Американская актриса
немецкого происхождения. Снималась в фильмах: «Голубой ангел», «Марокко»,
«Дьявол — это женщина», «Дестри снова в седле», «Свидетель обвинения»,
«Нюрнбергский процесс» и др. Выступала также на эстраде.
Марлен Дитрих родилась 27
декабря 1901 года в пригороде Берлина Шене-берг. Ее отец, Луи Эрих Отто Дитрих,
после службы в полку уланов числился лейтенантом в полиции. Мать, Вильгельмина
Элизабет Жозефина, происходила из купеческой среды. Дети, кухня, церковь — в
этом она видела свое предназначение.
Весной 1907 года Марлен пошла
в школу Аугусты Виктории. К этому времени отца в семье уже не было.
Больше всего девочка любила
музыку. Дитрих играла на лютне, скрипке, фортепиано, пела народные песни. Она
также училась танцевать, посещала кино (ей нравилась немецкая кинозвезда Хенни
Портен) и театр (ее восхищала Элеонора Дузе).
В неполные восемнадцать лет
Марлен переехала в Веймар, где училась в Высшей музыкальной школе и брала
частные уроки игры на скрипке.
Через два года Дитрих
вернулась в Берлин. Она выступала в оркестре, затем танцевала в кордебалете,
гастролировала в составе труппы Тильшера по провинциальным городам, участвовала
в ревю Рудольфа Нельсона. И продолжала брать уроки вокала у замечательного
педагога доктора Оскара Даниеля. Наконец, Марлен решила попробовать свои силы в
театре и кино.
Дитрих удалось стать ученицей
Бертольда Хельда, главного администратора школы великого режиссера Рейнхардта.
Она занималась английской и шведской гимнастикой, ритмикой, фехтованием и
ораторским искусством. Ее сценический дебют состоялся 7 сентября 1922 года в
небольшом зале «Каммершпиле». Дитрих играла роль Людмилы Штайнхерц в пьесе
Ведекинда «Ящик Пандор-ры». Через две недели она появилась в «Укрощении
строптивой». За шесть месяцев Марлен сыграла семь ролей в пяти пьесах, всего в
92 спектаклях.
Дитрих делает первые шаги в
кино. Съемки в фильме «Трагедия любви» у Джо Мая, ознаменовались знакомством с
Рудольфом Зибером, молодым ассистентом режиссера. Блондин с карими глазами, он
был очарователен, ярок и тщеславен. Марлен ценила в нем уравновешенность и надежность.
17 мая 1923 года состоялась свадьба. Зибер остался единственным мужем Дитрих,
хотя у Руди была продолжительная связь с танцовщицей Тамарой Матуль, а у нее —
множество любовников.
13 декабря 1924 года на свет
появилась Марлен Элизабет Зибер. После рождения дочери Дитрих продолжает
выступать в спектаклях и сниматься в эпизодических ролях в кино, которые
подыскивал для нее Руди.
В 1928 году в Берлине гремело
ревю «Это носится в воздухе» в постановке Роберта Кляйна. Марлен принимала
участие в девяти главнейших сценах спектакля и с Марго Лион пела знаменитый
берлинский хит «Моя лучшая подружка» — веселый лесбийский дуэт. Песенка была
записана на пластинку, а Дитрих стала звездой сцены. Ее ножки были признаны
самыми красивыми в Берлине. И даже прошел слух, что они застрахованы на миллион
марок.
В пьесе Дж. Б. Шоу
«Мезальянс» Марлен играла роль Ипатии, дочь фабриканта Тарлтона. Актриса Лили
Дарвас, также занятая в этом спектакле, вспоминала: «Марлен обладала очень
редким даром, даром стоять на сцене неподвижно и в то же время привлекать к
себе напряженное внимание зрителей... Марлен садилась на пол и закуривала
сигарету — и зрители мгновенно забывали, что в спектакле участвовали другие
актеры. Ее поза была столь естественна, ее голос звучал столь музыкально, ее
жесты были столь выразительны и точны, что она околдовывала зрителей так, будто
она сошла с полотна Модильяни... Она обладала самым главным качеством звезды:
она могла стать великой, ничего особенного не делая».
Подписав трехлетний контракт
с Робертом Кляйном, Дитрих приступила к репетициям спектакля «Два галстука
бабочкой». На одном из представлений в зале оказался гость из Голливуда —
режиссер Джозеф фон Штернберг.
На следующий день он
отправился в офис киностудии «УФА» и попросил, чтобы к нему пригласили актрису,
которая играла небольшую роль в спектакле. Это была Дитрих. Его просьба была
выполнена. Режиссер потребовал проведения пробной съемки, после которых с
Марлен был подписан контракт.
Фильм назывался «Голубой
ангел» Лола-Лола в исполнении Дитрих —дерзка, соблазнительна и совсем не
сентиментальна. Штернберг увлекся индивидуальной подготовкой актрисы, об их
романе быстро стало известно всей группе. Режиссер не уложился ни в сроки, ни в
смету. Музыкальные номера Штернберг снимал просто: включал камеры и просил
Марлен показать все, на что она способна. Дитрих знала, как использовать свой
голос и тело для соблазнения и возбуждения. Все ее песенные номера были
предельно сексуальны.
Руководство УФА, просмотрев
фильм, пришло в ужас и не стало продлевать контракт с актрисой, о чем вскоре
горько пожалело Премьера «Голубого ангела» состоялась 1 апреля 1930 года в
Берлине и превратилась в настоящий триумф Марлен Дитрих. Газета «Берлинер
цайтунг» заявила, что «Голубой ангел» — «первое настоящее произведение
искусства в звуковом кино».
На следующий день после
премьеры Дитрих отбыла в США. К этому времени она уже подписала контракт с
компанией «Парамаунт», по которому ее единственным режиссером стал фон
Штернберг.
Английский вариант «Голубого
ангела» студия «Парамаунт» попридержала — Марлен хотели подать в роли роковой
женщины, а не разбитной и задорной Лолы. Мировой звездой ее сделал первый
голливудский фильм «Марокко», в котором участвовали кинозвезды Гари Купер и
Адольф Менжу
Марлен играла роль певички из
кабаре, проститутки, наркоманки Ами Жоли. В финале картины она оставляет
пожилого художника-миллионера и, сбросив туфли, идет босиком по пустыне
вдогонку за своим возлюбленным-легионером — Гари Купером. Героиня Дитрих
отказывается от богатства ради любви.
«Марокко» побило все рекорды
кассовых сборов, собрав немыслимый урожай хвалебных рецензий. Авторитетная
Луэлла Парсонс отмечала: «В ней [Дитрих] есть самообладание, спокойствие и
изящество, которые не могут не вызывать восхищения».
После триумфа «Марокко»
компания «Парамаунт» устроила премьеру английской версии «Голубого ангела», а
Штернберг за короткое время снял три фильма с участием Марлен: «Обесчещенная»
(1931), «Шанхайский экспресс» (1932), «Белокурая Венера» (1932). Последняя
картина потерпела фиаско, что заставило «Парамаунт» заняться поисками нового
режиссера для Дитрих. Им стал Рубен Мамулян. В его «Песнь песней» (1933) по
роману Зудермана Марлен снова играла роль проститутки.
Тем временем Штернберг
возвращается на студию. В фильме «Красная императрица» (1934) Дитрих создает
образ Екатерины Великой. Самый впечатляющий эпизод картины — сцена венчания.
Она длится пять минут без единого слова, звучит только музыка.
Ранней весной 1934 года
Марлен побывала в Берлине, где у нее остались мать и сестра. На обратном пути
актриса познакомилась с Эрнестом Хемингуэем, ставшим одним из лучших ее друзей.
Позже она даже выступит свахой в его браке с журналисткой Мэри Уэлш, известной
как Мэри Хемингуэй. Сам писатель говорил. «Если бы у нее не было ничего
другого, кроме голоса, все равно одним этим она могла бы разбивать ваши сердца
Но она обладает еще таким прекрасным телом и таким бесконечным очарованием лица
. »
Между тем Штернберг объявил,
что будет снимать свой последний фильм с участием Марлен. По утверждению людей,
близко знавших творческую пару Штернберг — Дитрих, фильм «Дьявол — это женщина»
(1935) по роману Луиса «Женщина и марионетка» имел ярко выраженный личностный
характер. Борьба гордой Кончиты с доном Паскалем запечатлела сложные отношения любви-ненависти,
существовавшие между режиссером и актрисой. Эту картину Дитрих считала своей
лучшей работой в кино.
Первый фильм Марлен после ее
разрыва со Штернбергом назывался «Желание» (1935). Снимал его режиссер Френк
Борзедж. По мнению «Тайме», получилась «романтическая комедия, полная доброты,
ловкости и очарования. И Марлен Дитрих сыграла в ней свою лучшую роль...»
В 1936 году актриса ушла из
«Парамаунта». Узнав об этом, известный продюсер Селзник предложил ей
«баснословный гонорар», который, по его словам, он никогда никому бы не
заплатил, — 200 тысяч долларов. И хотя сценарий фильма «Сад Аллаха» Дитрих
решительно не нравился, она профессионально отработала свой контракт. После
чего уехала в Европу, где ее уже поджидал другой продюсер — Корда — с самым
крупным гонораром за всю ее жизнь — 450 тысяч долларов (7—8 миллионов по
нынешнему курсу). Дитрих снялась в увлекательной романтической ленте по роману
Хилтона «Рыцарь без лат». Правда, получить весь гонорар ей так и не удалось.
Марлен была любимейшей
актрисой Гитлера. В конца 1936 года она получает приглашение от нацистов
вернуться на родину. Но Дитрих ответила категорическим отказом, и с тех пор ее
фильмы в фашистской Германии были запрещены. 6 марта 1937 года она приняла
американское гражданство.
Руководство «Парамаунта»
делает ей предложение, от которого невозможно отказаться, — 250 тысяч долларов
за фильм плюс премиальные. Она снимается в «Ангеле» у Любича. Картина с
участием королевы экрана приносит столь мизерные сборы, что «самая
высокооплачиваемая женщина в мире» оказывается не у дел.
Один из ее друзей, английский
драматург и писатель Ноэль Коуард, как-то посетовал. «Она могла бы стать
величайшей женщиной нашего века, но —увы! — интеллект не украшает женщин!»
Умная и образованная, много читавшая старых и современных авторов, знающая
наизусть стихи Рильке, обожавшая Джеймса Джойса, Марлен шокировала американских
пуритан своим вызывающим, с их точки зрения, поведением. Она постоянно курила,
появлялась в обществе в мужском костюме, как перчатки меняла любовников...
Дитрих отправляется в Париж,
где проводит время в обществе писателя Ремарка. Марлен уговаривает его поехать
в США.
В Америке Ремарк был в
безопасности, но тоска по родине, страх за близких, оставшихся в Германии, не
давали ему покоя. Своим непростым отношениям с Марлен писатель посвятил роман
«Триумфальная арка», в котором она выведена в образе мятущейся актрисы Жоан
Маду. В 1948 году на экран вышла голливудская экранизация «Триумфальной арки».
К тому времени Ремарк и Дитрих уже расстались.
Марлен не снималась в течение
двух лет, и многие посчитали, что ее карьера близка к закату. Она опровергла
эти досужие домыслы, появившись в вестерне «Дестри снова в седле» (1939) в роли
певички Френчи. Критики снова стали превозносить ее как «одну из величайших
кинозвезд всех времен».
Продюсер Пастернак сделал еще
несколько картин с участием Марлен: «Семь грешников», «Нью-Орлеанский огонек»
(1941), «Золотоискатели» (1942), «Питтс-бург» (1942)... Эти фильмы принесли
«Юниверсал» хорошую прибыль
Осенью 1941 года в Нью-Йорке
объявился сбежавший из Франции знаменитый актер Жан Габен. Они познакомились
еще до войны. Марлен нравились не только его фильмы «Габен был совершенный
человек, — писала она в мемуарах, — сегодня мы сказали бы — «супермен»,
человек, которому все уступали Он был идеалом многих женщин. Ничего фальшивого
— все в нем было ясно и просто». С Габеном Марлен пережила самый
продолжительный роман своей жизни.
Когда США вступили в войну,
Дитрих продавала облигации военного займа, рекламируя их по радио и на встречах
со зрителями. Наиболее крупная ее работа в кино военного времени — цветная
версия фантазии о Хафизе «Кисмет»— появилась на экранах страны в 1944 году. Ее
роль была в украшении гарема, в томном пении нескольких «восточных мелодий» и
демонстрации хорошеньких ножек.
Зимой 1944 года Дитрих в
составе труппы фронтовых артистов вылетела в Европу. Артисты побывали
практически на всех фронтах, где сражались американцы.
«Среди нас были комедийные
актеры и аккордеонист, я пела и беседовала со всеми; мы вносили разнообразие в
суровую жизнь фронтовиков, которые в моих глазах были величайшими героями, ведь
они защищали не свою страну и не свою территорию. Чтобы в таких условиях
смотреть смерти в глаза — для этого требовалось двойное, даже тройное мужество.
Единственная опасность, которая грозила нам, гражданским лицам, это плен. О
бомбах и стрельбе мы легко забывали». Во время войны ходил анекдот. Марлен
спрашивают: «Правда ли, что на войне у вас был роман с Эйзенхауэром?» «Что вы!
— отвечает Марлен. — Генерал никогда так близко не подходил к передовой».
Дитрих с беспокойством думала
о судьбе родных, оставшихся в Германии. Она получила сообщение, что ее старшая
сестра Элизабет находится в концентрационном лагере Берген-Белзен. Марлен нашла
ее среди узников, а в сентябре 1945 года Марлен встретилась с матерью. Но через
два месяца в возрасте 63 лет Вильгельмина Элизабет Жозефина скончалась.
«Похоронив мать, я похоронила свою последнюю связь с домом», — напишет актриса в
мемуарах.
Кочевая жизнь в составе
фронтовой бригады оказалась самым дорогим воспоминанием ее жизни. Она получила
американскую «Медаль Свободы» и французский орден «Почетного легиона».
После войны Марлен Дитрих
отправилась во Францию, где вместе с Жаном Габеном снялась в фильме «Мартен
Руманьяк» (1946). Она играла роль прекрасной женщины, ставшей объектом острого
соперничества двух мужчин и гибнущей от руки одного из них. Французский язык
давался актрисе с трудом. Габен помогал ей добиться правильного произношения.
Увы, фильм в прокате провалился.
С грустью она покидала Жана
Габена и Париж — город, в котором жили ее друзья, составлявшие цвет и гордость
французского искусства: Эдит Пиаф, Же-рар Филип, Жак Превер, Жан Кокто, Жан
Маре, Марсель Карне.
Ее ждал Голливуд.
Романтическую шпионскую картину «Золотые серьги» (1947) поставил Митчелл
Лейзен. Хотя роль венгерской цыганки, как и сам фильм, нельзя отнести к ее
большим творческим достижениям, возвращение в кино состоялось. Эта «гремучая
смесь драмы и комедии» собирала полные залы.
Все чаще Марлен преследует
мысль переселиться в Европу, тем более что Габен мечтал о семье, детях. Но она
не захотела терять свободу, хотя до конца жизни любила французского актера.
После его смерти в 1976 году Дитрих заявила газетчикам: «Похоронив Габена, я
овдовела во второй раз». Рудольф Зибер скончался несколькими месяцами раньше...
Из всех мужчин, в которых она
была влюблена (кроме Штернберга, Ремарка и Габена, называют имена Вилли Форста,
Дугласа Фэрбенкса-младшего, Джеймса Стюарта, Майка Тодда, Джона Гилберта, Джона
Уэйна, Юла Бриннера, Берта Бакарака и других), по утверждению ее приятеля
Вальтера Райша, она по-настоящему любила только троих: Идо Сима, музыканта,
научившего ее играть на музыкальной пиле; Брайена Аэрна, который, не став
«звездой», приобрел некоторую известность в тридцатые годы, и Майкла Уайддинга,
британского актера тридцатых — сороковых годов. Чарлз Хайэм, который ссылается
на эти слова Райша в биографии Марлен, считает, что на жизнь Марлен Дитрих
оказали действительное влияние только два человека — Ремарк и Габен. С этим
трудно не согласиться.
В 1948 году Билли Уайлдер
закончил картину «Зарубежный роман». Обозреватель «Тайме» Босли Кроутер писал:
«Самая очаровательная роль в картине принадлежит именно Марлен Дитрих, которая
играет певичку из немецкого ночного клуба, колдунью, чародейку». В этом
музыкальном фильме Дитрих исполняла хиты «Иллюзия», «Черный рынок», «Руины
Берлина».
В картине Хичкока «Страх
сцены» (1950) она появилась в образе дивы по имени Шарлотта Инвуд. Нью-йоркская
газета «Санди миррор» отмечала, что «неизменно блистательная мисс Дитрих, как
всегда, захватила себе все лавры». В то же время вестерн режиссера Фрица Ланга
«Ранчо, пользующееся дурной славой» (1952) Дитрих считала худшим фильмом в
своей биографии, а режиссера называла «садистом».
Летом 1953 года к ней
обратился Вилли Миллер с предложением дать концерты в лас-вегасском отеле
«Сахара». Выступление 52-летней певицы, состоявшееся 25 декабря 1953 года,
произвело сенсацию. Она сразу получила контракты с лондонским «Кафе де Пари» и
кабаре в Монте-Карло.
Дитрих вернулась к увлечению
молодости — к пению на эстраде. Марлен пела в забытой манере берлинских кабаре
тридцатых годов. Она словно перечитывала старые письма или перелистывала старый
альбом.
На эстраде Дитрих обрела
творческую самостоятельность, о которой страстно мечтала на протяжении долгой
актерской карьеры. Основу репертуара актрисы составили песни, которые она пела
в фильмах «Голубой ангел», «Марокко», «Дьявол — это женщина», «Дестри снова в
седле», «Зарубежный роман», правда, в современной аранжировке. Она объехала со
своим шоу все континенты, и везде ей сопутствовал громкий успех.
«Мое «Шоу одной женщины»
требовало больших трудов, — говорила в одном из интервью Марлен Дитрих. —
Разучивание текста, репетиции, прогоны, премьеры, а кроме того, многочисленные
примерки моих драгоценных костюмов, поездки по всему миру на самолетах по всему
миру. И никогда нельзя показывать, что ты устала, всегда приходится сохранять
хорошее настроение, причем не только перед собственной труппой, но и перед
незнакомыми людьми, для этого требуется жесткая дисциплина и мужество. Я
исколесила Северную и Южную Америку, Англию и всю Европу, побывала в Японии и
России. Для этой профессии самые важные качества — энергичность и здоровье, а
главное — терпение. Сниматься в кино, по сравнению с этим, — детская забава».
Но уход на эстраду не означал
полного разрыва с кинематографом. Ее роли в фильмах «Свидетель обвинения»
(1958) и «Нюрнбергский процесс» (1960) свидетельствовали о силе и глубине ее
актерского дарования.
В «Свидетеле обвинения»
(режиссер Уайлдер) Дитрих продемонстрировала чудеса перевоплощения. Муж ее
героини Кристины обвиняется в убийстве, и, чтобы помочь ему, она превращается в
другую женщину, свидетельницу обвинения. И когда она предстает на экране в
обличий «кокни», трудно распознать в этой брюзжащей представительнице
лондонского дна изящную и надменную жену обвиняемого.
Столь же убедительной
получилась роль фрау Бертхольд в фильме «Нюрнбергский процесс» (режиссер
Крамер). Ее партнером был Спенсер Трейси, к которому Марлен всегда питала
огромное уважение. Это чувство было взаимным. Они составили великолепный дуэт.
Дитрих была создана для
любви. Не изменила она себе и в последний период жизни. Несмотря на большую,
около 30 лет, разницу в возрасте, она добилась взаимности от пианиста и
композитора Берта Бакарака. Около десяти лет они гастролировали вместе, пока
Берт не женился на актрисе Энджи Дикенсон. Марлен впала в депрессию. Она даже
думала отказаться от эстрады, но нашла в себе силы вернуться и выступала еще
десять лет.
В 1963 году вышла небольшая
книга Дитрих «Азбука моей жизни». Она не вела дневников, о чем горько пожалела,
приступив к мемуарам. Под названием «Возьми лишь жизнь мою» книга увидела свет
в 1979 году.
29 сентября 1975 года во
время концерта в Сиднее Марлен Дитрих, зацепившись в темноте за кабель, упала и
во второй раз сломала ногу (до этого в бедро уже был вставлен металлический
стержень). Потерявшую сознание актрису отвезли в клинику. Продюсер вышел к
публике и, извинившись, объявил об отмене концерта. Так закончилась
блистательная карьера знаменитой актрисы и певицы.
Последним фильмом Марлен
Дитрих был «Прекрасный жиголо — бедный жиголо» (1978). Она сыграла небольшую
роль хозяйки увеселительного заведения и исполнила одну из лучших своих песен —
«Всего лишь жиголо».
В 1979 году Дитрих перенесла
еще один сложный перелом бедра, после чего могла передвигаться только на
инвалидном кресле. В дневнике, который актриса начала вести в конце жизни, она
сетовала: «Это ли не издевательство! Ноги, которые способствовали моему
восхождению к славе, стали причиной моего низвержения в нищету!» Трехкомнатную
квартиру на авеню Монтень оплачивал муниципалитет Парижа.
В сентябре 1986 года вышел
документальный фильм Максимилиана Шелла «Марлен — гвоздь программы», который
имел шумный успех, получил ряд премий. У актрисы картина сначала вызвала
отвращение, потом она с ней смирилась.
Марлен Дитрих скончалась 6
мая 1992 года. Ей было девяносто лет. Незадолго перед смертью она завещала
похоронить ее рядом с матерью на кладбище в Берлине. На службе в парижской
церкви ее гроб был задрапирован французским флагом. В аэропорт Орли гроб увезли
под американским стягом. А в Берлине покрыли флагом воссоединенной Германии...