Английский актер и режиссер.
Один из лучших исполнителей шекспировских ролей в театре и кино (Гамлет, Ричард
III, Генрих V, Макбет, Отелло и др.). Снимался в фильмах «Грозовой перевал»,
«Ребекка», «Леди Гамильтон», «Комедиант», «Спартак», «Марафонец» и др.
Руководитель лондонского Национального театра (1963 — 1973).
Лоренс Оливье родился 22 мая
1907 года в Доркинге. Его отец, Джерард Керр Оливье, служил священником. Мать,
Агнесс Крукенден, была родственницей директора школы в Гилдфорде, в которой
Джерард когда-то преподавал. Она посвятила себя воспитанию двух сыновей и
дочери.
В девять лет Лоренс поступил
пансионером в хоровую школу при церкви «Всех святых» в центре Лондона. В
школьном спектакле «Юлий Цезарь» ему доверили роль Брута. Посетившая премьеру
актриса Эллен Терри записала в дневнике: «Маленький мальчик, игравший Брута,
уже великий актер».
В марте 1920 года от опухоли
мозга умерла мать Лоренса. «Мне часто кажется, что я так и не оправился после этого,
— сказал Оливье в телевизионном интервью, сорок пять лет спустя. — Теперь мной
должен был заниматься отец, с которым меня не связывала особенная близость».
Три года Лоренс провел в
публичной школе с выраженным духовным уклоном — в школе св. Эдварда («Тедди») в
Оксфорде. После чего Оливье-старший, наслышанный о талантах сына, предложил ему
держать экзамен в Центральную школу ораторского и драматического искусства.
За год учебы юноша получил
удивительно разностороннюю подготовку. В октябре 1925 года его пригласили в
труппу Лены Эшуэлл. Однако Оливье, получая драматические роли, ухитрялся
превращать их в комические. Получив расчет, он довольно долго голодал, пока
руководитель труппы Джексон не взял его в свой театр в Бирмингеме. На положении
«молодого героя» Лоренс переиграл множество ролей.
В июне 1928 года Оливье
заменил Патрика Сьюзендса в спектакле «Синица в руках». Его сценическую
возлюбленную изображала Джилл-Эсмонд Мур, дочь известных актеров. Через три
недели после первой встречи Лоренс сделал девушке предложение.
Они поженились 25 июля 1930
года, незадолго до начала репетиций «Частной жизни» у Ноэля Коуарда. По словам
Оливье, ему много дал опыт полугодового общения с Коуардом: «Ноэль, по-моему,
был первым человеком, который взялся за меня и заставил думать. Он указывал
мне, когда я говорю глупости, чего до сих пор не делал никто. Он приучил меня
читать — я вообще ничего не читал. Ноэль оказал на меня огромное влияние»
Весной 1931 года Оливье
пригласили в Голливуд. В первом фильме «Друзья и любовники» он сыграл
лейтенанта Никольза, жертву шантажа. Студия «РКО» была довольна его работой, но
длительные перерывы между съемками не устраивали самого Оливье. В апреле 1933
года он вернулся на лондонскую сцену в роли молодого учителя-идеалиста в
«Норвежских крысах».
Спектакль имел безусловный
успех. Гарольд Хобсон, старейший критик «Санди Тайме», позднее называл ее в
числе семи случаев в своей практике, когда единственного впечатления было
достаточно, чтобы ощутить великого актера.
В апреле 1935 года Оливье заключил
долгосрочный контракт с продюсером Александром Кордой. Первой их совместной
работой стала картина «Московские ночи». Теперь Оливье и Джилл Эсмонд не знали
простоев в театральной работе А вскоре Оливье отпраздновал рождение сына,
Саймона Тарквина.
Осенью Гилгуд и Олбери решили
возобновить спектакль «Ромео и Джуль етта». Гилгуд играл Меркуция, на роль
Ромео был приглашен Оливье. После первого спектакля в «Нью тиэтр» рецензенты
раскритиковали Лоренса за насилие над поэзией. Актер был в таком отчаянии, что
хотел отказаться от роли.) Олбери не разделял его пессимизма, и будущее
подтвердило его правоту. Траге дия «Ромео и Джульетта» выдержала в «Нью тиэтр»
рекордное число представлений — 186.
Через шесть недель Оливье
предстал в образе Меркуцио. Он наделил своег героя таким самомнением,
сумасбродством и язвительным остроумием, коте рые разительно отличали его от
созданного перед тем юного Ромео. Это подчер кнуло необычайную широту его
диапазона.
Сам Гилгуд воздавал должное
таланту Оливье, высоко оценив его успех и роли Ромео, и в роли Меркуцио. Но он,
конечно, понимал, что первоначально распределение ролей было менее удачным, чем
окончательное. «Преимущество Ларри надо мной, — писал Гилгуд, — заключалось в
его могучей жизненности, силе его разящих взглядов, его блестящем юморе и
непосредственной страстности. Вдобавок он прекрасно фехтовал, и в роли
Меркуциоего захватывающий поединок с Тибальтом служил великолепной прелюдией к
сцене смерти. В роли Ромео любовные сцены получались у него правдивыми и
нежными, трагическое дарование его глубоко трогало»
Продюсер Корда предложил
Оливье главную роль в романтической ленте из времен королевы Елизаветы «Пламя
над Англией». В основе сюжета фильма — история любви королевской фрейлины
Синтии (ее играла Вивьен Ли) и храброго морского офицера Майкла Инголдсби. У
Лоренса была самая трюковая роль, и он настоял на том, чтобы делать все самому.
Съемки растянулись на
несколько месяцев. Вивьен Ли и Оливье все острее ощущали свою безусловную и
редкостную близость. Они все чаще проводили время вместе.
Фильм «Пламя над Англией»
имел огромный успех. Критик Лайонел Колль-ер восторженно писал: «...Вивьен Ли и
Лоренс Оливье исключительно хороши в ролях молодых возлюбленных. Любовные сцены
в их исполнении особенно привлекают своей искренностью и естественностью».
Добившись признания в
качестве актера кино, Оливье неожиданно перешел в театр «Олд Вик», где начал с
Гамлета, поставленного в его полном, более чем четырехчасовом объеме.
Еще ни разу в жизни Оливье так
не нервничал, как перед премьерой 5 января 1937 года. Публике пришлось признать
в нем актера редкого мужества, оригинальности и мастерства. Решающую роль
сыграла поразительная искренность его исполнения, и аплодисменты долго не
смолкали после закрытия занавеса.
Для февральской постановки
«Олд Вика» Оливье предложил «Двенадцатую ночь» и себя в качестве сэра Тоби
Белча. Он так изменил свою внешность при помощи грима, что его можно было «лишь
изредка узнать по блеску зубов». Часть критиков ополчилась на наигрыш, считая,
что неистовая акробатика Оливье — «вечно ползающего, спотыкающегося и теряющего
равновесие» — расшатывала спектакль.
Весной 1937 года, ввиду
приближавшейся коронации Георга VI, был поставлен шекспировский «Генрих V».
Оливье испытывал сильную неприязнь к образу короля-солдата. Критики отметили
холодную мину актера и некоторую монотонность его речи. Но с каждым спектаклем
исполнение становилось все лучше. Однажды к Оливье в гримерную зашел Чарлз
Лоутон. «Знаешь, почему ть так хорош в этой роли?» — спросил он. «Нет, —
ответил Лоренс. — Скажи, пожалуйста». И Лоутон произнес, подражая помпезному
стилю Черчилля: «Потому что ты — это Англия».
В конце сезона актеры «Олд
Вика» открывали ежегодный «гамлетовский» фестиваль в датском городе Эльсинор.
На роль Офелии была приглашена Вивьен Ли. Спектакль стал триумфом всей труппы.
Из Эльсинора Оливье и Вивьен
Ли вернулись в Денхэм, где заканчивались съемки «Первого и последнего» —
фильма, в котором они играли влюбленных. В театре «Олд Вик» Оливье ждала вторая
партия великих шекспировских ролей. «Макбет» не оправдал его надежд. Как и
поставленный в феврале 1938 года спектакль «Отелло». Причем Яго в его
исполнении критика не приняла совсем; он оказался «слишком мрачным», «слишком
злобным».
В то же время в невероятно
трудной роли Кориолана Оливье вызвал всеобщий восторг, в чем немалая заслуга
постановщика Льюиса Кэссона.
К концу сезона 1938 года
достижения Оливье в классическом репертуаре стали общепризнанным фактом.
Однако, не успев достигнуть вершины славы, он на шесть лет покинул английские
подмостки.
Снимаясь в голливудской
картине, Лоренс превратился в кинозвезду с мировым именем.
Следующий фильм — «Ребекка»
(1940) — принес триумф и режиссеру Хичкоку, и двум его звездам — Оливье и
Фонтейн. Мрачный и зловещий образ, созданный Лоренсом в глубоко своеобразной
манере, заслужил одобрение значительной части критики. В «Гордости и
предубеждении» Оливье сыграл еще одну великолепно подходящую ему роль —
Дарси.
Наконец он вместе с Вивьен Ли
приступил к постановке «Ромео и Джульетты». Они вложили в этот проект все свои
сбережения — около 60 тысяч долларов. Оливье осуществлял всю постановку, вплоть
до сочинения музыки для выходов. Разумеется, он играл Ромео, а Вивьен Ли —
Джульетту. Катастрофический провал спектакля остается одним из самых загадочных
и необъяснимых в истории театра. «Самый худший Ромео...», «Лоренс Оливье
говорит так, словно чистит в это время зубы... тягуче, без искры вдохновения...
бурно и непонятно». Биограф Картрелл считает, что «Оливье пострадал из-за
собственных просчетов. Влюбленный и в пьесу, и в свою Джульетту, в самом
разгаре своего романа, он не заметил главных ошибок постановки. Страстная
увлеченность деталями и зрелищными аффектами могла принести плоды в кино...»
Летом 1940 года Оливье
попытался получить удостоверение летчика. Разбив три самолета, он все же
налетал 200 часов, необходимых для получения лицензии. Из своих
непрофессиональных достижений Лоренс гордился этим больше
всего.
В конце августа Оливье и Ли
тайно сочетались законным браком, после чего приступили к работе над фильмом
«Леди Гамильтон». Вивьен Ли блистала в образе возлюбленной адмирала Нельсона —
Оливье. Картина идеально соответствовала духу времени, и, что весьма
показательно, она очень нравилась Черчиллю.
Вернувшись в Лондон, Лоренс
попытался попасть на фронт, но был направлен в Уорти-Даун, в качестве
инструктора для подготовки стрелков и руководителя лагеря резервистов из
учебно-авиационного корпуса. Вивьен Ли последовала за ним.
Как актер Оливье часто
выступал в поддержку духа армии. Осенью 1942 года, услышав Лоренса в
полнометражном радиоспектакле по «Генриху IV», продюсер дель Гвидиче счел его
идеальным героем экранизации шекспировской пьесы. Оливье захотел получить
полный контроль над экранизацией — постановкой, подбором исполнителей, монтажом
и всем остальным. Дель Гвидиче неожиданно согласился на эти жесткие условия.
В массовый прокат фильм вышел
летом 1945 года. «Генрих IV» выдержал конкуренцию даже с голливудскими лентами,
во всех главных городах страны учителя приводили на утренние сеансы огромные
отряды детей. Картина принесла такие доходы, что в прессу поступили возмущенные
письма с предложением передать прибыль государству.
В апреле 1946 года в Бостоне
состоялась американская премьера «Генриха IV». Университет Тафта присвоил
Оливье почетную степень магистра за выдающийся вклад в искусство кино. За год
картина, которую демонстрировали в двадцати городах США, успела собрать больше
миллиона долларов. В марте 1947 года Оливье получил награду киноакадемии за
организацию, постановку и исполнение главной роли Теперь о его гении узнал весь
мир. Вернувшись после голливудских торжеств, Лоренс вручил своего «Оскара»
Филиппо дель Гвидиче «Без вас, дружище, — сказал он, — «Генриха IV» просто не
было бы».
В июне 1944 года Оливье,
подписав пятилетний контракт, принял пост директора возрожденного «Олд Вика».
31 августа театр открыл сезон «Ричардом III». Знатоки, присутствовавшие на
премьере, даже много лет спустя утверждали, что никогда больше ни Оливье и
никто другой не демонстрировали игру столь безупречную и исполненную такой
гипнотической силы.
Его Ричард обладал
изощренно-жестоким обаянием, несмотря на длинный нос, горб за правым плечом и
прихрамывающую походку.
Восхищенный его игрой, Гилгуд
преподнес Оливье меч, с которым Ричарда III играл Эдмунд Кин и который получил
в 1873 году блиставший в этой роли Ирвинг.
В известном смысле именно
1945 год принес супругам Оливье корону правящей четы мира развлечений. В том же
году они приобрели собственный загородный «дворец» — Нотли-Эбби, построенный в
XII веке для монахов-августинцев в Бэкингемшире.
В конце апреля 1946 года «Олд
Вик» отправился на полуторамесячные гастроли в Нью-Йорк И стоило Оливье
показать на сцене «Сенчури» Эдипа, как его сразу признали «великим». «Этот
Эдип, — писал Джон Мейсон Браун, — один из тех образов, в которых кровь смешана
с электричеством. Он притягивает молнии с неба. Он так же ужасает, принижает и
наводит на нас страх, как одно из грозных явлений природы. Даже в трепете он
никогда не теряет величия».
Оливье играл роли Хотспера,
Шеллоу, Астрова, Эдипа и Пуффа. Нью-йоркские театральные критики провозгласили
Оливье лучшим актером Бродвея сезона 1945/46 годов.
Позволив себе продолжительный
летний отдых в Нотли — с теннисом, садоводством и работами на своей маленькой
ферме, — в сентябре 1946 года чета Оливье возвратилась на лондонскую сцену.
Лоренс поставил «Короля Лира» и играл в нем главную роль.
Его исполнение вызвало
разноречивые отклики. Джеймс Эгейт обратил внимание на мрачный и неожиданный
юмор, живший в этом Лире. Такое наблюдение привело критика к самому глубокому
проникновению в искусство актера-«Я убежден, что Оливье — комедиант по натуре и
трагик по профессии. В трагических ролях он обуздывает свое чувство смешного,
но мне видно, как он его обуздывает».
Оливье берется за переделку
шекспировского «Гамлета» для кинематографа. Он решил сам играть Принца
датского, хотя позднее писал: «Мне кажется, острые характерные роли, такие, как
Хотспер или Генрих IV, лучше отвечают моему актерскому складу, нежели
лирический, поэтичный Гамлет».
В июле 1947 года Оливье
единственный раз прервал съемки по совершенно исключительному поводу. Он был
удостоен дворянского звания, приняв посвящение от Георга VI.
Премьера «Гамлета» состоялась
в мае 1948 года. Милтон Шулман, обозреватель лондонской «Ивнинг стандард»,
писал. «Одни поставят его в ряд величайших произведений киноискусства; других
он глубоко разочарует Однако не подлежит сомнению, что Лоренс Оливье — великий
актер современности. Его выразительное лицо и богатый, волнующий голос
превращают измученного Принца датского в подлинно и глубоко трагического героя.
Что бы ни говорили о его возрасте и светлых волосах, это не может омрачить
торжество актера. Но вот вольности в обращении с текстом должны покоробить
многих».
В США критика назвала
«Гамлета» одним из величайших в мире фильмов. Журнал «Лайф» признал Оливье
самым выдающимся театральным деятелем своего времени.
По количеству рекордов и наград,
полученных в Венеции, Голливуде, Копенгагене, Нью-Йорке, «Гамлет» превзошел
всех предшественников. Впервые британская лента завоевала четыре «Оскара», один
из которых получил Оливье за лучшую мужскую роль. Дания вручила ему орден
Даннеборга.
Тем более странным кажется
решение правления театра «Олд Вик» не продлевать контракт со своими ведущими
актерами Оливье, Ричардсоном и Бареллом, по его истечении в июне 1949 года
Вероятно, таким образом консервативная часть правления выступала против системы
звезд Оливье же в это время находился на расстоянии 12 тысяч миль от дома, на
триумфальных гастролях в Австралии и Новой Зеландии.
Покинув «Олд Вик», Оливье
возглавил собственное предприятие в качестве актера и антрепренера. В ноябре
1949 года он снял на четыре года театр «Сент-Джеймс».
Готовясь к юбилейному
фестивалю в Лондоне, Оливье отважился на сдвоенную постановку «Антония и
Клеопатры» Шекспира и «Цезаря и Клеопатры» Шоу, которые чередовались из вечера
в вечер. Две Клеопатры находились на сцене четыре месяца. Правда, большинство
критиков сочло, что и Цезаря, и Антония Оливье играет значительно ниже своих
возможностей, дабы выгоднее оттенить мисс Ли в роли Клеопатры.
Летом 1954 года Лоренс Оливье
снова выступил одновременно как режиссер, продюсер и актер. На этот раз в
экранизации «Ричарда III». Он собрал выдающихся мастеров сцены. Квартет
титулованных актеров составляли Оливье, Хардвик (король Эдуард IV), Ричардсон
(Бекингем) и Гилгуд (Кларенс). Как и при создании «Гамлета», пьеса подверглась
решительной переработке.
Эта картина получила три
награды Британской академии кино. И хотя, в отличие от «Генриха IV» и
«Гамлета», «Ричард III» принес Оливье «Оскара» только за лучшее исполнение
мужской роли, ряд критиков все же считает этот фильм наиболее удачным из всей
трилогии.
В апреле 1955 года Лоренс
приступил к репетициям в Мемориальном Шекспировском театре в Стратфорде. В июне
состоялась премьера «Макбета». Играя главную роль, Оливье пользовался
приглушенной палитрой, мастерски изображая столь утонченное злодейство, что
кто-то из критиков назвал это зрелищем того, как «сходит с ума сама
сдержанность». Ведущие критики единодушно признали его «лучшим Макбетом нашего
времени». По выражению Кеннета I Тайнена, «он обменялся рукопожатием с самим
величием».
Следующий спектакль «Тит
Андроник» провозгласили триумфом, шедевром, рожденным и вдохновенным
театральным чутьем режиссера Брука, и превосходной игрой Оливье и Энтони
Куэйла. Джон Коттрелл пишет: «Нередко игра Оливье захлестывала своей страстной
силой; и великолепно рассчитанными паузами, и блестяще произнесенными репликами
он достигал самой бездны отчаяния и мастерски передавал страдания измученной
души».
Известный критик Кеннет
Тайней отмечал: «Благодаря Хотсперу и Ричарду III мы знали, что сэр Лоренс
способен неистовствовать; теперь мы знаем, что он может и страдать. Он доказал,
что ему под силу все великие, почти невоплотимые роли — «Великолепие» Скелтона,
ибсеновский Бранд, гетевский Фауст, — он будет властен играть кого угодно, пока
не угаснут его глаза, пока не сомкнутся навеки его уста».
Оливье всегда мечтал иметь
много детей, и он с радостью узнал, что 42-летняя Вивьен Ли беременна. Лоренс
хотел дочку, и они уже выбрали имя: Кэтрин. Вивьен заверили, что она сможет
родить здорового ребенка. Однако в августе у нее, как и двенадцать лет назад,
случился выкидыш...
В конце 1956 года первые
газетные страницы облетела сенсационная новость: «Сэр Лоренс будет партнером
Мерилин Монро».
Съемки «Спящего принца» с
Монро начались в августе 1957 года в Лондоне. Из-за тройственных функций
продюсера, режиссера и исполнителя главной роли сэру Оливье приходилось
работать с таким же напряжением, как и при экранизациях Шекспира. В Голливуде
фильм переименовали в «Принца и хористку». Игру Лоренса признали безупречной,
его режиссуру — талантливой и исполненной тонкого вкуса.
В театре Оливье взялся за
роль в современной пьесе Осборна «Комедиант». Решение сыграть роль Арчи Раиса,
сломленного актера мюзик-холла, безусловно, требовало мужества, поскольку в
пьесе острили по адресу политических деятелей, королевской фамилии и суэцких
событий и т. д. Постепенно на Арчи Раиса стали смотреть как на лучшее создание
Оливье за пределами классического репертуара.
Крупной удачей на телевидении
явился для актера снятый в Нью-Йорке спектакль «Луна и грош» (1958) по Моэму.
Оливье получил несколько наград, в том числе «Эмми» за лучшую роль года в
односерийной постановке.
Фильм «Спартак», а скорее,
обещанный гонорар (250 тысяч долларов) привлек Оливье почти на полгода в
Голливуд. К этому времени его отношения с женой заметно охладели. Вивьен Ли все
чаще впадала в депрессию.
В июне 1959 года Лоренс
приступил к репетициям в Стратфордском театре, отмечавшем свой сотый сезон.
Юбилей собрал самых популярных актеров, однако Оливье в роли Кориолана затмил
всех. Газета «Тайме» писала, что «он... играет так великолепно, как только
можно».
Оливье задал себе ужасающий
темп. Играя «Кориолана», он к тому же периодически ездил в Лондон на репетиции
очередной «Ночи ста звезд»; в Ноттингем, где его компания поставила
австралийскую пьесу «Непостоянное сердце»; в Мид-длсекс на «Шеппертон студиос»,
наконец, в ланкаширский городок Моркам на съемки «Комедианта».
В «Комедианте» играла мисс
Джоан Плоурайт. Много лет спустя, вспоминая ужасное чувство утраты, которое он
пережил после смерти матери, Оливье сказал, что «с тех пор искал ее постоянно.
Может быть, в Джоанн я обрел ее вновь». Многое она воспринимала так же, как
Оливье.
Неожиданно для многих Лоренс
обратился к «театру абсурда», решив сыграть в «Носороге» Ионеско роль Беранже,
персонажа чаплинского плана. Нашлась подходящая роль и для Плоурайт. «Носорог»
в высшей степени соответствовал вкусам новой театральной публики. Игра Оливье
привлекала внимание своей утонченной сдержанностью,