь Тефнут, что означало «влага». Затем Шу и
Тефнут стали родителями бога земли Геба и богини неба Нут. Шу отрывал
Нут от Геба, тем самым создавая мир и предохраняя его от возвращения в
хаос. Заходящее солнце вечером проглатывалось Нут, а утром опять
рождалось. На этом сказание о Сотворении мира заканчивалось. Никакими
особыми деяниями боги не отличились.
В разных местах Древнего Египта возникали свои легенды и мифы о
Сотворении окружающего мира. Очень часто творцами богов в них выступали
животные, птицы. По одному преданию, солнце рождалось из тьмы, по
другому — из небесной коровы, по третьему, самому распространенному,— из
цветка лотоса. Красивые белые кувшинки с желтой сердцевиной вызывали
восхищение у древних египтян. Этот цветок сравнивали с солнцем, дарующим
жизнь, его считали священным.
Согласно этому мифу, в цветке лотоса находился ребенок — бог дневного
солнца Ра, который осветил своим светом землю, пребывавшую во мраке.
Прекрасный лотос, который дал жизнь юному солнечному богу, изображали
многие древние художники. Как правило, юный бог восседал на
распустившемся цветке. Этот миф был популярен не только в Египте, но и
на всем Востоке. Он получил распространение также в позднейшие времена,
дожил до Римской империи.
Существует еще одно предание, согласно которому солнце родилось в образе
золотого теленка. Его назвали Ра, его родителем было само небо. Но это
небо древние египтяне представляли также в виде огромной коровы Хатхор,
по туловищу которой были рассыпаны мириады звезд — Млечный Путь. На
некоторых ритуальных сосудах изображались две небесные коровы, между
которыми находился лотос с солнечным ребенком.
Во времена Нового царства в XVI-XI веках до новой эры в столице Египта
Фивах появилось новое божество — бог солнца Амон, который поглотил в
себя многие ранее существовавшие версии Сотворения мира. Именно Амон
создал остальных великих богов. Эти боги не участвовали в создании
человека. Они объясняли окружающий мир, чтобы люди могли в нем жить.
К сожалению, ни один из мифов о Сотворении мира не дошел до наших дней
полностью. Имеются лишь отрывки без логической связки. Общим для всех
легенд является представление, что вначале был первобытный хаос, из
которого постепенно возникли свет, земля, затем появились разные боги,
животные, растения, наполнившие окружавший их мир.
|