Российский актер. Роли в
театре: Лариосик («Дни Турбиных»), Креон («Антигона»), Иванов («Иванов»),
Тевье-молочник («Поминальная молитва») и др. Снимался в фильмах: «Полосатый
рейс», «Тридцать три», «Белорусский вокзал», «Премия», «Старший сын», «Осенний
марафон», «Убить дракона» и др.
Евгений Леонов родился 2
сентября 1926 года в Москве. Родители его работали на авиазаводе: Павел
Васильевич — инженером, Анна Ильинична — табельщицей. Леонов-старший много
рассказывал сыновьям о самолетах, знаменитых конструкторах, так что мальчишки
готовились стать летчиками. Семья жила скромно, занимая на четверых две
небольшие комнаты в коммунальной квартире.
Окончив школу, Женя устроился
наавиазавод учеником токаря. Много лет спустя он писал: «Запомнил я какую-то
сценку Ивана Горбунова, был такой актер и писатель в прошлом веке, и
мнестрастно захотелось ее кому-то пересказать. Слушатели нашлись в цехе, где я
работал. Смеялись от души. Может быть, там, на заводе, родилась у меня мечта
стать актером».
В 1943 году Евгений поступил
в Авиационный техникум им. С. Орджоникидзе. Но интерес к театру все-таки
победил: выдержав экзамен, он перевелся в Московское театральное училище.
Леонов учился увлеченно, пропадая на студии с восьми утра до часу ночи. Он
всегда с благодарностью вспоминал своих учителей Е.М. Шереметьеву и А.А.
Гончарова.
После училища Леонов работал
в Театре Дзержинского, а с 1948-го— в Московском драматическом театре имени
К.С. Станиславского. Как актер массовки он получал мизерную зарплату, что
приводило его в отчаяние. «В театре, когда я еще на сцену не выходил, ничего не
играл, бегал в массовках, тоже помню щемящее чувство тоски, неуверенности».
И в кино он начинал с
массовых сцен. В 1951 году Леонов появился в эпизодической роли кока в фильме
Немоляева «Морской охотник». Прошло еще три года, прежде чем Леонов получил две
запоминающиеся роли: в картинах Хейфица «Дело Румянцева» и Столпера «Дорога».
«Я никогда не забуду доброе лицо, добрые глаза Виталия Доронина, с которым я
снимался в фильме «Дорога», — вспоминал Леонов. — Я, наверное, чего-то не умел,
но там я из себя выходил, фантазировал, а Доронин поддерживал, и действительно,
иногда снимали, как я предлагал. Там подобралась удивительная компания, что для
меня, молодого актера, для мальчишки, имело большое значение: на свете есть
такие хорошие, такие доброжелательные люди... И в «Деле Румянцева» была
какая-то особая, дружеская атмосфера, когда хотелось сделать больше, чем ты
умеешь... Обе роли были сложными и интересными, так как на первых порах в
кинематографе, да и в театре, меня признавали только как лирико-комедийного
актера и роли предлагали похожие одна на другую».
В середине 1950-х годов в
Театр имени Станиславского на должность главного режиссера пришел Михаил Яншин.
Но в жизни Леонова ничего не менялось. Он уже подумывал уйти из театра, как
Яншин неожиданно назначил его на роль Лариосика в спектакле «Дни Турбиных» М.
Булгакова. В процессе работе над этой ролью молодой актер пришел к выводу, что
искусство простоты — самое трудное искусство. «Я тогда понял, — рассказывал
Леонов, — что Яншин все пропускал через правду». Тридцать раз на репетиции он
выходил, чтобы сказать: «Вот я приехал», — но режиссер был все недоволен...
«Есть роли, вернее характеры,
которые что-то решают для актера на всю жизнь, — продолжал Леонов. — Таким для
меня был и остается этот смешной кузен из Житомира. Вы себе не можете
представить, как дорого он мне дался, хотя я сыграл его едва ли не тысячу раз,
но каждый раз словно дебют. Может быть, так и надо — ставить под сомнение себя,
свои возможности, каждый раз начинать с нуля и плакать по ночам от горя, что
бездарен, идти на спектакль, волноваться и никогда ни в чем не быть уверенным».
В1957 году во время гастролей
в Свердловске (Екатеринбурге) Леонов познакомился со своей будущей женой. Ванда
Стоилова училась в музыкально-педагогическом училище. Несколько месяцев они
переписывались, прежде чем девушка переехала в Москву, где поступила на
театроведческое отделение ГИТИСа. В1959 году у Леоновых родился сын Андрей.
В это время глава семьи
находился на съемках фильма «Полосатый рейс» в Ленинграде. В родном театре он
не имел дублеров и почти месяц курсировал по маршруту «Москва — Ленинград».
Сыграв в картине режиссера Фетина незадачливого «укротителя» буфетчика
Шулей-кина, Леонов сразу стал всенародным любимцем.
«До «Полосатого рейса» Леонов
сыграл немало комедийных ролей, — пишет биограф Нинель Исмаилова, — и все его
герои были заразительно смешны: и наивный ленивец милиционер Сердюков в фильме
«Улица полна неожиданностей», и придурковатый Кристи в спектакле «Ученик
дьявола», и нелепый в своем энтузиазме завхоз в фильме «Не имей сто рублей», и
уморительный Федя в «Повести о молодоженах», и Саша Смирнов в фильме
«Произведение искусства». Леоновские персонажи, сценические и экранные,
вызывали смех в зрительном зале при первом своем появлении. И каждая из этих
работ открывала какую-то грань комедийного дарования артиста. Но «Полосатый
рейс» вобрал все разнообразие комедийных красок; здесь мы впервые увидели, что
Леонов — буф, эксцентрик, и при этом гротеск он умеет соединять с правдой
характера».
После «Полосатого рейса» у
Леонова появляется масса заманчивых предложений. В 1962 году его даже
пригласили играть в оперетте «Черемушки», экранизации произведения Д.
Шостаковича.
Леонов уже считался актером
комедии, когда режиссер Фетин пригласил его на роль донского казака Якова
Шибалка в экранизации рассказов М. Шолохова «Шибалково семя» и «Родинка».
Леонов сначала не соглашался, да и худсовет «Ленфильма» был против его
кандидатуры, но Фетин пошел на риск и победил. Фильм «Донская повесть» (1964)
на Международном кинофестивале в Нью-Дели получил почетный приз, а Леонов был
удостоен приза «Серебряный павлин» как лучший исполнитель мужской роли.
В 1966 году Москва увидела
Леонова в роли царя Фив Креона в пьесе Ануя «Антигона». Эту интеллектуальную
драму ставил Борис Львов-Анохин.
Для театра «Антигона» была
серьезным испытанием, и труппа его выдержала с честью. Как вспоминает сам
Леонов: «Успех был большой. Какой-то обвал газет-но-журнальный, писали так
много и хорошо, интересно, что мы удивлялись».
Львов-Анохин рассказывал:
«...Не риторика, не злодейство, не царственность Креона нужны были мне, а
именно его житейская неопровержимость и оснащенность. Именно то, что называется
житейской мудростью, и сыграл Леонов — с горьким и убедительным юмором, и даже
добротой, и теплотой, и с тем, что этот человек манит к какому-то житейскому
уюту, и больше — к счастью, к радостям человеческим».
Многие, увидев Евгения
Леонова в роли Креона, говорили, что он открылся для них как артист огромного
диапазона.
За все время работы в Театре
имени Станиславского он не сорвал ни одного спектакля. Как он сам вспоминал
позднее: «Болел я, с воспалением легки: играл, падал на сцене, камфору
вкалывали на спектакле. Однажды в Ленинград! «Дни Турбиных» с температурой
сорок играл. Но спектакли из-за меня не отме няли».
Леонов продолжает успешно
работать в жанре комедии: в фильме Эльдар; Рязанова «Зигзаг удачи» (1969), где
он сыграл роль скромного фотографа Ореш никова, ставшего обладателем
счастливого лотерейного билета, в сатирическо] картине Георгия Данелия
«Тридцать три» (1965).
Во время съемок в картине
«Чайковский» (1969) Леонов впервые в жизн побывал в Англии и Франции, причем во
Франции прожил почти месяц. Но уж! через 15 дней его потянуло в Москву... На
отдых Евгений Павлович обычно отправлялся с женой и сыном в подмосковную деревню
Давыдково, где жила многочисленная родня матери. «Я не рыбачу и не охочусь, —
говорил он, — просто хожу, дышу, думаю и вспоминаю».
В Театре имени Станиславского
Леонов проработал 21 год и сыграл 34 роли. В 1969 году он перешел в Театр имени
Маяковского.,
После того как голосом
Леонова заговорил мультипликационный медвежонок Винни-Пух, он стал любимцем
детворы. В дальнейшем еще не раз герои мультфильмов будут говорить и петь его
голосом.
В 1970-х годах Евгений Леонов
снялся в целом ряде картин, ставших классикой российского кино.
В «Джентльменах удачи»
(режиссер А. Серый) он сыграл сразу двух персонажей: вора-рецидивиста по кличке
Доцент и директора детсада Трошкина, милого, доброго человека. В 1972 году
картина вышла на широкий экран и сразу же побила все рекорды популярности. Как
отмечали критики, Леонов опирался в этой работе не только на мастерство и
тонкое умение пользоваться всем арсеналом своих актерских данных, но больше —
на истинность переживаний, на достоверность эмоций.
Этапным в творческой
биографии артиста стал фильм «Белорусский вокзал» А. Смирнова. Леонов играл
простого слесаря, одного из боевых друзей. «Счастьем была роль Ивана Приходько
в фильме «Белорусский вокзал», — отмечал актер. — Это добрый, мягкий, чистый человек,
умеющий всегда быть прямым и честным. Он сумел сохранить открытые на войне
истины, не разменять, не потерять их на дорогах жизни... В нем огромный запас
человеческой прочности. Вот он и с виду вроде неказистый, и ничего такого в
жизни не добился — обыкновенный слесарь, как это говорится, «маленький
человечек». А на проверку получается большой. Потому что мудр своей добротой,
доброжелательностью к людям и очень скромен по отношению к себе».
Среди удачных фильмов Леонова
этого периода: «Карусель» (1970), «Совсем пропащий» (1973), «Премия»
(1974),«Афоня» (1975), «Легенда о Тиле» (1977), «Женитьба» (1978), телефильмы
«Большая перемена» (1973), «Старший сын» (1975), «Дуэнья» (1978), «Обыкновенное
чудо» (1978).
Одна из самых ярких и
значительных работ актера — роль Сарафанова в телефильме Виталия Мельникова
«Старший сын». «Чудак, способный только любить и верить, верить и любить,
скромный кларнетист, всю жизнь сочиняющий ораторию «Все люди братья»,
Леонов—Сарафанов своим простодушием и добротой буквально потрясает», — пишет
биограф Исмаилова.
В 1974 году Леонов ушел из
Театра имени Маяковского. Ушел, несмотря на то что блистательно играл Ванюшина
в пьесе С. Найденова, Нарокова в «Талантах и поклонниках» А. Островского, Санчо
Панса в мюзикле «Человек из Ламанчи» Д. Вассермана и Д. Дэриона...
«Дети Ванюшина» были
леоновским триумфом. «Интересно, что первоначально эту роль должен был играть
знаменитый Свердлин, — говорил режиссер Андрей Гончаров. — А я задумал совсем
другое решение, где была нужна принципиально иная актерская индивидуальность.
Мне виделся трагифарс о том, как невежество и слабость духа губят семью. Я
воображал, как бегает по сцене-дому беспомощный глава семьи и истошно кричит:
«Свистать всех наверх!» Это мог сыграть только Женя».
Леонов воплотил все надежды
режиссера, и когда ушел из театра, спектакль был снят — замены ему быть не
могло.
И еще в одной роли Гончаров
хотел видеть только Леонова — в роли Санчо Панса. «Женя вступил в соревнование
с крупнейшими актерами мира, которые играли на сцене и на экране эту роль.
Признаюсь, ничего подобного сыгранному Леоновым я не видел и не вижу до сих
пор». Санчо Панса Леонова был вроде и смешной, но добрый, во всем помогающий
Дон Кихоту.
В то время Евгений Павлович
много времени уделял кино, и режиссеру приходилось месяцами ждать его на
репетиции. Терпение Гончарова в конце концов лопнуло. И Леонов ушел в Театр
имени Ленинского комсомола.
Его первой большой работой у
Марка Захарова была роль Иванова в пьесе Чехова. «Иванов являлся публике
разноликим: гордым героем, обличителем и жалким, изжившим себя человеком.
Леонов не старается приукрасить, возвеличить Иванова, но внутренне он берет его
под защиту. Его Иванов без вины виноватый», — пишет Исмаилова.
Евгений Павлович обожал
Чехова, «этого великого открывателя добра в человеческих душах». Его первой
чеховской ролью был Нюхин в фильме Швейцера «Карусель». «Смех и слезы,
натуральность и гротеск — отсюда и рождается трагикомедия, — отмечал Леонов. —
Нюхин — одна из немногих ролей, которые мне самому интересно смотреть».
В 1978 году Леонову было
присвоено звание народного артиста СССР. Он пользовался невероятной
популярностью. «Мы были на гастролях, по-моему, в Саратове, — рассказывает
актер Александр Збруев. — И я помню — мы шли с ним по улице на какой-то
концерт. Мы шли, и параллельно ехал трамвай. И вдруг трамвай встал. Не на
остановке. И все пассажиры в открытые окна вылезали и кричали: «Леонов! Леонов!
Леонов! Леонов!!!» Евгений Павлович шел потихонечку и так же потихонечку за ним
следовал трамвай. Мы повернули за угол, и как не случилось катастрофы —
неизвестно: у вагоновожатой явно было намерение поехать за ним, независимо от
того, есть рельсы или нет».
Леонов всегда был готов
помочь коллегам по театру, за что его прозвали «наш хлопотун». Он отправлялся в
высокие инстанции и «выбивал» квартиры и новые ставки для своих коллег, просил
стройматериалы для театра, деньги на ремонт. Евгений Павлович был внешне
застенчив, меланхоличен и вместе с тем всегда готов для самых смелых и
неожиданных поступков.
В 1980-е годы Леонов снялся
сразу в трех фильмах Георгия Данелия: «Осенний марафон» (1980), «Слезы капали»
(1983) и «Кин-дза-дза» (1986). А также в картине Марка Захарова «Убить дракона»
(1988).
«Осенний марафон» собрал
массу призов на кинофестивалях — в Сан-Себастьяне (Леонову там же была вручена
премия за лучшую мужскую роль), в Душанбе и Хамрусе. Сам же Евгений Павлович
был в восторге от работы Басилашвили в роли Бузыкина: «Смешно даже, что в
Италии «Осенний марафон принес премию за лучшее исполнение мужской роли мне, а
не Басилашвили Я-то там обыкновенный. Какой всегда у Данелия, — осмысленный
чуть шир фабулы эпизод, и никакой новости».
Леонов сыграл немало
эпизодических ролей, и всегда эпизод в его исполне-" нии приобретал
необыкновенную ценность для всего художественного спектакля или фильма.
В театре Леонов исполнял
роли: Отца в пьесе «Вор» В. Мысливского, проштрафившегося партийного
руководителя в «Диктатуре совести», крестьянского ходока в пьесе «Синие кони на
красной траве» М. Шатрова. В «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского Леонов,
по мнению режиссера Захарова, «сумел создать своего рода энциклопедию
«номенклатурного негодяя».
Летом 1988 года театр со
спектаклем «Диктатура совести» приехал на три дня в Гамбург, на театральный
фестиваль. Здесь Евгений Павлович почувствовал себя плохо. Инфаркт. После
операции на сердце он пролежал в коме 16 суток.
Реабилитационный период у
Леонова занял ровно четыре месяца. Больше лечиться он не захотел, так как
мечтал выйти на сцену в роли Тевье-молочника в «Поминальной молитве» Г. Горина.
Мудрость героя пьесы — прежде всего в юморе и доброте. Премьера превратилась в
настоящий триумф актера. Вместе с Евгением Павловичем на сцене был его сын
Андрей, игравший деревенского писаря Федю. По окончании спектакля долго не
смолкали аплодисменты, сцена утопала в цветах...
«Счастье — это когда тебя
понимают, — когда-то писал Леонов своему сыну. — Я желаю тебе этого счастья.
Когда у незнакомого и родного человека — зрителя — блеснут на глазах слезы или
у кого-то вырвется «браво», ты узнаешь, что такое театр и зачем связал с
театром свою жизнь».
В 1990-е годы он снялся
только в двух комедиях: у Данелия в «Паспорте» (1990) и у Щеголева в
«Американском дедушке» (1993).
29 января 1994 года Евгений
Павлович Леонов ушел из жизни. Вечером того рокового дня в Ленкоме должен был
состояться спектакль «Поминальная молитва» с Леоновым в главной роли. Спектакль
отменили. Потрясенные зрители не возвратили билеты в кассу. С зажженными
свечами они несколько часов простояли у входа в театр...